В учреждении предусмотрен порядок компенсации командировочных расходов в денежной форме на основании сданных авансовых отчетов с приложением документов, подтверждающих осуществление расходов по оплате проезда и найма жилого помещения.
Необходимо ли отражать командировочные расходы в плане-графике, если они были выданы сотруднику на руки или переведены на зарплатную карту? Подпадает ли этот случай под п. 26 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если услуги, связанные с командировкой, приобретаются работником от своего имени, то закупки в рамках Закона N 44-ФЗ не происходит и такие расходы не отражаются в плане-графике, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Если расходы, связанные с командировкой, были осуществлены по договорам, заключенным организацией, направившей работника в командировку, или работником, направленным в командировку, от имени организации, такие договоры должны соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
1. От имени юридического лица могут действовать не только его органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 ГК РФ), но и представители - лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ). Действия представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого, в данном случае - организации (п. 1 ст. 182 ГК РФ). Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) N 44-ФЗ не ограничивает право заказчиков на выдачу своим сотрудникам денежных средств под отчет для осуществления тех или иных расходов в интересах учреждения. Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения, а стало быть, приобретение им за наличные деньги товаров, работ, услуг от имени заказчика следует квалифицировать как закупку, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Начиная с бюджетов на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов) подлежат применению единые для всех бюджетов коды видов расходов. Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразделе 5.2 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Применять единые виды расходов в 2014 году необходимо с учетом положений подраздела 4.4. раздела 4 "Особенности отражения бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации" Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 11.07.2013 N 16-01-08/26933 (далее - Методические указания).
Согласно Указаниям N 65н и Методическим указаниям в 2014 году единые коды видов расходов должны применяться с учетом следующих правил.
Группа видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" (далее - группа 200) объединяет бюджетные ассигнования, направляемые исключительно на закупки, осуществляемые на основании государственных (муниципальных) контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, если расходы, связанные с командировкой, были осуществлены по контрактам, заключенным организацией, направившей работника в командировку, или работником, направленным в командировку, от имени организации, они отражаются по группе 200, и такие договоры подпадают под п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
2. Денежные выплаты работнику, связанные с направлением его в командировку, осуществляется за счет группы видов расходов 100 "Расходы на выплаты персоналу..."
К ним относятся расходы по договорам заключенным командированным работником не от имени учреждения, а от своего имени (это касается, например, случаев, когда в период служебной командировки или в связи со служебными поездками у него возникает необходимость произвести те или иные затраты, связанные с выполнением поручения работодателя), такое приобретение, на наш взгляд, не является закупкой товара (работы, услуги) по смыслу этого понятия, определенного в п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
Обязанность работодателя по возмещению сотруднику таких расходов основана на нормах трудового законодательства (ст.ст. 168, 168.1 Трудового кодекса РФ), а не Закона N 44-ФЗ. При таких обстоятельствах приобретение сотрудником товаров, работ или услуг осуществляется не в рамках закупки на основании правил Закона N 44-ФЗ. Косвенно этот вывод следует из разъяснений Минэкономразвития России, приведенных в письме от 23.12.2008 N Д05-5895, которые были даны по вопросам применения норм Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). В упомянутом письме, в частности, отмечается, что в случае, если договор на перевозку заключается между перевозчиком (транспортной организацией) и физическим лицом (сотрудником заказчика), то речь идет о возмещении транспортных расходов сотрудникам, которое не подпадает под действие Закона N 94-ФЗ. Названный федеральный закон в настоящее время утратил силу, однако, поскольку правовое регулирование отношений по закупке товаров (работ, услуг) Законом N 44-ФЗ имеет значительное сходство с правилами Закона N 94-ФЗ (в контексте использования понятий "закупка" и "размещение заказов"), изложенная правовая позиция может иметь значение и в настоящее время.
Иными словами, если услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, приобретаются работником от своего имени, то закупки в рамках Закона N 44-ФЗ не происходит и такие расходы не должны отражаться в плане-графике, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
21 марта 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.