Новое в отчётности
После внесённого в пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" уточнения (подп. "а" п. 2 ст. 43 Федерального закона от 23.07.13 N 251-ФЗ) несколько прояснился вопрос о промежуточной бухгалтерской отчётности. Такую отчётность экономическому субъекту необходимо составлять, если обязанность её представления установлена:
- законодательством РФ;
- нормативными актами по бухгалтерскому учёту;
- договорами;
- учредительными документами;
- решениями собственников.
Напомним, что представление в налоговый орган по месту нахождения организации промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности среди обязанностей, возложенных на налогоплательщика пунктом 5 статьи 23 НК РФ, не поименовано.
Примечание. Апрель для бухгалтерских служб наиболее напряжённый период в календарном году. Успешно завершив отчётную кампанию за год, приходится сразу же браться за подготовку отчёта за I квартал. Бухгалтеры в последние годы больше внимания уделяли правильности исчисления облагаемых баз по налогам. Это предстоит им совершить и в указанном месяце, поскольку, как обычно, с начала текущего года вступили в силу изменения, вносимые в обе части Налогового кодекса РФ, связанные с представлением отчётности и исчислением налогов.
Руководство Росстата ещё в конце нулевых годов разъяснило, что законодательством РФ по бухгалтерскому учёту на организации возложена обязанность по представлению в адрес органов государственной статистики только годовой бухгалтерской отчётности (приказ Росстата от 12.08.08 N 185). Требование о представлении в территориальные отделения Росстата обязательного экземпляра только годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности сохранено и в законе N 402-ФЗ (ст. 18 закона N 402-ФЗ).
В то же время обязанность представлять (а значит, и составлять) промежуточную бухгалтерскую отчётность может быть закреплена в договорах с контрагентами. К примеру, не столь уж редко при решении вопроса о выдаче кредита коммерческие банки высказывают пожелания о том, чтобы организация-заёмщик давала им ежемесячно (ежеквартально) рассматриваемую отчётность. Таким образом, если у организации имеется договор, в соответствии с которым надлежит кому-либо представлять промежуточную бухгалтерскую отчётность, составлять её субъекту придётся.
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности устанавливается федеральными стандартами (п. 3 ст. 14 закона N 402-ФЗ). До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных стандартов, предусмотренных законом N 402-ФЗ, применяются правила составления бухгалтерской отчётности, утверждённые Минфином России до дня вступления в силу закона N 402-ФЗ (п. 1 ст. 30 закона N 402-ФЗ).
Требования по составлению такой отчётности определены в разделе XI Положения по бухгалтерскому учёту "Бухгалтерская отчётность организации" (ПБУ 4/99) (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 N 43н) (данный нормативный акт действует в части, не противоречащей закону N 402-ФЗ). Продолжающим действие пунктом 48 ПБУ 4/99 предлагается организациям составлять промежуточную бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчётного года, если иное не установлено законодательством РФ. Состав её остаётся всё тем же - бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах, если иное не установлено учредителями (участниками) организации (п. 49 ПБУ 4/99).
Налогообложение
- НДС
Одной из первых в налоговую инспекцию налогоплательщикам необходимо подать налоговую декларацию по НДС (не позднее 21 апреля, поскольку 20 апреля приходится на выходной день воскресенье). Данную декларацию следует представлять в электронной форме независимо от количества работников (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).
Декларация в электронной форме представляется по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Такой оператор в силу пункта 3 статьи 80 НК РФ должен быть российской организацией и соответствовать требованиям, утверждаемым ФНС России. С оператором заключается соответствующий договор на оказание услуг.
Возможна подача электронной отчётности через уполномоченного представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства и полномочия представлять её в электронном виде по ТКС. Поскольку налоговая декларация в таком случае представляется за подписью уполномоченного лица, то к ней должна прилагаться копия доверенности, подтверждающая его полномочия (п. 5 ст. 80 НК РФ).
Рассматриваемая обязанность по представлению налоговой декларации по НДС в электронном виде распространяется также (подп. 1 п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ):
- на лиц, не являющихся плательщиками НДС ("упрощенцев", "вмененщиков" и плательщиков ЕСХН), и
- плательщиков НДС, освобождённых от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьёй 145 НК РФ, - в случае выставления ими покупателю в I квартале 2014 года счёта-фактуры с выделенной суммой НДС.
Маловероятно, что попытка сдачи в налоговую инспекцию декларации по НДС на бумажном носителе достигнет успеха. Инспекторы, скорее всего, откажут в её приёме со ссылкой на упомянутую норму пункта 5 статьи 174 НК РФ. В поддержку же возможности такой сдачи отчётности можно привести письмо ФНС России от 26.11.10 N ШС-37-7/16376, в котором указано, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации в случае нарушения способа её представления.
Если и этот довод будет отвергнут фискалами, то напрашивается отправление декларации по почте ценным письмом с описью вложения.
При таком порядке подачи налоговой декларации по НДС налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. За неправильную форму сдачи декларации налоговики при действиях в рамках полномочий, предоставленных им НК РФ, вправе наложить на него штрафные санкции в соответствии со статьёй 119.1. Их размер - 200 руб.
Примечание. Если экономический субъект не относится к тем организациям, для которых законодательством РФ установлено требование представлять куда-либо промежуточную бухгалтерскую отчётность, и её надобность контрагентам не вытекает из условий заключённых с ними договоров, а собственники и руководство организации к ней равнодушны, то составлять её нет необходимости.
Но не столь уж редко представление налогоплательщиком налоговой декларации в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом фискалы квалифицируют как неисполнение им обязанности по сдаче отчётности в налоговый орган. И за это они пытаются привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Штраф в этом случае с начала текущего года составляет 5% от не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Порядок исчисления штрафных санкций, изложенный в новой редакции приведённой выше нормы пункта 1 статьи 119 НК РФ (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 28.06.13 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"), позволяет налогоплательщику даже при таких действиях налоговиков снизить штрафные санкции до 1000 руб. Для этого ему необходимо перечислить в бюджет причитающуюся к уплате по декларации сумму НДС до 21 апреля текущего года.
Отметим, что до начала текущего года и ВАС РФ, и нижестоящие арбитражные суды не видели оснований штрафовать налогоплательщиков за непредставление деклараций в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, если ими вовремя была подана соответствующая отчётность на ином носителе (бумажном вместо электронного). Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.02.09 N 11500/08 отмечено, что нарушение порядка и формы представления декларации не образует состава правонарушения, указанного статьёй 119 НК РФ. В постановлении ВАС РФ от 03.02.09 N 11482/08 высшие судьи уточнили, что приравнивание нарушения порядка и формы представления налоговой декларации к её непредставлению не основано на законе.
Самое же жёсткое для налогоплательщика наказание, к которому могут прибегнуть фискалы, если они посчитают, что декларация не представлена, - приостановление операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств. Принять такое решение может руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, если налоговая декларация не поступила в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока её представления (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Представляемая налоговая декларация в электронной форме должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 80 НК РФ). Налогоплательщикам, которые уже сдавали декларации в электронном виде, следует проверить, имеется ли у них таковая. Ведь в текущем году фискалы не принимают налоговые декларации, подписанные электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.04.11 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Возможность подачи в текущем году налоговой декларации по НДС на бумажном носителе оставлена только налоговым агентам, у которых среднесписочная численность за прошлый год не превзошла 100 человек и которые на момент её подачи:
- не являются плательщиками НДС, поскольку применяют специальные режимы налогообложения;
- освобождены от обязанностей плательщика НДС в соответствии со статьёй 145 НК РФ.
Уточнённые налоговые декларации по НДС за налоговые периоды, предшествующие I кварталу 2014 года, плательщикам этого налога и налоговым агентам можно по-прежнему представлять на бумажных носителях (письмо Минфина России от 08.10.13 N 03-07-15/41875).
"Упрощенцев", "вмененщиков", плательщиков ЕСХН за непредставление налоговой декларации по НДС в случаях, когда они обязаны были это осуществить, фискалы с начала текущего года могут привлечь к ответственности в соответствии с упомянутым пунктом 1 статьи 119 НК РФ, поскольку в новой редакции этой нормы изъято понятие "налогоплательщик".
Обратим внимание посредников - неплательщиков НДС, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Они с 1 января 2014 года обязаны вести журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности (п. 3.1 ст. 169 НК РФ (введён законом N 134-ФЗ (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 24 закона N 134-ФЗ))).
С начала текущего года внесены уточнения в подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ. Согласно им операции по реализации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, приведённых в перечне, утверждённом постановлением Правительства РФ от 17.01.02 N 19, не облагаются НДС только при условии представления в налоговую инспекцию регистрационных удостоверений на них (подп. "а" п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.11.13 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Финансисты и до внесения указанного уточнения настаивали на том, что льготный порядок налогообложения при реализации и ввозе на территорию РФ медицинской техники и изделий медицинского назначения может применяться лишь при наличии регистрационного удостоверения, выданного в установленном порядке, с указанием кодов ОКП и ТН ВЭД ТС, предусмотренных перечнями, утверждёнными Правительством РФ (письмо Минфина России от 21.10.13 N 03-07-07/43912).
Приведённое уточнение повлекло за собой и новую редакцию абзаца 3 подпункта 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ. Напомним, что в подпункте 4 пункта 2 статьи 164 НК РФ приведён перечень медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, реализация которых облагается по ставке 10%. Упомянутые важнейшие и жизненно необходимые медицинские изделия исключены из указанных медицинских товаров, поскольку при представлении в налоговую инспекцию регистрационных удостоверений на них операции по их реализации, как было сказано выше, не облагаются НДС.
В новой редакции с начала текущего года изложен и подпункт 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Освобождено от обложения НДС выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счёт средств:
- бюджетов бюджетной системы РФ;
- Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике",
а также выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров (подп. "б" п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 4 Федерального закона от 23.07.13 N 215-ФЗ).
- налог на имущество
Экономическим субъектам при наличии имущества, признаваемого объектом обложения налогом на имущество, не позднее 30 апреля необходимо представить в налоговую инспекцию налоговый расчёт по авансовому платежу по налогу на имущество организаций. При его оформлении налогоплательщикам необходимо обратиться к обновлённой форме расчёта (приложение N 4 к приказу ФНС России от 24.11.11 N ММВ-7-11/895 в редакции приказа ФНС России от 05.11.13 N ММВ-7-11/478).
Формы титульного листа и разделов 1 "Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика" и 2 "Исчисление суммы авансового платежа по налогу в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства" практически не изменились. Лишь в разделе 1 необходимо указывать код ОКТМО вместо кода ОКАТО.
Название же раздела 3 поменялось - вместо прежнего "Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчётный период по объекту недвижимого имущества иностранной организации, не относящемуся к её деятельности в Российской Федерации через постоянное представительство" стало "Исчисление суммы авансового платежа по налогу за отчётный период по объекту недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которого признаётся кадастровая стоимость".
Заполнять его надлежит (п. 6.1 Порядка заполнения налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (приложение N 6 к упомянутому приказу N ММВ-7-11/89)):
- российским и иностранным организациям в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признаётся кадастровая стоимость;
- иностранным организациям в отношении объектов недвижимого имущества организаций, не осуществляющим деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства;
- иностранным организациям в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Примечание. Иностранные организации, которые ранее заполняли раздел 3 налогового расчёта, исчисляя базу на основании инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, продолжат его заполнять и теперь. И для них не составит труда заполнить этот раздел, поскольку число заполняемых строк осталось прежним. В строке 020 вместо инвентаризационной стоимости объекта теперь необходимо приводить кадастровую стоимость.
Использование понятия "кадастровая стоимость" связано с тем, что с 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов недвижимости указанный налог может исчисляться на основании их кадастровой стоимости по состоянию на 1-е число очередного налогового периода (п. 2 ст. 375 НК РФ). Положения по определению налоговой базы, исчислению и уплате налога в отношении этих объектов недвижимого имущества в главу 30 НК РФ были внесены Федеральным законом от 02.11.13 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Стоимость данных объектов в этом случае не учитывается при расчёте средней и среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика (п. 4 ст. 376 НК РФ).
База по налогу на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):
- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них (подп. 1);
- нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учёта предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подп. 2). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признаётся использование не менее 20% площади помещения для размещения указанных объектов (п. 5 ст. 378.2 НК РФ);
- объектов недвижимости иностранных организаций, которые не осуществляют деятельности в России через постоянное представительство, либо объектов, не относящихся к деятельности иностранной компании в РФ через постоянное представительство (подп. 3).
Определения понятий "административно-деловой центр" и "торговый центр (комплекс)" приведены в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ соответственно. Критерием отнесения к такому имуществу является вид разрешённого использования земельного участка - размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях.
Вид фактического использования зданий и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России (п. 9 ст. 378.2 НК РФ). До принятия соответствующего акта применяется порядок, закреплённый нормативным правовым актом субъекта РФ (п. 2 ст. 4 закона N 307-ФЗ).
Ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода (1 января) перечень имущества, которое относится к административно-деловым центрам, торговым центрам (комплексам) и указанным нежилым помещениям, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Этот же орган направляет такой перечень в электронной форме в налоговые инспекции по месту нахождения объектов недвижимости и размещает его на официальном сайте. Если в течение года выявлены иные объекты, не включённые в перечень, то они вносятся в список, устанавливаемый на следующий налоговый период (п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Состав сведений, которые должны быть включены в перечень, определяет ФНС России (п. 8 ст. 378.2 НК РФ). До принятия налоговым ведомством данного акта соответствующие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ по согласованию с ФНС России (п. 1 ст. 4 закона N 307-ФЗ).
Законодательные (представительные) органы субъекта РФ с 3 ноября 2013 года были наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам (абз. 4 п. 3 ст. 12 НК РФ). Распространяется это и на налог на имущество организаций. Порядок и пределы реализации данного полномочия предусматриваются главами второй части НК РФ. Новые же нормы главы 30 НК РФ стали действовать только с 1 января 2014 года (п. 2 ст. 5 закона N 307-ФЗ). Именно эти нормы содержат порядок реализации органами субъектов РФ своих полномочий и пределы их осуществления. Касается это и возможности утверждения перечня объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
Следовательно, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе установить конкретные особенности определения базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества только с 1 января 2014 года. До этой даты данная возможность у них отсутствовала, поскольку в прежней редакции главы 30 НК РФ не упоминалось:
- о налоговой базе в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в виде их кадастровой стоимости и
- перечне таких объектов недвижимости.
Несмотря на это, отдельные субъекты РФ приняли соответствующие законы ещё в прошлом году (к примеру, Закон г. Москвы от 20.11.13 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", Закон Московской области от 15.11.13 N 137/2013-03 "О внесении изменений в Закон Московской области "О налоге на имущество организаций в Московской области"). И налоговые инспекции этих регионов ожидают поступления от отдельных налогоплательщиков налоговых расчётов по налогу на имущество организаций за I квартал 2014 года с заполненным разделом 3 и соответствующих платежей.
На наш взгляд, указанные выше законы регионов были приняты с превышением полномочий органов субъектов РФ.
Налоговая база, которая определяется как утверждённая кадастровая стоимость объекта недвижимости, исчисляется отдельно от базы, рассчитываемой как среднегодовая стоимость имущества (п. 1 ст. 376, п. 3 ст. 382 НК РФ).
Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно:
- в территориальном отделении Росреестра, подав туда соответствующий запрос (форма запроса утверждена приказом Минэкономразвития России от 27.02.10 N 75, http://www.to77.rosreestr.ru/kadastr/cadastral_estimation/kadastr_4);
- обратившись к нормативному документу, утвердившему результаты кадастровой оценки в регионе. Найти его, как правило, можно на официальном сайте субъекта РФ (или правительства субъекта РФ) (например, кадастровая стоимость недвижимости в Москве утверждена постановлением Правительства Москвы от 25.12.12 N 805-ПП), а также в справочно-правовых системах;
- на портале услуг "Публичная кадастровая карта" Росреестра (публичная кадастровая карта размещена на сайте Росреестра: http://www.maps.rosreestr.ru/PortalOnline).
Если кадастровая стоимость установлена в целом для всего здания (), в котором расположено помещение, являющееся объектом обложения налогом на имущество, и при этом кадастровая стоимость данного помещения не определена (), то последняя исчисляется как доля кадастровой стоимости здания в соотношении площадей данного помещения () и общей площади здания () (п. 6 ст. 378.2 НК РФ) / ).
При неустановлении же кадастровой стоимости объектов недвижимости иностранных организаций налоговая база по ним принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).
Порядок исчисления авансовых платежей по налогу на имущество организаций в отношении объектов, база по которым рассчитывается как кадастровая стоимость, установлен пунктами 12 и 13 НК РФ. Так, по общему правилу авансовый платёж () равен произведению одной четвёртой кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и соответствующей налоговой ставки () (подп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ): .
Пунктом 1.1 статьи 380 НК РФ установлен максимальный размер ставки налога в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. В 2014 году ставка налога для Москвы не может превышать 1,5%, для иных субъектов РФ - 1,0%. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ). Упомянутым законом г. Москвы N 63 на текущий год установлена ставка налога 0,9%.
Авансовые платежи и налог на имущество организаций в отношении объектов, база по которым определяется как кадастровая стоимость, перечисляются в бюджет по месту нахождения такого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ).
Если же кадастровая стоимость имущества не определена или объект не включён в перечень, утверждённый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ, то авансовые платежи и налог исчисляются исходя из средней и среднегодовой стоимости имущества (подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ), то есть без применения введённых специальных норм.
Лицо, ведущее учёт общего имущества товарищей, помимо сведений, предусмотренных статьёй 377 НК РФ, дополнительно обязали сообщать каждому участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом, сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, составляющего общее имущество товарищей, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 11 ст. 378.2 НК РФ).
Выше приводилось, что в налоговых декларациях (налоговых расчётах) с начала текущего года указывается код ОКТМО вместо кода ОКАТО. Сводная таблица соответствия кодов ОКАТО кодам ОКТМО Российской Федерации на 31.12.13 размещена на сайте Минфина России по адресу http://www.minfin.ru/ru/ismf/eiasmfrf/ (информация Минфина России).
Напомним, что коды ОКТМО бывают двух видов - состоящие из 8 или 11 знаков. Из 8 знаков состоят коды муниципальных образований, из 11 знаков - коды конкретных населённых пунктов (городских и сельских поселений), входящих в состав крупного муниципального образования.
Поле для отражения кода ОКТМО в налоговых декларациях (налоговых расчётах) содержит 11 знакомест. При его заполнении свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если он имеет 8 знаков, прочёркиваются (п. 2.4 порядка заполнения налогового расчёта).
- прочие новации
Общие правила подачи налоговых деклараций и налоговых расчётов остались прежними. Права же налоговиков при проведении камеральных проверок с начала текущего года расширены пунктом 8 статьи 10 закона N 134-ФЗ путём введения дополнительных абзацев в пункт 3 статьи 88 НК РФ.
Так, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчёта), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчётном (налоговом) периоде убытка, налоговики вправе требовать у налогоплательщика представить необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. На их представление налогоплательщику даётся пять рабочих дней (абз. 3). Он в этом случае может представить в инспекцию выписки из налоговых или бухгалтерских регистров либо иные обосновывающие документы.
При проведении проверки налоговой декларации (расчёта), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчётом), фискалы вправе потребовать у налогоплательщика представить необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчёта) в течение всё тех же пяти дней (абз. 2).
Если же уточнённая декларация с уменьшенной суммой налога (или увеличенной суммой заявленного убытка) подана по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации, то у фискалов будет ещё больше возможностей для её проверки. Так, в рамках камеральной проверки они могут потребовать (п. 8.3 ст. 88 НК РФ):
- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в налоговой декларации;
- аналитические регистры налогового учёта, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Выше упоминалась статья 119 НК РФ, которой установлены штрафные санкции за непредставление налоговой декларации. В постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.13 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" отмечено, что за несвоевременное представление по итогам отчётного периода расчёта авансовых платежей вне зависимости от того, как поименован данный документ в той или иной главе части второй НК РФ, ответственность, предусмотренная статьёй 119 НК РФ, не наступает (п. 17). Исходя из этого фискалы не вправе оштрафовать в соответствии со статьёй 119 НК РФ налогоплательщика, подавшего налоговую декларацию по налогу на прибыль за отчётный период (первый квартал, полугодие, девять месяцев) после истечения срока её представления (28 апреля, 28 июля, 28 октября).
Затронув вопрос о налоге на прибыль, напомним о некоторых моментах исчисления данного налога.
До конца 2014 года продлён действующий три года порядок отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 02.11.13 N 306-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, учитываемых в расходах, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования Банка России, умноженной:
- на 1,8 - при оформлении долгового обязательства в рублях;
- 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
По договорам займа и иным аналогичным договорам, срок действия которых приходится более чем на один отчётный или налоговый период, проценты включаются в доходы на конец каждого месяца соответствующего отчётного или налогового периода независимо от даты или сроков их выплаты, предусмотренных договором (абз. 1 п. 6 ст. 271 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.12.13 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Аналогичные положения, касающиеся расходов, теперь содержатся и в абзаце 1 пункта 8 статьи 272 НК РФ.
Упомянутым законом N 420-ФЗ (подп. "а" п. 27 ст. 3) уточнены положения пункта 1 статьи 283 НК РФ, регулирующие порядок переноса убытков на будущее. С 1 января 2014 года налогоплательщик, понёсший убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчётного периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы.
В открытый перечень некоторых нематериальных активов с начала текущего года входит исключительное право на аудиовизуальные произведения (подп. 7 п. 3 ст. 257 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.13 N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В части указанного нематериального актива действует норма абзаца 2 пункта 2 статьи 258 НК РФ, позволяющая налогоплательщику самостоятельно определять срок полезного использования, который не может быть менее двух лет.
Напомним, что нематериальными активами в целях исчисления налога на прибыль признаются приобретённые и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
С 1 января 2014 года действуют два ограничения на использование повышающих коэффициентов при начислении налоговой амортизации.
К принятым на учёт в текущем году объектам основных средств, которые работают в агрессивной среде либо при повышенной сменности, не применяется повышающий коэффициент, используемый для такого имущества (подп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). По введённым же в эксплуатацию до 1 января 2014 года основным средствам налогоплательщик вправе начислять амортизацию с учётом повышающего коэффициента, размер которого не может превышать 2.
Не исключено, что основное средство, используемое в предпринимательской деятельности до 1 января 2014 года, в текущем году переводится на работу в агрессивной среде или на многосменную работу. Начислять по такому объекту амортизацию с учётом повышающего коэффициента, на наш взгляд, можно, поскольку в НК РФ нет запрета по применению рассматриваемого коэффициента не с начала ввода основного средства в эксплуатацию. Фискалы ещё в середине нулевых годов настойчиво рекомендовали начислять "ускоренную" амортизацию только за те месяцы, когда объект находится в агрессивной среде (письмо ФНС России от 23.09.05 N 02-1-08/200).
Возможно применение повышающего коэффициента и по основным средствам, которые в 2013 году находились на консервации, а в текущем вновь возвращены в эксплуатацию.
С 1 января 2014 года не допускается применять одновременно несколько повышающих коэффициентов по одному объекту основных средств (п. 5 ст. 259.3 НК РФ, введён Федеральным законом от 30.09.13 N 268-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации").
Финансисты и раньше не рекомендовали применять несколько коэффициентов по одному объекту (письмо Минфина России от 14.09.12 N 03-03-06/1/481).
Указанный запрет касается всех основных средств, а не только тех, которые введены в эксплуатацию в 2014 году. Так что если по какому-то объекту уверенный в себе налогоплательщик начислял амортизацию по норме, умноженной на два повышающих коэффициента, с января ему надлежит выбрать один из них и именно его учитывать при исчислении амортизации.
Примечание. Физические лица, получившие квалифицированную электронную подпись, обратившись к интерактивному сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" на официальном сайте ФНС, имеют возможность:
- заполнить налоговую декларацию по НДФЛ за 2013 год (форма 3-НДФЛ) в режиме онлайн;
- направить данную налоговую декларацию, подписанную указанной квалифицированной электронной подписью, в налоговый орган.
Плательщикам транспортного налога, имеющим на учёте дорогие автомобили стоимостью от 3 000 000 руб., напомним о вступивших с 1 января 2014 года положениях части 3 пункта 2 статьи 362 НК РФ, внесённых Федеральным законом от 23.07.13 N 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Указанными положениями предписывается использование повышающих коэффициентов при исчислении суммы налога в отношении отдельных категорий легковых автомобилей. Данный коэффициент определяется в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Так, сумма транспортного налога будет умножаться:
- на 1,5, 1,3 или 1,1 в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 руб., с года выпуска которых прошло не более одного, двух или трёх лет соответственно (абз. 4, 5, 6 п. 2 ст. 362 НК РФ);
- 2 - если средняя стоимость автомобиля составляет от 5 000 000 до 10 000 000 руб. и с года выпуска прошло не более пяти лет (абз. 7 п. 2 ст. 362 НК РФ);
- 3 - если с года выпуска транспортного средства стоимостью:
от 10 000 000 до 15 000 000 руб. прошло не более 10 лет (абз. 8 п. 2 ст. 362 НК РФ);
превышающей 15 000 000 руб. - не более 20 лет (абз. 9 п. 2 ст. 362 НК РФ).
Указанные сроки рассчитываются начиная с года выпуска соответствующего легкового автомобиля (абз. 10 п. 2 ст. 362 НК РФ).
Пример 1
В организации имеются два легковых автомобиля, стоимость которых попадает в первый интервал средней стоимости от 3 000 000 до 5 000 000 руб. Один автомобиль - 2013 года выпуска, второй - 2014 года.
С года выпуска первого автомобиля прошло более одного года, с года выпуска второго - не более одного года. Исходя из этого при расчёте налога за 2014 год размеры повышающих коэффициентов: для первого автомобиля - 1,3, для второго - 1,5.
Порядок расчёта средней стоимости транспортных средств определяет Минпромторг России (абз. 11 п. 2 ст. 362 НК РФ). Названное ведомство обязано ежегодно до 1 марта включительно размещать на своём официальном сайте перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 руб.
Плательщикам ЕНВД напомним о величине коэффициента-дефлятора К1, установленного на 2014 год, которая используется при исчислении вменённого дохода в соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ. На эту величину корректируется базовая доходность (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
На 2014 год размер коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.3 НК РФ - 1,672 (приказ Минэкономразвития России от 07.11.13 N 652). Величину данного коэффициента "вмененщикам" необходимо указывать по строке 080 раздела 2 "Расчёт суммы единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности" налоговой декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности (утв. приказом ФНС России от 23.01.12 N ММВ-7-3/13).
Для расчёта налоговой базы по ЕНВД используется следующая формула (подп. 9 п. 5.2 Порядка заполнения декларации по единому налогу на вменённый доход для отдельных видов деятельности, утв. упомянутым приказом ФНС России N ММВ-7-3/13):
НБ = БД х К1 х К2 х (ФП1 + ФП2 + ФП3),
где НБ - налоговая база; БД - базовая доходность; К1 - коэффициент-дефлятор; К2 - корректирующий коэффициент; ФП1, ФП2, ФП3 - значения физического показателя в первом, втором и третьем месяцах квартала соответственно.
Пример 2
Организация оказывает услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств. Численность работников, оказывающих такие услуги, в январе - 9 человек, феврале - 8, марте - 10. Фонд оплаты труда работников в январе-марте (без учёта выплаченного пособия по временной нетрудоспособности - 5068,14 руб.) составил 523 965 руб. Установленный нормативными правовым актами представительного органа муниципального района корректирующий коэффициент К2 для такой деятельности - 0,93.
Базовая доходность при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - 12 000 руб./чел. в месяц. Размер налоговой базы за I квартал 2014 года составит 503 807,04 руб. (12 000 руб./чел.-мес. х 1,672 х 0,93 х (9 чел.-мес. + 8 чел.-мес. + 10 чел.-мес.)). Исчисленная сумма единого налога - 75 571 руб. (75 571,06 (503 807,04 руб. х 15%)).
Отметим, что с начала текущего года сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля (п. 6 ст. 52 НК РФ).
Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование работников за I квартал 2014 года начислены в сумме 157 189,50 руб. (523 956 руб. х (22% + 2,9% + 5,1%)) и полностью уплачены в этом квартале. Страховые взносы на случай травматизма за I квартал в сумме 2095,86 руб. (523 965 руб. х 0,4%) были уплачены до 31 марта.
Совокупность начисленных страховых взносов и выплаченного пособия по временной нетрудоспособности - 164 353,50 руб. (157 189,50 + 2095,86 + 5068,14) - превосходит половину исчисленной суммы налога (164 353,50 > 37 785,50 (75 571 х 50%)). Поэтому организация может уменьшить единый налог на 50%. Следовательно, перечислению в бюджет подлежит 37 786 руб. (75 571 - 37 785).
Страховые взносы
Не исключено, что при сдаче расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ за I квартал 2014 года страхователи-работодатели столкнутся с обновлённой формой - 4-ФСС. Минтрудом России подготовлен проект приказа по внесению в указанную форму изменений. В частности, в ней появится новая таблица для предпринимателей, использующих патентную систему налогообложения. "Патентщики"-работодатели, как известно, имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов (подп. 14 п. 1, п. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.09 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). В этой таблице необходимо будет указывать вид деятельности, на который выдан патент, номер патента, срок его действия и сумму начислений в пользу работников, задействованных в том виде деятельности, который указан в патенте.
Также вносятся изменения и в таблицу 10. Вместо сведений об аттестации рабочих мест по условиям труда в ней нужно будет указывать сведения о специальной оценке условий труда.
Форма же расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (форма РСВ-1) обновилась полностью. Её и порядок заполнения утвердило Правление ПФР (постановлением от 16.01.14 N 2п) по согласованию с Минтрудом России (подп. 1 п. 9 ст. 15 закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.13 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В обновлённой форме помимо данных по расчёту по начисленным и уплаченным страховым взносам теперь необходимо будет приводить и информацию по персонифицированному учёту (абз. 13 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции закона N 421-ФЗ) (подробнее см. статью "Новая форма расчёта РСВ-1" на с. 18).
Постановление об утверждении формы расчёта и порядка её заполнения Правление ПФР направило в Минюст России на регистрацию. Проект постановления можно найти на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/admin_strah_vznos/27433.htm1.
В. Малышко,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455