Получение подарков отдельными категориями служащих
18.01.2014 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 N 10, которым утверждено Типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации (далее - Положение N 10). В статье рассмотрим данное постановление более подробно.
Отметим, что согласно пп. "г" п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297, Правительство РФ должно было в срок до 01.10.2012 издать типовой нормативный акт, который обязывал бы государственных и муниципальных служащих сообщать о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Кроме того, в этом документе должны были быть даны определения понятий "получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных обязанностей", "подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями", а также установлен срок, в течение которого необходимо сообщить о получении подарка, и определен порядок сдачи подарка, его оценки, реализации и зачисления средств, вырученных от его реализации, в соответствующий бюджет и порядок выкупа подарка. Положение N 10 - это тот самый нормативный акт.
На кого распространяется действие Положения N 10?
Положение N 10 распространяется (п. 1):
- на лиц, замещающих государственные (муниципальные) должности;
- на государственных (муниципальных) служащих;
- на служащих ЦБ РФ;
- на работников ПФР, ФСС, ФФОМС;
- на сотрудников организаций, созданных РФ на основании федеральных законов;
- на сотрудников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
Данное положение распространяется на подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей указанных выше лиц.
Понятия, закрепленные в Положении N 10
Положением N 10 закреплены понятия для целей его применения (п. 2):
- подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями - подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды);
- получение подарка в связи с должностным положением или в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей - получение лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником лично или через посредника от физических (юридических) лиц подарка в рамках осуществления деятельности, предусмотренной должностным регламентом (должностной инструкцией), а также в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами, определяющими особенности правового положения и специфику профессиональной служебной и трудовой деятельности указанных лиц.
Обязанности лиц, получивших подарки
Исходя из п. 3 Положения N 10 лица, замещающие государственные (муниципальные) должности, служащие, работники не вправе получать не предусмотренные законодательством РФ подарки от физических (юридических) лиц в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.
Напомним, что согласно п. 3 ч. 1 ст. 575 ГК РФ не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб., лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим ЦБ РФ в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. При этом запрет на дарение указанным выше лицам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены названными лицами и стоимость которых превышает 3 000 руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором поименованное лицо замещает должность (ч. 2 ст. 575 ГК РФ).
В силу п. 4 Положения N 10 перечисленные выше лица обязаны в порядке, предусмотренном данным положением, уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей государственный (муниципальный) орган, фонд или иную организацию, в которых эти лица проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность.
Сроки уведомления о получении подарка
На основании п. 5 Положения N 10 уведомление о получении подарка должно быть предоставлено не позднее чем через три рабочих дня со дня получения подарка в уполномоченное структурное подразделение (уполномоченную организацию) государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации, в которых лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник проходят государственную (муниципальную) службу или осуществляют трудовую деятельность. К уведомлению необходимо приложить документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка). Форма уведомления приведена в приложении к Положению N 10. Данное уведомление составляется в двух экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации, а другой - направляется в комиссию по поступлению и выбытию активов государственного (муниципального) органа или соответствующий коллегиальный орган фонда или иной организации (уполномоченной организации), образованные согласно законодательству о бухгалтерском учете (п. 6 Положения N 10).
Приведем некоторые нюансы, связанные с уведомлением о получении подарка:
- если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее чем через три рабочих дня со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки (п. 5 Положения N 10);
- при невозможности подачи уведомления в установленные сроки (не позднее чем через три рабочих дня со дня получения подарка либо не позднее чем через три рабочих дня со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки) по причине, не зависящей от сотрудника, оно представляется не позднее следующего дня после ее устранения (п. 5 Положения N 10);
- если стоимость подарка превышает 3 000 руб. и это подтверждается документами либо если сотруднику неизвестна стоимость подарка, то подарок сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее чем через пять рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации (п. 7 Положения N 10);
- подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, независимо от своей стоимости подлежит передаче на хранение в порядке, предусмотренном п. 7 Положения N 10 (п. 8 Положения N 10).
К сведению. До передачи подарка по акту приема-передачи ответственность согласно законодательству РФ за утрату или повреждение подарка несет лицо, получившее подарок (п. 9 Положения N 10).
Порядок выкупа подарка
Пунктом 12 Положения N 10 предусмотрено, что сотрудник, сдавший подарок, имеет право его выкупить. Для этого ему необходимо направить соответствующее заявление на имя представителя нанимателя (работодателя) не позднее чем через два месяца со дня сдачи подарка. Далее уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) в течение трех месяцев со дня поступления указанного заявления организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа (п. 13 Положения N 10).
Если заявление на выкуп подарка не поступило, то государственный (муниципальный) орган, фонд или иная организация может использовать подарок, но с учетом заключения комиссии или коллегиального органа о целесообразности использования для обеспечения деятельности этих организаций (п. 14 Положения N 10).
В случае нецелесообразности использования подарка руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается решение о реализации подарка и проведении оценки его стоимости для реализации (выкупа), осуществляемой уполномоченными государственными (муниципальными) органами и организациями посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном законодательством РФ (п. 15 Положения N 10). Если же подарок так и не был выкуплен или реализован, то руководителем государственного (муниципального) органа, фонда или иной организации принимается одно из решений:
- о повторной реализации подарка;
- о его безвозмездной передаче на баланс благотворительной организации;
- о его уничтожении в соответствии с законодательством РФ (п. 17 Положения N 10).
К сведению. Оценка стоимости подарка для реализации (выкупа), предусмотренная п. 13 и 15 Положения N 10, осуществляется субъектами оценочной деятельности согласно законодательству РФ об оценочной деятельности (п. 16 Положения N 10).
Что касается средств, полученных от реализации (выкупа) подарка, они зачисляются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (п. 18 Положения N 10).
Налогообложение
НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) за пределами РФ. При этом не подлежит налогообложению доход в виде подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, если их стоимость не превышает 4 000 руб. за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Однако подарки, которые получены лицами, замещающими государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими ЦБ РФ и стоимость которых превышает 3 000 руб., признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.
Таким образом, при получении названными выше лицами подарка, признаваемого в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаваемого по акту в орган, в котором поименованное лицо замещает должность, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает.
Данные разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 03.12.2009 N 03-04-06-01/310, от 13.03.2009 N 01-02-01/03-504.
НДС. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе. При этом объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Налоговая база по НДС определяется как рыночная стоимость подарка (без НДС). Причем налоговая ставка будет равна 18% (п. 1 ст. 154, п. 3 ст. 164 НК РФ).
Налог на прибыль организаций. В силу п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях определения налога на прибыль относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).
Из приведенных положений Налогового кодекса следует, что полученная от работника плата за выкупаемый им подарок является доходом в целях налогообложения прибыли.
Бюджетный учет
Пунктом 10 Положения N 10 установлено, что для принятия к бухгалтерскому учету подарка в порядке, установленном законодательством РФ, определение его стоимости проводится на основе рыночной цены, действующей на дату принятия к учету подарка, или цены на аналогичную материальную ценность в сопоставимых условиях с привлечением при необходимости комиссии или коллегиального органа. При этом сведения о рыночной цене подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
Если стоимость подарка:
- не превышает 3 000 руб. - он возвращается сдавшему его лицу.
- превышает 3 000 руб. - уполномоченное структурное подразделение (уполномоченная организация) должна обеспечить включение такого подарка, принятого в установленном порядке к бухгалтерскому учету, в реестр федерального имущества или соответствующий реестр субъекта РФ (реестр муниципального образования) (п. 11 Положения N 10).
Учет подарков должен осуществляться согласно инструкциям N 157н *(1) и 162н *(2).
Исходя из п. 335 Инструкции N 157н забалансовый счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении данного имущества полномочия собственника (имущества, полученного в качестве дара, бесхозяйного имущества и т.п.), материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству РФ вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа.
При этом названные материальные ценности, полученные (принятые) учреждением, учитываются на забалансовом счете на основании первичного документа, подтверждающего получение (принятие на хранение (в переработку)) учреждением материальных ценностей, по стоимости, указанной в документе передающей стороной (по стоимости, предусмотренной договором), а в случае одностороннего оформления акта учреждением в условной оценке один объект - один рубль.
В бухгалтерском учете данные операции отражаются с учетом положений Инструкции N 162н. Итак, при передаче и выкупе подарка сотрудником необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Подарок поставлен на забалансовый учет | ||
Подарок списан с забалансового учета в связи с его выкупом сотрудником | ||
Начислен доход от реализации подарка | 1 205 81 560 | 1 401 10 180 |
Начислен НДС | 1 401 20 290 | 1 303 04 730 |
Начислен налог на прибыль | 1 401 20 290 | 1 303 03 730 |
Перечислена сумма стоимости подарка в доход федерального бюджета | 1 210 02 180 | 1 205 81 660 |
Получены ЛБО для уплаты налогов | 1 501 15 290 | 1 501 13 290 |
Принято бюджетное обязательство по уплате налогов | 1 501 13 290 | 1 502 11290 |
Принято денежное обязательство по уплате налогов | 1 502 11 290 | 1 502 12 290 |
Перечислен НДС в бюджет | 1 303 04 830 | 1 304 05 290 |
Перечислен налог на прибыль в бюджет | 1 303 03 830 | 1 304 03 830 |
Е. Соболева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"