Анализ основных изменении законодательства в области налогообложения и бухгалтерского учета
Ежегодно в законодательство в области бухгалтерского учета и налогообложения вносится множество поправок. Основная задача бухгалтера в начале календарного года ознакомиться с основными нововведениями и в случае необходимости скорректировать порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
При рассмотрении изменений бухгалтерского законодательства в 2014 г. в первую очередь следует отметить увеличение в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января на 349 руб. минимального размера оплаты труда до 5 554 руб. в месяц (по сравнению с 2013 г. - 5 205 руб.).
Также с 1 января 2014 г. на основании Федерального закона от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" проиндексированы на 1,05 государственные пособия гражданам, имеющим детей (детские пособия) (далее - Закон N 349-ФЗ). Кроме того, в соответствии со ст. 9 Закона N 349-ФЗ в 2014 г. размер материнского (семейного) капитала составляет 429 408,5 руб.
С 1 января 2014 г. вместо кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО) вводятся коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО), содержащие 11 знаков. Новые коды более подробно отражают структуру и уровни территориальной организации местного самоуправления (см. письмо Минфина России от 25.04.2013 N 02-04-05/14508).
Ряд изменений коснулся и налога на прибыль организаций. Так, повышающие коэффициенты амортизации основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды (повышенной сменности), можно применять только в отношении объектов, принятых на учет до 1 января 2014 г. (абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
Еще одно новшество 2014 г. касается участников региональных инвестиционных проектов, которым законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные ставки налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет: не более 10% в течение первых пяти лет и не менее 10% в течение следующих пяти лет.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации" на 10-летний период устанавливается нулевая ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.
Важные изменения коснулись и налога на добавленную стоимость (НДС). С 1 января 2014 г. декларации по НДС налоговые инспекции будут принимать только в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота. Новый порядок не распространяется на декларации за IV кв. 2013 г., а также на уточненные декларации за налоговые периоды до I кв. 2014 г. Их по-прежнему можно будет сдавать на бумажных носителях (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875).
С 1 января 2014 года региональным властям предоставлено право взимать налог на имущество организаций не со среднегодовой, а с кадастровой (по состоянию на начало года) стоимости основных средств (Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Новый порядок определения налоговой базы может быть введен в отношении следующих объектов недвижимости:
- административно-деловых и торговых центров, а также помещений в них;
- нежилых помещений, которые предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
- объектов недвижимости иностранных организаций, не имеющих в России постоянных представительств.
Новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество организаций может применяться только в тех субъектах РФ, в которых не позднее 1 января 2014 г. были утверждены и опубликованы перечни объектов недвижимости с указанием их адресов и кадастровых реквизитов. Если к 1 января 2014 г. такие нормативные акты отсутствуют, рассчитывать налог на имущество организаций по любым объектам нужно по-прежнему, исходя из их среднегодовой стоимости.
Корректировке подверглись и страховые взносы. Так, в 2014 г. предельная база для начисления страховых взносов составляет 624 тыс. руб. (в 2013 г. - 568 тыс. руб.) (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.").
В 2014 г. Федеральным законом от 02.12.2013 N 323-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" сохранены действующий в 2013 г. порядок уплаты и тарифы страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В новом году на уровне 2013 г. сохранены ставки страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, также сохранены пониженные тарифы страховых взносов, действовавшие в 2013 г., в отношении субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций (Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
В 2014 г. в случае смерти сотрудника, застрахованного в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, размер единовременной страховой выплаты его родственникам равен 1 млн. руб. (Федеральный закон от 02.12.2013 N 331-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Продолжается реформа по формированию страховой и накопительной частей пенсии. С нового года сотрудники могут выбирать тариф отчислений на накопительную часть пенсии - 0 или 6%. Тариф 6% можно выбрать сотрудникам 1967 г. рождения и моложе не позднее 31 декабря 2015 г., заключив договор об обязательном пенсионном страховании и обратившись с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо приняв решение формировать свои пенсионные накопления через частную или государственную управляющую компанию и выбрав соответствующий инвестиционный портфель (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения").
С 2014 г. изменен порядок расчета и уплаты пенсионных взносов для предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя. Так с нового года размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию индивидуальными предпринимателями (ИП) определяется в следующем порядке:
- в случае если величина дохода ИП за текущий год не превышает 300 тыс. руб., страховой взнос определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - 26%, увеличенное в 12 раз (п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). То есть минимальная сумма взноса на пенсионное страхование индивидуального предпринимателя в 2014 г. составит: 17 328 руб. (5 554 руб. х 26% х 12 мес.);
- в случае если величина дохода предпринимателя за текущий год превышает 300 тыс. руб., страховой взнос определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - 26%, увеличенное в 12 раз, плюс 1% от суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период (п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - 26%, увеличенное в 12 раз (подп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 237-ФЗ)). То есть максимально возможная сумма взноса на пенсионное страхование индивидуального предпринимателя в 2014 г. составит 138 627,84 руб. (5 554 руб. х 8 х 26% х 12 мес.).
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода предпринимателя, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период, уплачиваются им не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 2 ст. 2 Закона N 237-ФЗ). Минимальный тариф пенсионных взносов (17 328 руб.) предпринимателю необходимо заплатить не позднее 31 декабря текущего 2014 г.
С нового 2014 г. увеличены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии сотрудников, занятых:
- на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - с 4 до 6%;
- на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях - с 2 до 4% (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
В 2014 г. введены повышающие коэффициенты по транспортному налогу для легковых автомобилей стоимостью более 3 млн. руб. Так, с нового года исчисление суммы транспортного налога производится с учетом следующих повышающих коэффициентов:
- 1,1 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
- 1,3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
- 1,5 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
- 2 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- 3 - в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
При этом исчисление указанных сроков начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. В свою очередь порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей должен быть определен Минпромторгом России. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторгом России в сети Интернет (ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").
Изменения в законодательстве коснулись и налога на доходы физических лиц. С 2014 г. при приобретении (строительстве) жилья стоимостью менее 2 млн. руб. остаток имущественного вычета может быть использован при приобретении (строительстве) других жилых объектов до полного его использования.
Кроме того, размер вычета в отношении процентов по целевым займам, привлеченным для приобретения (строительства) жилья, ограничивается суммой 3 млн. руб. Также имущественный налоговый вычет могут получить родители (усыновители, приемные родители, опекуны, попечители), осуществляющие новое строительство либо приобретение за счет собственных средств жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них в собственность своих детей в возрасте до 18 лет (подопечных - в возрасте до 18 лет) (ст. 1 Закона N 212-ФЗ).
С 2014 г. ИП могут применять патентную систему налогообложения со дня своей государственной регистрации. Так, если физическое лицо планирует со дня государственной регистрации в качестве ИП осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте РФ, на территории которого такое лицо состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, то заявление на получение патента подается одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
В новом году ряд изменений произошел и в правилах налогового контроля. Так, с 1 января 2014 г. налоговым инспекциям предоставлено право получать информацию не только об открытии, закрытии, изменении реквизитов банковских счетов, но и об имеющихся у организаций и граждан вкладах и депозитах, а также об использовании ими корпоративных электронных платежных средств. Банки обязаны сообщать налоговым инспекциям такую информацию (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 134-ФЗ).
Также с 1 января 2014 г. при проверке деклараций (расчетов), в которых заявлен убыток, а также уточненных деклараций (расчетов), в которых уменьшены налоговые обязательства плательщиков, налоговые инспекции вправе потребовать пояснения и документы, подтверждающие достоверность данных, отраженных в декларациях (расчетах) (подп. "б" и "д" п. 8 ст. 10 Закона N 134-ФЗ).
С 1 января 2014 г. за отказ от представления документов, запрашиваемых в ходе налоговой проверки, или непредставление их в установленные сроки можно штрафовать не только организации, но и предпринимателей. Размер штрафа составит 10 тыс. руб. (подп. б п. 35 ст. 1 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ)).
Кроме того, с нового года расширен круг лиц, которых можно оштрафовать за грубые нарушения правил учета. Теперь инспекции будут штрафовать по ст. 120 НК РФ не только организации, но и предпринимателей (п. 34 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).
Переход на электронный документооборот происходит и в области таможенного регулирования. Так, с 1 января 2014 г. таможенное декларирование проводится только в электронной форме с использованием таможенной декларации (п. 4 ст. 322 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Список литературы
1. Беспалов М.В. Анализ механизма расчета страховых взносов в 2010 г. // Юрист. 2009. N 12. С. 55-61.
2. Беспалов М.В. Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году // Налоги и финансы. 2011. N 3. С. 6-9.
3. Беспалов М.В. Роль налоговой политики в развитии предпринимательства // Человек и труд. 2009. N 11. С. 38-41.
4. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения: Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ.
9. О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования": Федеральный закон от 02.12.2013 N 333-ФЗ.
10. О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования": Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ.
11. О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; Федеральный закон от 02.11.2013 N 307-ФЗ.
12. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда": Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ.
13. О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний": Федеральный закон от 02.12.2013 N 331-ФЗ.
14. О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 23.07.2013 N 214-ФЗ.
15. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.09.2013 N 267-ФЗ.
16. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
17. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц": Федеральный закон от 02.12.2013 N 334-ФЗ.
18. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.: постановление Правительства РФ от 30.11.2013 N 1101.
19. О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
20. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 N 323-ФЗ.
21. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
22. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ.
23. Письмо Минфина России от 25.04.2013 N 02-04-05/14508.
24. Письмо Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875.
25. URL: http://www.garant.ru.
26. URL: http://www.1gl.ru.
М.В. Беспалов,
кандидат экономических наук,
доцент, заместитель главного бухгалтера,
Тамбовский государственный
университет им. Г.Р. Державина
"Все для бухгалтера", N 1, январь-март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).