Трудоустраиваем граждан Украины и Белоруссии
То, что в настоящее время в российские организации трудоустраивается много иностранных граждан, никого уже не удивляет. Однако от того, из какой страны прибыл будущий работник, зависит порядок, который необходимо соблюдать работодателю. В статье рассмотрим особенности трудоустройства граждан Украины и Белоруссии. Какие документы должны при этом оформляться, в какие органы и о чем необходимо сообщать, какие документы запрашивать с работника?..
Категории иностранных работников
Прежде всего напомним об общем порядке трудоустройства иностранных граждан, а для этого разъясним, какой правовой статус могут иметь иностранцы в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) различают три категории иностранцев: временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие в нашей стране.
Временно пребывающие в РФ. Согласно ст. 2 Закона N 115-ФЗ временно пребывающие - это лица, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
К сведению. Миграционная карта - документ, содержащий сведения о въезжающем или прибывшем в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в стране. Данный документ подтверждает право указанных лиц, прибывших в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служит для контроля за их временным пребыванием на территории федерации.
Срок временного пребывания иностранца на основании визы заканчивается по истечении срока визы, а для прибывшего в порядке, не требующем получения визы, составляет 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, а также если этот срок не продлен.
Срок временного пребывания высококвалифицированного специалиста, прибывшего в порядке, не требующем получения визы, определяется сроком действия разрешения на работу, выданного ему в соответствии со ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ (ст. 5 закона).
Временно проживающие в РФ. Это иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание. В силу ст. 6 Закона N 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
К сведению. Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 40. Приказом ФМС РФ от 22.04.2013 N 214 был утвержден новый регламент, который на сегодня не вступил в законную силу.
Получить разрешение на временное проживание могут иностранцы, прибывшие как в визовом порядке, так и в порядке, не требующем получения визы.
Постоянно проживающие в РФ. Это иностранные граждане, получившие вид на жительство - документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в нее. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в нашей стране не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет и может продлеваться неограниченное количество раз на такой же срок (ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
К сведению. Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации утвержден Приказом ФМС РФ от 29.02.2008 N 41, а Приказом ФМС РФ от 22.04.2013 N 215 утвержден новый регламент, который на день написания статьи еще не вступил в законную силу.
Разрешение на работу
Трудовая деятельность иностранного гражданина может осуществляться на основании как трудового договора, так и гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Процедура оформления трудовых отношений при этом отличается в зависимости от того, прибыл ли иностранец в Российскую Федерацию на основании визы или в безвизовом порядке.
В силу ст. 13 Закона N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранных работников осуществляется при наличии у работодателя и заказчика услуг разрешения на привлечение и использование таких работников, а у иностранного гражданина - разрешения на работу. При этом такой порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в РФ, и других лиц, перечень которых есть в указанной статье. К ним относятся журналисты, дипломаты, научные и творческие работники, спортсмены и др.
А в силу п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование таких работников, если иностранные граждане прибыли в РФ в порядке, не требующем получения визы, являются высококвалифицированными специалистами или членами их семей, обучаются по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, а также привлекаются к трудовой деятельности в соответствии со ст. 13.5 Закона N 115-ФЗ.
На основании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, заключенного в Москве 16.01.1997, граждане Украины также пребывают в России в порядке, не требующем получения визы. А согласно протоколу о внесении изменений от 30.10.2004 они освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания в Российской Федерации, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию РФ. При этом они должны иметь миграционную карту. Кроме этого, граждане Украины должны получить разрешение на работу, а для этого - лично, через организацию, осуществляющую трудоустройство, или через доверенное лицо представить в органы ФМС следующие документы:
- заявление о выдаче разрешения на работу по форме, установленной Приказом ФМС РФ от 25.12.2006 N 370;
- документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве;
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС;
- квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу;
- трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенный и оформленный в соответствии с законодательством РФ (при наличии);
- документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Разрешение на работу выдается органом ФМС лично гражданину не позднее 10 дней с момента получения документов.
Срок действия разрешения составляет период временного пребывания или срок действия трудового или гражданско-правового договора, но не более одного года со дня въезда иностранного гражданина.
При этом согласно п. 7.1 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ срок разрешения может быть продлен при предоставлении иностранцем за 15 дней до окончания срока действия пакета документов, перечень которых установлен указанным пунктом.
Что касается граждан Белоруссии, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998 "О равных правах граждан" им предоставляются равные с российскими гражданами права, в том числе на трудоустройство, оплату труда и другие социально-правовые гарантии в режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность с гражданами Белоруссии регулируется в соответствии с законодательством о труде РФ, поэтому получать разрешение на работу граждане Белоруссии не должны.
Оформляем трудовой договор
Какие же документы должен запросить работодатель при заключении трудового договора? Прежде всего - документы, названные в ст. 65 ТК РФ, и некоторые дополнительные. Итак, это:
- документ, удостоверяющий личность. Как правило, загранпаспорт гражданина Украины или Белоруссии;
- разрешение на работу (для граждан Украины);
- документ об образовании, квалификации или специальных знаниях;
- трудовая книжка установленного образца;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если оно отсутствует, работодатель должен его завести;
- медицинская книжка. Предоставляется определенными категориями работников в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н*(1);
- миграционная карта с отметками пограничного контроля. Ее предоставляют только граждане Украины, гражданам Белоруссии миграционная карта не оформляется;
- отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет.
Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с оформлением трудовых отношений с иностранным работником.
Какие формы трудовых книжек могут быть приняты работодателем от граждан Украины и Белоруссии? В настоящее время на территории РФ признаются трудовые книжки образца 1973 года, утвержденные Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656, которые действительны при условии, что работник впервые был принят на работу в период с 01.01.1975 до 01.01.2004, и трудовая книжка образца 2004 года, которая введена в действие Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".
Если гражданин Украины или Белоруссии предоставил трудовую книжку образца 1973 года, то запись следует вносить в нее. При этом, если в такой книжке имеется вкладыш на языке иностранного работника, продолжать его на русском не нужно, а следует оформить новый вкладыш образца 2004 года. При выдаче вкладыша в трудовой книжке нужно поставить штамп "Выдан вкладыш" и указать его серию и номер.
Если работники предоставили трудовые книжки, не соответствующие форме, признаваемой в Российской Федерации, работодатель должен завести им новые трудовые книжки.
Должен ли работник из Украины или Белоруссии подтверждать диплом об образовании в РФ? Согласно ст. 107 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации должны быть признаны в Российской Федерации, а также легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
При этом в силу Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, заключенного в Москве 15.04.1994, сторонами которого являются в том числе Россия, Белоруссия и Украина, дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы признаются без легализации. При этом они должны быть заверены в установленном на территории стороны выезда порядке и переведены на русский язык.
Документы миграционного учета. И граждане Украины, и граждане Белоруссии должны быть поставлены на миграционный учет. Заниматься этим должен и непосредственно иностранный гражданин, и работодатель, поскольку последний является принимающей стороной для работника-иностранца. Регистрация иностранных граждан осуществляется при предъявлении миграционной карты, имеющей отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документа, удостоверяющего личность.
Для граждан Украины документом, подтверждающим факт пересечения границы РФ, является миграционная карта с отметкой пограничного контроля, а для граждан Белоруссии таковым может быть проездной документ (п. 2 Письма ФМС РФ от 21.01.2005 N МС-2/559).
Для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранца в место пребывания (ч. 3 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ)).
По общему правилу, которое распространяется на граждан Украины, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 1 и 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ). А вот граждане Белоруссии и члены их семей освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в уполномоченных органах РФ в течение 30 суток с даты въезда на территорию РФ.
Обратите внимание! Высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами семьи такого специалиста, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания, на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию РФ (п. 4.1 ст. 20 Закона N 115-ФЗ).
После постановки иностранного гражданина на учет работодатель передает ему отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания. При этом работодателю следует предварительно снять копию с уведомления и подшить ее в личное дело работника-иностранца.
Какой трудовой договор заключается с иностранным работником - срочный (на время действия разрешения на работу) или бессрочный? Срочный трудовой договор с иностранцем заключается при наличии оснований, установленных ст. 59 ТК РФ или иными федеральными законами. Если таких оснований нет, заключается бессрочный договор. При этом в силу п. 9 ст. 83 ТК РФ и п. 9.3 ст. 18 Закона N 115-ФЗ в случае аннулирования разрешения на работу или истечения срока действия разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для такого продления, трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные с иностранным гражданином, подлежат прекращению.
Кого уведомляем о работнике-иностранце?
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели, привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан Украины, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС и службы занятости в срок, не превышающий трех дней:
- о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг);
- о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Форма и порядок подачи уведомления установлены Приказом ФМС РФ от 28.06.2010 N 147*(2).
Подпунктом 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность по уведомлению работодателем налогового органа, но делать это нужно только в случае привлечения иностранных работников к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации. Таким образом, если у работодателя трудятся граждане Украины, прибывшие в безвизовом порядке, то данной обязанности нет.
Что касается граждан Беларуси, поскольку их трудовая деятельность на территории РФ осуществляется на общих основаниях без применения закрепленного в законодательстве РФ порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы, то уведомлять не нужно никакие органы.
К сведению. Согласно п. 13 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ работодатель, принимающий на работу высококвалифицированных иностранных специалистов, обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять органы ФМС об исполнении обязательств по выдаче заработной платы, а также о случаях расторжения с ними трудовых договоров и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
За неуведомление территориального органа ФМС и органа службы занятости населения о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, предусмотрен административный штраф для должностных лиц - от 35 000 до 50 000 руб., для юридических лиц - от 400 000 до 800 000 руб. (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток) (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).
* * *
Подводя итог вышесказанному, отметим, что процедура трудоустройства граждан Украины и Белоруссии несколько проще, чем граждан других государств, но также требует определенных действий со стороны работодателя. Кроме того, за нарушение некоторых норм законодательства о привлечении иностранной рабочей силы предусмотрена административная ответственность, а штрафы установлены довольно большие. Надеемся, что данная статья поможет вам справиться со сложностями, возникающими при трудоустройстве иностранцев.
Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Отдел кадров коммерческой организации"
"Отдел кадров коммерческой организации", N 3, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
*(2) "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"
Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15
Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)