Отстранение сотрудника от занимаемой им должности по решению суда
В редакцию журнала поступил вопрос с просьбой разъяснить следующую ситуацию. Сотрудник временно отстранен от занимаемой им должности на период следствия. Вправе ли федеральное казенное учреждение, относящееся к ведомству ФСКН, выплачивать денежное довольствие на период отстранения работника от должности? Если по результатам следствия обвинение будет снято, должно ли учреждение выплатить сотруднику компенсацию морального вреда? На эти и другие вопросы ответим в представленной статье.
В настоящее время, когда большое внимание уделяется борьбе с коррупцией, правоохранительные органы и органы прокуратуры довольно часто отстраняют от работы (должности) должностных лиц государственных органов и руководителей казенных учреждений. Поэтому у бухгалтеров возникает вопрос: как поступить в данном случае? Сотрудник не уволен, и в то же время ему необходимы средства для существования, ведь ни для кого не секрет, что следствие может затянуться на длительный срок. Прежде чем перейти к ответам на поставленные вопросы, расскажем, как происходит временное отстранение сотрудника от должности.
Процедура временного отстранения от должности
Статьей 114 УПК РФ установлено, что при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 данной статьи.
Согласно Методическим рекомендациям "Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания", утвержденным Письмом Генпрокуратуры РФ от 30.03.2004 N 36-12-04, процедура временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности состоит в следующем.
При наличии соответствующих оснований прокурор, а также начальник следственного отдела, следователь, дознаватель с согласия прокурора выносят мотивированное постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности. Данное постановление направляется в районный суд по месту проведения предварительного расследования. К постановлению должны быть приложены материалы дела (доказательства), подтверждающие наличие оснований для принятия данной меры процессуального принуждения. Постановление подлежит рассмотрению единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления.
По результатам его рассмотрения судья выносит мотивированное постановление о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности или об отказе в этом.
Копия постановления о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию. Постановление подлежит немедленному исполнению. Контроль за его исполнением осуществляет следователь или дознаватель, в производстве которого находится уголовное дело. Администрация предприятия, учреждения, куда направлено указанное постановление, обязана уведомить обвиняемого (подозреваемого) об отстранении от должности. Уведомление приобщается к материалам уголовного дела. При необходимости следователь (дознаватель) может уведомить об отстранении от должности подозреваемого (обвиняемого) те предприятия и финансовые учреждения, с которыми он был связан по службе.
Временное отстранение от должности признается длящейся мерой процессуального принуждения. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не является окончательным, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока не отпала необходимость в данной мере. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).
Денежные выплаты на период отстранения от должности
В соответствии с общими нормами, изложенными в ст. 76 ТК РФ, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) сотрудника на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения его от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Однако в определенных ситуациях период отстранения от должности подлежит оплате. Данные правила действуют в отношении государственных служащих и прокурорских работников. Так, на время отстранения гражданского служащего на период урегулирования конфликта интересов и проведения проверки в установленных законом случаях за служащим сохраняется денежное содержание (ст. 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Прокурорскому работнику, отстраненному от должности до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания, также сохраняется денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет (ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации").
Далее необходимо отметить, что УПК РФ предусматривает выплату денежных средств на период временного отстранения сотрудника от должности. В соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 131 УПК РФ гражданин, к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия. До внесения в указанный подпункт изменений Федеральным законом от 07.06.2013 N 122-ФЗ (вступил в силу с 18.06.2013) ежемесячный размер пособия был определен как 5 МРОТ. Согласно новой редакции данного подпункта лицо, временно отстраненное от должности, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, выплачиваемое обвиняемому в порядке, установленном п. 1 ст. 114 УПК РФ.
Таким образом, до 18.06.2013 сотрудник, временно отстраненный от должности, имел право на получение пособия в размере 5 МРОТ. После указанной даты пособие должно было выплачиваться в размере прожиточного минимума трудоспособного населения.
В качестве справки отметим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ в 2013 году составляла:
- за I квартал - 7 633 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 545);
- за II квартал - 7 941 руб. (Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 N 958);
- за III квартал - 8 014 руб. (Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1173).
Обратите внимание, что пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. Если размер пособия указан без учета новых законодательных норм, такое постановление подлежит отмене. В качестве примера приведем Определение Новгородского областного суда от 11.11.2013 N 44у-80. Данным документом в описательно-мотивировочной и резолютивной частях постановления районного суда был изменен размер пособия, выплачиваемого на период временного отстранения работника от должности. В частности, было убрано указание на выплату гражданину А. пособия в размере 5 МРОТ. Новая формулировка обязывала выплачивать ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Финансирование выплаты государственного пособия на период отстранения от должности
Часть 1 ст. 131 УПК РФ предусматривает, что выплата данного пособия лицу, временно отстраненному от должности, является процессуальными издержками, которые подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. Порядок возмещения процессуальных издержек устанавливается Правительством РФ (п. 4 ст. 131 УПК РФ). В настоящее время данный порядок предусмотрен п. 31 Постановления Правительства РФ от 01.12.2012 N 1240. В нем, в частности, сказано, что выплата ежемесячного государственного пособия подозреваемому (обвиняемому), временно отстраненному от должности в порядке, установленном п. 1 ст. 114 УПК РФ, производится на основании решения суда. В решении указываются фамилия, имя и отчество подозреваемого (обвиняемого), размер ежемесячного государственного пособия, а также финансовая служба (орган, его подразделение) (далее - финансовая служба), осуществляющая финансирование процессуальных издержек.
Копия решения суда, заверенная в установленном порядке, в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) от должности направляется в соответствующую финансовую службу для выплаты денежных сумм указанному лицу или его представителю по месту ее нахождения или посредством перечисления обозначенных в решении сумм на текущий (расчетный) счет подозреваемого (обвиняемого) по его ходатайству.
Выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подозреваемого (обвиняемого) осуществляется не позднее 30 дней со дня получения решения суда.
Таким образом, государственное пособие на период временного отстранения работника от должности выплачивается за счет средств федерального бюджета уполномоченным органом за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных ему на эти цели в федеральном бюджете, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке. Например, уполномоченным органом может быть финансовая служба судебного департамента.
В соответствии с положениями разд. III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы федерального бюджета на исполнение судебных актов РФ и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также деятельности федеральных казенных учреждений, подлежат отражению в рамках соответствующих элементов подгруппы 830 "Исполнение судебных актов" классификации расходов бюджетов.
Таким образом, в силу Указаний N 65н расходы на выплату обвиняемому лицу, временно отстраненному от должности, ежемесячного государственного пособия, предусмотренного пп. 8 п. 2 ст. 131 УПК РФ, отражаются с применением кода вида расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов) либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных учреждений" классификации расходов бюджетов и подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
Далее обратим внимание на Письмо Минфина РФ от 15.05.2009 N 02-05-09/2001, в котором была рассмотрена ситуация, когда сотрудник отстранен от занимаемой должности правоохранительными органами. Финансовое ведомство на основании норм существующего законодательства разъяснило следующее. Выплата ежемесячного пособия отстраненному от должности физическому лицу в силу п. 1 ст. 131 УПК РФ возможна как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств участников уголовного судопроизводства. Следовательно, суд (дознаватель, следователь) может позволить выплачивать пособие и через организацию, если она финансируется из федерального бюджета, поскольку бюджет один и тот же. Таким образом, если казенное учреждение, в котором сотрудник временно отстранен от должности, получило постановление районного суда, согласно которому обязанность по выплате данного пособия возлагается на него, поскольку оно получает финансирование из федерального бюджета, учреждение обязано будет его исполнить.
На вопрос о том, по какой подстатье КОСГУ отражается выплата ежемесячного пособия лицу, временно отстраненному от должности, финансисты ответили: оплата расходов на выплату пособия может осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных указанному федеральному бюджетному учреждению на выплату заработной платы сотрудникам. Согласно Указаниям N 65н на 2014 год такие расходы отражаются по подстатье 211 "Заработная плата" КОСГУ. Иными словами, пособие на период временного отстранения от должности может выплачиваться учреждением как заработная плата, пока не будет закончено следствие и не будет снято обвинение или пока гражданин не перейдет на полное государственное обеспечение как преступник.
Таким образом, в бухгалтерском учете будет сделана стандартная запись (п. 102 Инструкции N 162н*(1)):
Дебет счета 1 401 20 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 1 302 11 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
Рассмотрим пример по начислению пособия на период временного отстранения работника от должности.
Пример
С 17.07.2013 по решению районного суда сотрудник федерального казенного учреждения временно отстранен от должности на период следствия. Согласно постановлению суда обязанность по выплате государственного пособия в соответствии с пп. 8 п. 2 ст. 131 УПК РФ возложена на учреждение. Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по РФ за III квартал 2013 года составила 8 014 руб. Следует начислить пособие с его последующим перечислением на банковскую карту работника.
В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Начислено сотруднику пособие в размере прожиточного минимума | 1 401 20 211 | 1 302 11 730 | 8 014 |
Отражена сумма пособия, подлежащего перечислению на банковскую карту работника | 1 302 11 830 | 1 304 03 730 | 8 014 |
Перечислено пособие на банковскую карту работника | 1 304 03 830 | 1 304 05 211 | 8 014 |
Налогообложение пособия, выплачиваемого на период отстранения от должности
Как уже было сказано, сотрудник в ходе досудебного разбирательства по постановлению суда может быть временно отстранен от должности. На время отстранения от должности ему назначается компенсация в виде ежемесячного государственного пособия. В пункте 2 ст. 131 УПК РФ указано, что ежемесячное пособие сотруднику, временно отстраненному от должности, признается одной из процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо за счет средств участников уголовного судопроизводства. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ с суммы рассматриваемого пособия НДФЛ не удерживается. Напомним, что нормы данного пункта освобождают об обложения НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. Исключением являются пособия по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).
Объектом обложения страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(2) признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Аналогично нормам п. 1 ст. 217 НК РФ ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ выводит из-под обложения страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления. Таким образом, ежемесячное государственное пособие, выплачиваемое согласно п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, не облагается страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и ФСС.
* * *
В заключение отметим, что при завершении производства по делу должен быть окончательно решен и вопрос об отстранении сотрудника от должности. В случае прекращения уголовного дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 213 УПК РФ.
Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или суд выносит оправдательный приговор, у лица, в отношении которого была принята данная мера, в соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ возникает право на возмещение причиненного ему вреда. Это означает, что лицо восстанавливается в прежней должности и имеет право на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.
При вынесении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено УК РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно решается в приговоре суда. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"