Назначение руководителя учреждения
В силу ст. 273 ТК РФ руководитель организации - это физическое лицо, которое осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Трудовая деятельность руководителя как бюджетного учреждения, так и любой иной организации имеет свои особенности, которые регламентируются гл. 43 ТК РФ. Об особенностях принятия на работу руководителя мы и поговорим в статье.
Проверка дисквалификации
В силу ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.
Напомним, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалификация может быть установлена на срок от шести месяцев до трех лет.
Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется ФНС (п. 2 Положения о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 N 805). Порядок предоставления информации из реестра дисквалифицированных лиц и формы выписки из реестра дисквалифицированных лиц утверждены Приказом ФНС РФ от 06.03.2012 N ММВ-7-6/141@ (далее - Порядок N ММВ-7-6/141@).
Запрос о предоставлении информации из реестра может быть направлен на бумажном носителе непосредственно в любой налоговый орган или почтовым отправлением, а также в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", через официальный сайт ФНС или Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 4 Порядка N ММВ-7-6/141@ направляемый запрос должен содержать следующие сведения:
ФИО, дату и место рождения лица, обратившегося с запросом - при обращении с запросом физического лица;
полное наименование юридического лица, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица; фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица - при обращении с запросом юридического лица;
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения лица, о котором запрашивается информация;
указание на удобный способ получения информации (непосредственно, через уполномоченного представителя, по почте, в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
почтовый адрес заинтересованного лица - при выборе заинтересованным лицом способа получения информации по почте;
адрес электронной почты заинтересованного лица - при выборе заинтересованным лицом способа получения информации в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок предоставления информации составляет пять дней со дня получения соответствующего запроса.
Обратите внимание! Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до 100 000 руб. (ч. 2 ст. 14.23 КоАП РФ).
Представление сведений о доходах
В силу ст. 275 ТК РФ лицо, поступающее на должность руководителя бюджетного учреждения, обязано представить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:
лицом, поступающим на должность руководителя федерального бюджетного учреждения - в порядке, установленном Правительством РФ;
лицом, поступающим на должность руководителя бюджетного учреждения субъекта РФ - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта РФ;
лицом, поступающим на должность руководителя муниципального бюджетного учреждения - в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
Так, например, согласно Правилам представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей*(1) лицо, принимаемое на должность руководителя федерального бюджетного учреждения, при поступлении на работу представляет сведения:
- о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для поступления на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по форме согласно приложению 1 к указанным правилам;
- о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи лицом документов для поступления на работу на должность руководителя, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по форме согласно приложению 2 к указанным правилам.
Заметим, что представляемые лицом, поступающим на работу на должность руководителя учреждения сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера имеют конфиденциальный характер, если федеральным законом не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Эти сведения представляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам данного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителя федерального государственного учреждения.
Медицинский осмотр
Нормы Трудового кодекса устанавливают требования об обязательном медицинском осмотре при приеме на работу отдельных категорий работников. Так, например, медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат:
- лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н;
- лица, привлекаемые на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других местностей;
- работники медицинских организаций и детских учреждений.
Заметим, что медицинские осмотры должны проводиться исключительно медицинскими организациями вне зависимости от их формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности согласно действующим нормативным правовым актам.
Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
При направлении поступающего на работу лица для прохождения предварительного медицинского осмотра уполномоченным представителем бюджетного учреждения должно быть выписано и выдано под подпись направление на медицинский осмотр. Направление должно быть подписано уполномоченным представителем учреждения с указанием его должности, фамилии, инициалов.
По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинская организация оформляет заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра. Заключение должно быть подписано председателем медицинской комиссии, заверено печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.
Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых после завершения осмотра незамедлительно выдается лицу, поступающему на работу или завершившему прохождение периодического медицинского осмотра, на руки, а второй - приобщается к медицинской карте амбулаторного больного.
Заключение трудового договора
В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора будущий руководитель учреждения обязан представить:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (при осуществлении трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних).
Трудовой договор с руководителем, как и с любым другим работником, должен быть составлен в двух экземплярах в письменной форме (ч. 1 ст. 67 ТК РФ). Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения". Заключаемый трудовой договор должен предусматривать следующие сведения:
права и обязанности руководителя;
показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
условия оплаты труда руководителя;
срок действия трудового договора, если такой срок установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей предельно допустимые значения*(2).
Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя (ст. 61 ТК РФ).
Трудовой договор с руководителем может быть заключен как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом срок действия срочного трудового договора определяется уставом бюджетного учреждения или соглашением сторон. Как мы уже отметили выше, указанный срок, а также обстоятельства (причины), являющиеся основанием для заключения договора на определенный период, должны быть указаны в трудовом договоре (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
Также отметим, что до подписания трудового договора руководитель должен быть ознакомлен под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью, коллективным договором.
Уведомление соответствующих органов
Поскольку руководитель бюджетного учреждения выполняет функции ее единоличного исполнительного органа и имеет право без доверенности подписывать документы от имени учреждения, при его назначении необходимо уведомить некоторые органы.
Налоговые органы. В соответствии с пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) данные о руководителе учреждения (его фамилия, имя, отчество, паспортные данные и данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, ИНН) содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
При назначении нового руководителя ФНС вносит изменения в ЕГРЮЛ. Согласно п. 5 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ бюджетное учреждение обязано уведомить налоговый орган в течение трех рабочих дней с даты вступления в должность нового руководителя.
В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме Р14001 *(3).
Для справки. Непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в налоговый орган влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Территориальные органы Федерального казначейства. Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства регламентирован Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок открытия лицевых счетов). В силу пп. "д" п. 15 указанного порядка при смене руководителя или главного бухгалтера учреждения, а также при назначении временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера в случае освобождения руководителя или главного бухгалтера клиента от ранее занимаемой должности представляется новая, заверенная в соответствии с п. 46, 92.1, 94.5, 94.25, 96 и 114 Порядка открытия лицевых счетов, карточка образцов подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.
При электронном документообороте с использованием электронной подписи, осуществляемом в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ОФК и учреждениями, наличие образца подписи (подписей) уполномоченного лица (уполномоченных лиц), подписавшего (подписавших) электронной подписью электронный документ, в карточке подписей не требуется (п. 16 Порядка открытия лицевых счетов).
Порядок получения руководителем учреждения электронной подписи регулируется Приказом Федерального казначейства от 04.12.2013 N 279 "Об утверждении Регламента Удостоверяющего центра Федерального казначейства" (далее - Регламент). С целью получения электронной подписи руководителю необходимо обратиться в территориальное отделение Федерального казначейства по месту нахождения учреждения, представив при этом следующие документы:
копию паспорта гражданина РФ (2-я, 3-я страницы и место жительства) или иного документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством РФ, с предъявлением оригинала указанного документа, либо нотариально заверенную копию этих документов;
копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, содержащую СНИЛС руководителя, с предъявлением оригинала указанного документа, либо нотариально заверенную копию страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, содержащую СНИЛС руководителя;
копию учредительного документа (устава), заверенную учредителем либо нотариально;
копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную органом, выдавшим документ о государственной регистрации, либо нотариально;
копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенную налоговым органом, выдавшим свидетельство о постановке юридического лица на учет, либо нотариально;
нотариально заверенную копию документа, подтверждающего право руководителя действовать от имени юридического лица;
письменное обращение и доверенность, указанные в п. 6.2.1 Регламента.
* * *
Итак, мы убедились, что, несмотря на то что трудовая деятельность руководителя регулируется в целом теми же нормами, что и деятельность всех остальных работников, прием на работу руководителя имеет ряд нюансов, пренебрежение которыми может повлечь для учреждения неблагоприятные последствия, в том числе применение административного наказания.
А. Репин,
эксперт журнала
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208.
*(2) Порядок определения предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, превышение которого влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения, устанавливается учредителем.
*(3) Утверждена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"