Гражданин приобрел дом в дачном некоммерческом партнерстве (ДНП) и стал членом данного ДНП. Он заключил с сетевой организацией (ОАО "А") договор об осуществлении технологического присоединения и прямой договор энергоснабжения. Однако по решению общего собрания членов ДНП между энергосбытовой компанией (ОАО "А") и ДНП ранее уже был заключен договор энергоснабжения. Соответственно, в настоящее время ДНП требует от своего члена расторгнуть прямой договор энергоснабжения с ОАО "А" и заключить договор энергоснабжения с ДНП.
Правомерны ли действия ДНП?
Снабжение граждан электрической энергией регулируется рядом нормативных актов, среди которых § 6 главы 30 ГК РФ, Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения), и опосредуется несколькими последовательно заключаемыми договорами.
Так, согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Установленные в п. 2 ст. 539 ГК РФ условия заключения данного договора (наличие у потребителя отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также обеспечение учета потребления энергии) обусловливают необходимость предварительного заключения между потребителем и сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями п. 1 ст. 26 Закона N 35-ФЗ. В частности, данным пунктом установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.
Как следует из вопроса, дом, об энергоснабжении которого идет речь, расположен в границах ДНП; его энергопринимающее устройство изначально было подключено к сетям дачного объединения. При таком положении новое технологическое присоединение этого устройства в рамках заключенного собственником дома с сетевой организацией договора противоречило бы ст. 26 Закона N 35-ФЗ. На этом основании суды рассматривают подобные договоры об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства как противоречащие закону, а следовательно - недействительные в силу ст. 168 ГК РФ*(1). В этой связи смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 06.06.2012 N 11-8664/12, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 08.10.2010 N 33-28679/10.
Порядку заключения договора энергоснабжения посвящены отдельные нормы раздела III Основных положений. В частности, в силу п. 71 Основных положений граждане - потребители электрической энергии, за исключением собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с Основными положениями с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.
Однако данная норма не означает, что для указанных категорий граждан единственно возможным является заключение договоров энергоснабжения напрямую с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией).
Так, реализуя свое конституционное право на объединение, граждане вправе на добровольных началах учредить некоммерческую организацию для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
К таким общим социально-хозяйственным задачам законодатель относит проход, проезд, водоснабжение и водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, охрану, организацию отдыха и иные потребности членов ДНП, для обеспечения которых предназначено имущество общего пользования ДНП, приобретаемое (создаваемое) на целевые взносы членов партнерства (ст. 1 Закона N 66-ФЗ).
Решение этих задач осуществляется в рамках управления ДНП, органами которого являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления. При этом общее собрание членов ДНП является высшим органом управления такого объединения (п. 1 ст. 20 Закона N 66-ФЗ), оно вправе рассматривать любые вопросы деятельности ДНП и принимать по ним решения (абз. 18 п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ), которые являются обязательными к выполнению членами ДНП (подп. 11 п. 2 ст. 19 Закона N 66-ФЗ).
При таком положении в рассматриваемой ситуации в силу своего членства в ДНП собственник дома обязан выполнять решения общего собрания членов ДНП, в том числе по вопросам электроснабжения. Иными словами, после вынесения общим собранием решения о заключении партнерством договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией) собственник дома не был вправе заключить такой договор с сетевой организацией напрямую.
Аналогичные разъяснения дают правоприменительные органы (Разъяснения Федеральной антимонопольной службы по вопросу заключения договора энергоснабжения с членами СНТ от 23 июня 2010 г.) и суды (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 N 19АП-5360/13).
Заключенный в рассматриваемой ситуации собственником дома договор энергоснабжения, как мы полагаем, должен быть признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ как нарушающий требования иного правового акта - решения общего собрания членов ДНП. Оснований для его расторжения, как того требует партнерство, на наш взгляд, не имеется. Однако, к сожалению, какой-либо правоприменительной, в том числе судебной, практики в подтверждение или опровержение нашего мнения по этому вопросу нам обнаружить не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
5 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Следовательно, для признания данного договора недействительным и применения последствий его недействительности (возврата уплаченных по договору сумм на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ) собственник должен обратиться в суд с иском к сетевой организации, заключившей с ним этот договор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.