Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, также не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:
1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате (ст. 136 ТК РФ).
Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.
Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии со ст. 142 ТК РФ и иными федеральными законами.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Не допускается приостановление работы:
- в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении;
- в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны и безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, работ по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах;
- государственными служащими;
- в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;
- работниками, в трудовые обязанности которых входит выполнение работ, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, связь, станции скорой и неотложной медицинской помощи).
В период приостановления работы работник имеет право в свое рабочее время отсутствовать на рабочем месте. Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу. Рассмотрим особенности и порядок начисления заработной платы в бюджетных учреждениях.
Заработная плата в бюджетных учреждениях начисляется на основании документов, которые устанавливают систему, форму и размер оплаты труда сотрудника, в том числе на основании штатного расписания, приказов о приеме на работу, трудовых договоров. Также заработная плата зависит от выполнения норм выработки, которые фиксируются в нарядах, книгах учета выработки, табелях учета рабочего времени.
Кроме того, на сумму заработной платы влияют служебные записки руководителя, приказы о поощрении и т.д. (ст. 129, 132 и 135 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению").
Сроки начисления и выдачи заработной платы бюджетное учреждение должно закрепить в трудовом (коллективном) договоре либо в любом другом локальном акте, например в Правилах трудового распорядка, Положении об оплате труда (ст. 136 ТК РФ, письмо Роструда от 06.03.2012 N ПГ/1004-6-1). При этом за несвоевременную выдачу заработной платы предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность (ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ, ст. 192 ТК РФ). Если же просрочка составит более 15 дней, сотрудники вправе приостановить свою работу (ст. 136 ТК РФ).
Суммы начисленной заработной платы и удержаний фиксируются в расчетной ведомости (ф. 0301010 *(1)) или расчетно-платежной ведомости (ф. 0504401). Если заработная плата начислена вмежрасчетный период (например, при уходе сотрудника в отпуск или увольнении), сумму, подлежащую выдаче, отражают в платежной ведомости по ф. 0504403 (0301011), начисленная заработная плата при этом включается в расчетно-платежную ведомость текущего месяца (ф. 0504401). На сотрудников, которые получают заработную плату на банковскую карту, расчетно-платежная и платежная ведомости не заполняются.
Данные о заработной плате (справочные сведения о зарплате), начисленной сотруднику в течение календарного года, отражаются в карточке-справке (ф. 0504417), которая заполняется ежемесячно. В ней указываются все начисления и удержания по оплате труда каждого сотрудника (по видам выплат, удержаний) по всем источникам финансового обеспечения (средства бюджета, субсидии, внебюджетные источники). Карточки-справки заполняются на основании расчетно-платежных ведомостей, расчетных ведомостей.
При выплате заработной платы работодатель должен в письменной форме известить сотрудника о причитающейся ему за соответствующий период сумме. Для этого используется расчетный листок (ч. 1 и 2 ст. 136 ТК РФ). При этом бюджетные учреждения обязаны выдавать сотрудникам расчетные листки независимо от того, каким способом они выплачивают заработную плату:
- наличными деньгами через кассу;
- перечислением на банковские карты;
- в натуральной форме.
Поскольку типовой бланк расчетного листка не утвержден, его можно составить в произвольной форме и согласовать с профсоюзом (при его наличии в учреждении). При этом в расчетном листке необходимо указать составные части заработной платы, причитающейся сотруднику:
- удержания из заработной платы;
- подлежащую выплате общую сумму заработной платы (ч. 1 и 2 ст. 136 ТК РФ).
Оплата труда сотрудникам должна производиться не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Однако расчетные листки должны составляться только при начислении и выплате второй части заработной платы, как правило, в конце месяца (письмо Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1).
За нарушение правил составления и выдачи расчетных листков сотрудникам трудовая инспекция в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ может привлечь учреждение и его должностных лиц к административной ответственности. Административная ответственность возникает только в случае отсутствия локального акта учреждения об утверждении формы расчетного листка и наличия жалоб сотрудников. Ответственность за данное нарушение предусмотрена:
- для учреждений - в виде штрафа от 30 000 до 50 000 руб. или приостановления деятельности на срок до 90 суток;
- для должностных лиц учреждения (например, руководителя) - в виде штрафа от 1 000 до 5 000 руб., повторное нарушение влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ст. 5.27 КоАП РФ).
Аналитический учет по расчетам заработной платы ведется в журнале операций расчетов по оплате труда (ф. 0504071). Основанием для составления журнала операций является свод расчетно-платежных ведомостей (расчетных ведомостей) с приложением первичных документов (табелей, приказов и т.д.). Свод составляется отдельно по операциям за счет разных источников финансового обеспечения. Унифицированная форма свода расчетно-платежных ведомостей (свода расчетных ведомостей) законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Сам порядок аналитического учета расчетов по оплате труда устанавливается в учетной политике учреждения в соответствии с п. 257 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н).
В бухгалтерском учете порядок отражения операций по начислению заработной платы зависит от типа бюджетного учреждения. Так, в учете казенных учреждений начисление зарплаты отражается следующими проводками:
Д-т сч. 401.20.211 (109.60.211-109.90.211) К-т сч. 302.11.730 - начислена заработная плата штатным сотрудникам;
Д-т сч. 106.31.310 (106.32.320, 106.34.340) К-т сч. 302.11.730 - начислена заработная плата сотрудникам, занятым в строительстве (создании, реконструкции, модернизации) основных средств (нематериальных активов, материальных запасов).
Такой порядок установлен пп. 33 и 102 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 162н), Инструкцией N 157н (сч. 106.00, 109.00, 302.00, 401.20).
Необходимо подчеркнуть, что использовать сч. 109 при начислении заработной платы нужно только в части формирования стоимости изготавливаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), которую казенное учреждение реализует за плату (п. 40 Инструкции N 162н).
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений начисление заработной платы отражается следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 401.20.211 (109.60.211-109.90.211) К-т сч. 302.11.730 - начислена заработная плата штатным сотрудникам;
Д-т сч. 106.31.310 (106.32.320, 106.34.340) К-т сч. 302.11.730 - начислена заработная плата сотрудникам, занятым в создании основных средств, нематериальных активов, материальных запасов (п. 128 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению", Инструкция N 157н (сч. 106.00, 109.00, 302.00, 401.20)).
Список литературы
1. Беспалов М.В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 17. С. 2-9.
2. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2-9.
3. Беспалов М.В. Порядок и особенности бухгалтерского учета и налогообложения сумм материальной помощи, выплачиваемой сотрудникам компании // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2010. N 5. С. 14-18.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
7. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 16.12.2010 г. N 174н.
9. Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению: приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н.
10. Письмо Роструда от 06.03.2012 N ПГ/1004-6-1.
11. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 08.09.2006 N 1557-6.
12. Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
13. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
14. URL: http://www.garant.ru.
М.В. Беспалов,
кандидат экономических наук, доцент,
заместитель главного бухгалтера,
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 6, март 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений утверждены приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).