Обжалуем решения трудовых инспекций
В соответствии со ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд. О порядке и сроках обжалования мы поговорим в статье.
Акт контрольного мероприятия
В соответствии с п. 63 Административного регламента N 354н*(1) в случае несогласия с изложенными в акте проверки фактами и выводами в течение 15 дней с даты получения акта проверки можно представить в государственную инспекцию труда в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений. При этом учреждение вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или заверенные копии либо в согласованный срок передать их в государственную инспекцию труда.
В подготовленных возражениях рекомендуем указывать конкретную страницу акта и его положения, с которыми не согласно учреждение, а также его аргументы и нормы законодательства, подтверждающие позицию. Замечания можно оформить, например, в виде таблицы, где в левой части будут указаны выводы проверяющих, а в правой - изложена позиция учреждения.
Возражения подлежат рассмотрению руководителем государственной инспекции труда в течение 10 рабочих дней, по результатам выносится письменное решение. Решение по возражениям на содержание акта проверки доводится до сведения проверяемого учреждения в течение трех дней после его вынесения.
Обратите внимание! Подача учреждением, в отношении которого проводилась проверка, возражений на содержание акта проверки не ограничивает право учреждения на обжалование действий и решений уполномоченных должностных лиц государственной инспекции труда, проводивших проверку, в порядке, установленном Административным регламентом N 354н.
В соответствии с п. 103 Административного регламента N 354н заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или государственной инспекции труда, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции, в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде.
Жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности. При этом жалобы на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица в государственной инспекции труда рассматриваются руководителем данной инспекции (его заместителем), а жалобы на действия (бездействие) и решения руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) рассматриваются в Роструде должностными лицами, уполномоченными на рассмотрение жалоб. В свою очередь, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда - главным государственным инспектором труда РФ, его же решения могут быть обжалованы только в суде.
Жалоба может быть направлена по почте, с использованием Интернета, официального сайта Роструда или государственной инспекции труда, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также может быть принята при личном приеме заявителя.
В силу п. 110 Административного регламента N 354н жалоба должна содержать:
- указание на должностное лицо, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте нахождения заявителя, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа.
Заявитель может дополнительно представить документы, подтверждающие его доводы, либо их копии.
Для справки. Подаваемая жалоба не будет рассматриваться в следующих случаях (п. 105 Административного регламента N 354н):
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
В соответствии с п. 116 Административного регламента N 354н решение в государственной инспекции труда по поступившее жалобе должно быть принято в течение 30 дней со дня ее регистрации. В аналогичный срок должно быть принято решение и по жалобе на действия (бездействие) руководителя государственной инспекции труда (его заместителя). Но при необходимости проведения по жалобе дополнительной проверки срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 30 дней. Жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на рассмотрение жалоб в Роструде, рассматриваются руководителем Роструда - главным государственным инспектором труда РФ также в течение 30 дней со дня регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы принимаются следующие решения (п. 117 Административного регламента N 354н):
- об удовлетворении жалобы, в том числе в форме отмены и пр., устранения опечатки, возвращения денежных средств;
- об отказе в удовлетворении жалобы.
В случае удовлетворения жалобы на решение уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо вправе отменить обжалуемое решение, изменить его или вынести новое решение.
В течение дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Обратите внимание! В соответствии с п. 120 Административного регламента N 354н заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие уполномоченных должностных лиц в суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные Гражданским процессуальным кодексом.
Кроме того, если должностными лицами государственной инспекции труда допущены нарушения законодательных актов либо принимаемые ими решения противоречат действующему законодательству, обжаловать указанные действия можно не только в вышестоящем органе (Роструде), но и в соответствующих органах прокуратуры. В силу ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры согласно их полномочиям разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Предписания об устранении выявленных нарушений
Если у учреждения не получилось оспорить акт, ему не стоит отчаиваться, а следует более основательно подготовиться к следующему этапу - обжалованию направляемых ему предписаний. По общему правилу оспаривать действия либо бездействие должностных лиц органов государственной власти можно путем направления жалобы в вышестоящий орган либо в суде. Порядок внесудебного обжалования предписаний аналогичен порядку оспаривания актов и описан выше, однако если указанный способ уже был использован организацией для оспаривания акта контрольного мероприятия, использовать его вновь для представления и предписания бессмысленно, нужно сразу переходить к судебному обжалованию.
Право государственных (муниципальных) учреждений на судебную защиту установлено ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Оно реализуется путем подачи заявления о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы государственных (муниципальных) учреждений, могут быть признаны судом недействительными (ст. 13 ГК РФ).
Напомним, что под нормативным актом понимается официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений.
Основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ").
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда учреждению стало известно о нарушении его прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Направляемое в арбитражный суд заявление должно содержать следующие сведения (ст. 199 АПК РФ):
- наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
- наименование проверяемого учреждения, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адрес электронной почты;
- наименование государственной инспекции труда, вынесшей оспариваемое решение;
- название, номер, дату оспариваемого решения;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением;
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемое решение;
- требование заявителя о признании решения незаконным;
- документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, их перечень, а также текст решения.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
В соответствии с ч. 3 ст. 125 АПК РФ копии искового заявления и прилагаемых к нему документов должны быть направлены в государственную инспекцию труда, вынесшую оспариваемое предписание, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Если арбитры установят, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, то примут решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам (ч. 9 ст. 201 АПК РФ).
Постановления о привлечении к административной ответственности
Если в ходе проверки были установлены факты, указывающие на совершенное административное правонарушение, проверяющее должностное лицо возбуждает дело об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями и положениями КоАП РФ. Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях должно осуществляться в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
- вынесенное судьей - в вышестоящий суд;
- вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
- вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
- вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В силу ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ Роструд рассматривает дела об административных правонарушениях, определенных ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28-5.34, 5.44 КоАП РФ. От имени Роструда рассматривать указанные дела об административных правонарушениях вправе:
- главный государственный инспектор труда РФ, его заместители;
- главный государственный правовой инспектор труда РФ;
- главный государственный инспектор РФ по охране труда;
- руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
- руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
- главные государственные инспекторы труда;
- старшие государственные инспекторы труда;
- государственные инспекторы труда.
Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Кроме того, они могут рассматривать и дела по ч. 1 ст. 5.27, - если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Вместе с тем указанное правило не запрещает подавать жалобу непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Если же рассматривать жалобу будет суд, то срок ее рассмотрения составит два месяца.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
- об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент исполнения Рострудом государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 N 354н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"