Налоговым органом в банк, в котором у организации открыт счет, было направлено поручение на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств в счет уплаты задолженности организации по НДС.
31.01.2014 налог был уплачен организацией самостоятельно с расчетного счета, открытого в другом банке. Но в настоящий момент поручение на списание и перечисление денежных средств не отозвано, в результате чего идет излишнее списание денежных средств по этому поручению.
Какой срок отзыва поручений предусматривает законодательство в данном случае? Несет ли какую-нибудь ответственность при этом налоговый орган?
В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
Для этого налоговый орган выносит соответствующее решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/662@ (Приложение N 4), и направляет на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ).
В целях уточнения отдельных полномочий налоговых органов при взыскании налогов Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ.
В частности, ст. 46 НК РФ дополнена п. 4.1, определяющим случаи, в которых налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных инкассовых поручений.
Одним из оснований для отзыва не исполненного (полностью или частично) инкассового поручения на взыскание налога (сборов, пеней, штрафов, процентов) является самостоятельная уплата налогоплательщиком налогов (сборов, пеней, штрафов, процентов), в том числе в связи с произведенным зачетом в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Действительно, с момента уплаты налога налогоплательщиком обязанность по уплате налога прекращается (подп. 1 п. 3 ст. 44 НК РФ), и, соответственно, задолженность перед бюджетом с этого времени отсутствует, следовательно, отпадают основания для принудительного списания задолженности и инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счета налогоплательщика должно быть отозвано из банка.
В абзацах 12 и 13 п. 4.1 ст. 46 НК РФ определено, что формы и порядок направления в банк решений налогового органа об отзыве не исполненных инкассовых поручений на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Необходимо отметить, что до настоящего времени указанные нормативные акты не приняты, хотя работа над ними и ведется (письмо ФНС России от 10.10.2013 N СА-16-7/201@ "К поручению Правительства Российской Федерации от 30.05.2013 N СП-П15-3594", письмо Ассоциации российских банков от 28.10.2013 N А-01/5-606).
В Налоговом кодексе РФ срок вынесения решения об отзыве инкассового поручения не определен, равно как и ответственность налогового органа за несвоевременное вынесение такого решения.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
До отзыва налоговым органом инкассового поручения за банком сохраняется обязанность по его исполнению. Однако поскольку основания для принудительного взыскания налога отпали, то взысканная в этом случае сумма должна быть расценена как излишне взысканная сумма налога.
По нашему мнению, в такой ситуации налогоплательщик имеет право на возврат сумм излишне взысканных налогов в порядке, предусмотренном ст. 79 НК РФ (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 N 14АП-8776/11).
С соответствующим заявлением налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания с него налога (п. 3 ст. 79 НК РФ). В течение 10 дней со дня получения письменного заявления налоговый орган должен принять решение о возврате суммы излишне взысканного налога (п. 2 ст. 79 НК РФ). Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с процентами, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата по ставке рефинансирования Центрального банка РФ (п. 5 ст. 79 НК РФ).
Таким образом, по нашему мнению, налоговые органы должны быть заинтересованы в оперативном отзыве инкассовых поручений, если основания для их выставления отпали.
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу нам найти не удалось, судебная практика также пока не сформировалась.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Ответ прошел контроль качества
17 февраля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.