Комментарий к определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.10.2013 N ВАС-9518/13 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
В комментируемом Определении о передаче дела в Президиум ВАС РФ от 03.10.2013 N ВАС-9518/13*(1) рассмотрен спор между организацией и ФСС по вопросу исчисления пособия по уходу за ребенком: как правильно произвести расчет ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком женщине, которая родила двух детей подряд (не выйдя из первого декретного отпуска, родила второго ребенка)?
По окончании отпуска по беременности и родам (07.02.2011-26.06.2011) работнице предоставлен отпуск по уходу за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет (27.06.2011-24.09.2012) с выплатой ежемесячного пособия. На основании заявления расчет производился организацией по правилам, действующим до 2011 года, то есть исчисление пособия производилось исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления страхового события, при условии, что названный расчет приведет к увеличению размера пособий.
Организация рассчитала пособие по уходу за вторым ребенком исходя из норм п. 11 Положения N 375*(2): если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у указанного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.
Контролирующий орган счел, что п. 11 Положения N 375 в этой ситуации неприменим, так как ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком до полутора лет нужно исчислять исходя из должностного оклада застрахованного лица на день наступления страхового случая (п. 11.1 Положения N 375). Обратим внимание, что региональное отделение ФСС не оспаривает правомерность исчисления организацией пособия по беременности и родам в связи с рождением второго ребенка исходя из того же размера среднего заработка, из которого исчислялось пособие при рождении первого ребенка.
В обоснование своих доводов специалисты ФСС указывают следующее.
Под страховым случаем в соответствии со ст. 1.2 Федерального закона N 255-ФЗ*(3) понимается свершившееся событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица на получение и обязанность страхователя на выплату страхового обеспечения.
В силу ст. 1.3 Федерального закона 255-ФЗ страховыми случаями признаются, в частности, беременность и роды, уход за ребенком в возрасте до полутора лет.
Наступление или начало страхового случая для пособия по беременности и родам определяется датой начала отпуска по беременности и родам согласно заявлению застрахованного лица, а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком - первым днем предоставленного отпуска по уходу за ребенком (ст. 11.1 Федерального закона 255-ФЗ и ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ*(4)). При этом для каждого страхового случая соответствует определенное страховое обеспечение: для беременности и родов - пособие по беременности и родам, для ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет - ежемесячное пособие по уходу за ребенком. То есть, как указывает контролирующий орган, беременность и роды, уход за ребенком являются отдельными самостоятельными страховыми случаями.
В рассматриваемой ситуации (отпуск по уходу за вторым ребенком) в 12 месяцах, предшествовавших месяцу ухода в отпуск по уходу за вторым ребенком (расчетный период 01.06.2010-31.05.2011), работница находилась в отпуске по беременности и родам и заработка не имела.
В 12 месяцах, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая - отпуска по беременности и родам (расчетный период 01.02.2010-31.01.2011), работница тоже не имела заработка, поскольку находилась в отпуске по уходу за первым ребенком и в отпуске по беременности и родам за первым ребенком. Получается, что расчет должен производится в соответствии с п. 11.1 Постановления N 375.
Отметим, что данное дело рассмотрено Президиумом ВАС (Постановление от 10.12.2013 N 9518/13*(5)), который признал выводы судов о необходимости применения для урегулирования спорных правоотношений п. 11.1 Положения N 375 ошибочными, так как они противоречат положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ: применение ранее действовавшего (до 01.01.2011) порядка исчисления пособия по уходу за ребенком не должно привести к уменьшению размера пособия при наступлении нового страхового случая.
Кроме того, из буквального толкования п. 11.1 Положения N 375 следует, что если бы работница не имела заработка в течение 12 месяцев у данного страхователя до рождения первого ребенка (предыдущий страховой случай), то организация должна была бы определить средний заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком исходя из тарифной ставки установленного ей разряда, должностного оклада, денежного содержания (вознаграждения) на день наступления отпуска по уходу за ребенком. Однако женщина работала в организации до рождения первого ребенка более 12 месяцев и имела заработок.
Как указал суд, для исчисления пособия по уходу за вторым ребенком до полутора лет в рассматриваемом случае правомерно принят средний заработок застрахованного лица, рассчитанный за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у этого страхователя, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая, каковым в спорных правоотношениях является именно рождение первого ребенка.
Также хотим обратить внимание, что аналогичные выводы были сделаны в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 N А51-5528/2012 в отношении той же организации против того же органа ФСС, в отношении той же работницы и того же (ежемесячного) пособия, но выплаченного в течение другого периода - 2011 года.
Р.В. Немирович,
эксперт журнала "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Дело передано в Президиум ВАС, так как отсутствует единообразие при рассмотрении судами споров, касающихся исчисления страхователем размера пособия по уходу за вторым ребенком в связи с определением среднего заработка, исходя из которого должно исчисляться пособие.
*(2) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
*(3) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(4) Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
*(5) На момент выхода журнала данное постановление Президиума ВАС не было опубликовано, а только выложено в онлайн-версии, доступной по адресу: http://presidium.arbitr.ru/#index/2013-12-10/3feee3aa-fe2f-42eb-b26a-3503 c05d1668/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)