Каким образом в случае отсутствия у налогоплательщика учета перечисленного НДФЛ в разрезе каждого физического лица должен производиться расчет пени (в целом по организации или отдельно по каждому физическому лицу) и имеет ли налоговый орган право привлечь налогового агента к ответственности в случае отсутствия такого учета?
Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
На основании ч. 1 ст. 230 НК РФ на налоговых агентов, которыми, в частности, являются государственные (муниципальные) учреждения, возложена обязанность по отражению доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. Нормы НК РФ не содержат определения понятия "регистр налогового учета по НДФЛ", поэтому необходимо воспользоваться определениями, применяемыми в целях исчисления налога на прибыль организаций. Под регистрами налогового учета, применяемыми в целях исчисления налогооблагаемой прибыли, понимаются сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов должны быть разработаны учреждением самостоятельно и отражены в учетной политике для целей налогообложения. Напомним, что разрабатываемые учреждением налоговые регистры в обязательном порядке должны содержать:
- сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика;
- статус налогоплательщика;
- вид выплачиваемых налогоплательщику доходов;
- вид предоставленных налогоплательщику налоговых вычетов;
- сумму полученного дохода и дату его получения;
- дату удержания налога;
- дату перечисления налога в бюджетную систему РФ;
- сумму налога и величину налоговой базы;
- реквизиты соответствующего платежного документа.
В случае невыполнения требований НК РФ по разработке и использованию регистров по НДФЛ учреждение может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 120 НК РФ в случае грубого нарушения государственным (муниципальным) учреждением правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения на указанное учреждение может быть наложен штраф в размере 30 000 руб. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского либо налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Кроме того, необходимо отметить, что в ходе проведения мероприятий в рамках осуществления налогового контроля должностные лица налогового органа вправе истребовать необходимые для проверки документы. Напомним, что требование о представлении документов может быть передано руководителю учреждения лично под расписку или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 1 ст. 93 НК РФ).
Непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 126 НК РФ, взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В силу п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять сумму исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Для обеспечения исполнения указанной обязанности либо исполнения указанной обязанности в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст. 75 НК РФ предусмотрен способ обеспечения в виде начисления сумм пени.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. На основании п. 7 ст. 75 НК РФ правила, предусмотренные указанной статьей, распространяются на налоговых агентов.
Таким образом, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждым физическим лицом и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
1 марта 2013 г.
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"