Новая форма расчёта РСВ-1
Организациям и предпринимателям, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, до 15 мая текущего года надлежит подавать в территориальное отделение ПФР расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (подп. 1 п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.09 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). При оформлении данного расчёта работодателям-страхователям необходимо будет обратиться к новой форме РСВ-1 ПФР, утверждённой постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 16.01.14 N 2п.
Отметим, что законодатель с начала текущего года переложил на ПФР обязанность по утверждению указанной формы РСВ-1 ПФР. Пенсионщики при этом должны согласовать форму расчёта и порядок его заполнения с Минтрудом России (упомянутый подп. 1 п. 9 ст. 15 закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.13 N 421-ФЗ).
Главное отличие новой формы от предыдущей заключается в том, что сведения о каждом работающем у плательщика взносов застрахованном лице, представляемые до 1 января текущего года вместе с расчётом, теперь включены в его состав (абз. 13 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" в редакции закона N 421-ФЗ).
В новой форме учтены и другие изменения, касающиеся порядка уплаты пенсионных взносов. Так, начиная с расчётного периода 2014 года в силу введённой статьи 22.2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.12.13 N 351-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения") уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует осуществлять единым расчётным документом, направляемым в Пенсионный фонд РФ на соответствующие счета Федерального казначейства. В платёжном документе на перечисление при этом указывается код бюджетной классификации, соответствующий страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии. Как видим, работодателям-страхователям теперь нет необходимости производить распределение страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (подробнее - см. статью "Уплата взносов страхователями-работодателями в 2014 году" в "ПБУ" N 2, 2014).
Состав расчёта
Расчёт РСВ-1 ПФР состоит из титульного листа и шести разделов (п. 3 порядка заполнения формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (форма РСВ-1 ПФР) (приложение N 2 к постановлению N 2п)).
Раздел 1 "Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам" относится к основным разделам расчёта РСВ-1. Он назван среди обязательных к представлению в отчётности в ПФР.
В разделе 2 "Расчёт страховых взносов по тарифу* и по дополнительному тарифу" все страхователи столкнутся с необходимостью оформления подраздела 2.1 "Расчёт по страховым взносам по тарифу*". Если же в течение отчётного периода страхователем применялось более одного тарифа страховых взносов, то в расчёт включается столько страниц подраздела 2.1, сколько тарифов использовалось в течение отчётного периода (независимо от применения пониженных тарифов, установленных для выплат и иных вознаграждений, начисленных в отношении отдельных работников).
Раздел 3 "Расчёт соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов" расчёта заполняется страхователями, применяющими пониженные тарифы в соответствии со статьёй 58 закона N 212-ФЗ.
Раздел 4 "Суммы доначисленных страховых взносов с начала расчётного периода" оформляется плательщиками, внёсшими данные по строке 120 раздела 1 расчёта.
Раздел 5 "Сведения, необходимые для применения положений пункта 1 части 3 статьи 9..." надлежит заполнять плательщикам-организациям, осуществляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде (включённом в федеральный или региональный реестр молодёжных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг.
Раздел 6 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица" расчёта оформляется страхователями-работодателями на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчётном периоде ими начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и договоров гражданско-правового характера.
Примечание. С начала текущего года для плательщиков, чьи сотрудники заняты на вредных и опасных работах, введена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (п. 2.1 ст. 58.3 закона N 212-ФЗ). И это новшество в исчислении взносов также нашло отражение в новой форме.
Титульный лист, раздел 1 "Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам" и подраздел 2.1 "Расчёт страховых взносов по тарифу" раздела 2 "Расчёт страховых взносов по тарифу и по дополнительному тарифу" расчёта надлежит заполнять всеми плательщиками, состоящими на регистрационном учёте в территориальном органе ПФР. Это минимальный состав расчёта, который может быть представлен в территориальное отделение ПФР, если страхователем:
- в отчётном (расчётном) периоде не осуществлялось исчисление страховых взносов по дополнительному тарифу и
- в последнем квартале отчётного периода страхователем не начислялись выплаты и вознаграждения физическим лицам.
Отметим, что в упомянутом порядке заполнения среди обязательных к представлению назван раздел 2, состоящий теперь из пяти подразделов. Помимо указанного подраздела 2.1 в него входят три подраздела (2.2, 2.3 и 2.4), в которых отдельные категории плательщиков должны приводить информацию по исчислению страховых взносов по дополнительным тарифам и их перечислению, а также подраздел 2.5, который оформляется, если страхователем заполнен хотя бы один экземпляр раздела 6 (подробнее - см. ниже). Приведённые выше условия по минимальному объёму представляемых форм расчёта как раз и отсекают из обязательных подразделы 2.2, 2.3, 2.4 и 2.5 раздела 2.
Отметим, что территориальные отделения ПФР при приёме отчётности в прошлом году от страхователей, которыми не исчислялись страховые взносы по дополнительному тарифу, не требовали включения в расчёт нулевых подразделов 2.2 и 2.3 раздела 2.
Новизна в заполнении расчёта
Пенсионщики уменьшили число показателей, которые следует заполнять на титульном листе. Изъяты поля для указания кода ОКАТО (с начала текущего года во всех документах, в которых было предусмотрено это поле, приводится код ОКТМО) и ОГРН (ОГРНИП), а также строка с адресом регистрации страхователя.
Плательщикам страховых взносов, которые будут представлять корректирующий расчёт, помимо номера корректировки (правила указания номера остались прежними) предлагается заполнить поле "Тип корректировки". Вариантность кода причины представления уточнённого расчёта следующая:
- 1 проставляется, если уточнения в корректирующем расчёте касаются уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам);
- 2 - если уточнения затрагивают изменения сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительным тарифам);
- 3 - если уточнения затрагивают начисление и уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование или других показателей, не затрагивающих сведения индивидуального учёта по застрахованным лицам.
Уточнённый расчёт представляется по форме, действовавшей в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения). Формы сопровождающих его документов персонифицированного учёта должны соответствовать действовавшим в том периоде, за который выявлены ошибки в отношении застрахованных лиц, данные по которым корректируются (п. 5.1 порядка заполнения).
В поле "Количество застрахованных лиц, на которых представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и/или страховом стаже" указывается общее количество застрахованных лиц в соответствии с количеством представленных разделов 6 за каждое такое лицо за отчётный период.
Изменение порядка перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в текущем году повлекло за собой и изменение формы раздела 1: отдельно теперь показываются данные по начислениям и уплате взносов за периоды начиная с 2014 года в графе 3 и за периоды 2010-2013 годов в графах 4 и 5 (страховая и накопительная части соответственно).
Доначисленные по актам проверок (камеральной и (или) выездной), по которым в отчётном периоде вступили в силу решения о привлечении к ответственности плательщиков страховых взносов, суммы страховых взносов приводятся по строке 120.
В указанной строке плательщик может показать суммы самостоятельно доначисленных страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов за предыдущие отчётные периоды (п. 7.3 порядка заполнения).
Данные для этой строки берутся из раздела 4, который обязателен для заполнения в таком случае. Таблица этого раздела, как и таблица раздела 1, расширена для отдельного показа данных по доначислению за периоды начиная с 2014 года (графы 6 и 7).
Кроме того, добавлены две графы для указания доначисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков в соответствии с пунктом 2.1 статьи 58.3 закона N 212-ФЗ. В графу 13 заносится сумма, а в графе 3 приводится код:
- 1 - при доначислении по актам камеральных проверок, по которым вступили в силу решения с привлечением к ответственности плательщиков страховых взносов;
- 2 - доначислении по актам выездных проверок, по которым вступили в силу решения с привлечением к ответственности плательщиков страховых взносов;
- 3 - самостоятельном доначислении плательщиком страховых взносов в случае выявления факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов за предыдущие отчётные периоды в соответствии со статьёй 7 закона N 212-ФЗ.
В раздел 2, как было сказано выше, теперь входят пять подразделов.
Подраздел 2.1, который должны заполнять все страхователи, для них не окажется новым. Показателей в части обязательного пенсионного страхования, на первый взгляд, стало меньше. Но их всё то же количество - восемь. Разница лишь в том, что начиная с текущего года в первых четырёх строках отсутствует необходимость показывать каждый из показателей с разбивкой по группам застрахованных лиц:
- 1966 года рождения и старше;
- 1967 года рождения и моложе;
- иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих (пребывающих) на территории РФ, -
а в пятой и шестой - деление базы и величин страховых взносов на составляющие, направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
Объяснение всё то же - уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование единым расчётным документом, направляемым в ПФР на страховую часть трудовой пенсии.
Вторая же часть этого подраздела, касающаяся исчисления и перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование, оставлена без изменений.
В поле "Код тарифа" подраздела 2.1 указывается применяемый плательщиком код тарифа. Его значение берётся из справочника "Коды тарифов плательщиков страховых взносов" (приложение N 1 к порядку заполнения).
Повторимся: в случае если в течение отчётного периода применялось более одного тарифа, то в расчёт надлежит включить столько страниц подраздела 2.1, сколько тарифов применялось в течение отчётного периода. При этом значения строк 200-215, которые используются в других разделах расчёта участвуют как совокупность значений по соответствующим строкам для каждой таблицы подраздела 2.1, включённой в расчёт (п. 9.1 порядка заполнения).
Обратим внимание на строку 203. По ней указываются суммы выплат и иных вознаграждений, произведённых в пользу физических лиц, превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов, устанавливаемую ежегодно Правительством РФ в соответствии с пунктом 5 статьи 8 закона N 212-ФЗ. В текущем году таковой является 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.13 N 1101).
В прошлом году в связи с введением для отдельных категорий плательщиков обязанности по исчислению страховых взносов по дополнительным тарифам в ПФР 4,0 и 2% в разделе 2 расчёта РСВ-1 появились два подраздела:
- 2.2 "Расчёт страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" и
- 2.3 "Расчёт страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ".
Сохранены они и в новой форме. В таблицах каждого из названных подразделов изъята строка, по которой предлагалось отражать суммы фактически произведённых и документально подтверждённых расходов, связанных с извлечением доходов, полученных по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, или суммы расходов, которые не могут быть подтверждены документально и принимаются к вычету в размерах, установленных пунктом 7 статьи 8 закона N 212-ФЗ. Лица, выполняющие виды работ, приведённые в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", по этим видам работ получить доходы по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства физически не могут. И поэтому по данной строке в обоих подразделах проставлялись прочерки.
Отметим, что в текущем году указанные тарифы возросли на 2% и составляют 6 и 4% соответственно.
Новый подраздел 2.4 "Расчёт страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в части 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ" заполняется плательщиками страховых взносов, применяющими дополнительные тарифы, приведённые в указанном пункте 2.1 статьи 58.3 закона N 212-ФЗ.
Напомним, что с начала текущего года согласно упомянутой норме пункта 2.1 закона 58.3 закона N 212-ФЗ установлена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда.
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.13 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Если по результатам проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, специальной оценки условий труда условия труда будут признаны вредными или опасными (классы 3 с подклассами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 и 4 соответственно), то страхователи-работодатели в отношении выплат лицам, занятым на указанных выше работах, должны будут применять дополнительные тарифы страховых взносов.
В таблице приведены величины дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от вариантности проведения специальной оценки условий труда либо аттестации рабочих мест.
Условие | Установленный по результатам специальной оценки (аттестации) | Дополнительный тариф взносов в ПФР (%), начисляемых с выплат работникам, занятым на работах, перечисленных в | ||
класс | подкласс | |||
условий труда | подпункте 1 пункта 1 статьи 27 закона N 27-ФЗ | подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 закона N 27-ФЗ | ||
Специальная оценка (аттестация) не проводилась | - | 6 | 4 | |
Специальная оценка (аттестация) проводилась, но со дня её завершения прошло 5 и более лет | не важно | |||
Аттестация проведена до 01.01.14, и со дня её завершения не прошло 5 лет | оптимальный | 1 | ||
допустимый | 2 | |||
вредный | 3.1 | 2 | ||
3.2 | 4 | |||
3.3 | 6 | |||
3.4 | 7 | |||
опасный | 4 | 8 | ||
Специальная оценка проведена после 01.01.14, и со дня её завершения не прошло 5 лет | оптимальный | 1 | 0 | |
допустимый | 2 | 0 | ||
вредный | 3.1 | 2 | ||
3.2 | 4 | |||
3.3 | 6 | |||
3.4 | 7 | |||
опасный | 4 | 8 |
Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 закона N 173-Ф3, в зависимости от класса условий труда, выявленного по результатам проводимой в порядке, установленном законодательством РФ, специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест по условиям труда с учётом положений пункта 5 статьи 15 закона N 421-ФЗ.
В случае если по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установлен класс опасности "допустимый" или "оптимальный", плательщиками страховых взносов дополнительно с учётом положений пункта 5 статьи 15 закона N 421-ФЗ заполняются разделы 2.2 и 2.3 соответственно.
Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми по результатам специальной оценки условий труда, то дополнительный тариф составит 0%. Работодатель-страхователь в этом случае будет освобождён от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.
Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена пунктом 4 статьи 58 закона N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Упомянутая норма пункта 4 статьи 58.3 закона N 212-ФЗ утратила силу с начала текущего года (подп. "г" п. 4 ст. 13 закона N 421-ФЗ).
Таблица подраздела 2.4 включает в себя пять подблоков в соответствии с числом подклассов условий труда, относимых к классам "опасный" и "вредный": 4, 3.4, 3.3, 3.2 и 3.1.
В поле "Код основания" подраздела 2.4 приводится код основания для применения пункта 2.1 статьи 58.3 закона N 212-ФЗ:
- 1 указывается в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных физическим лицам, занятым на соответствующих видах работ, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 закона N 173-ФЗ;
- 2 - в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 закона N 173-ФЗ.
В случае если в течение отчётного периода применялось более одного основания для уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категории плательщиков страховых взносов, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, то в расчёт включается столько страниц подраздела 2.4, сколько оснований применялось в течение отчётного периода. При этом значения строк 240-269 для включения в состав других разделов расчёта участвуют как совокупность величин (по основаниям "1" или "2") по соответствующим строкам подраздела 2.4, включённых в расчёт.
В показателе "Раздел 2.4 заполнен на основании:" в одном из трёх приведённых полей страхователю надлежит проставить символ "Х":
- поле "результатов спецоценки" заполняется плательщиком при наличии результатов специальной оценки условий труда;
- поле "результатов аттестации рабочих мест" - при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда с учётом положений пункта 5 статьи 15 закона N 421-ФЗ;
- поле "результатов спецоценки и результатов аттестации рабочих мест" - при наличии результатов специальной оценки условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (с учётом положений пункта 5 статьи 15 закона N 421-ФЗ).
Вторым новым подразделом в разделе 2 является подраздел 2.5 "Сведения по пачкам документов, содержащих расчёт сумм начисленных страховых взносов в отношении застрахованных лиц". Данный подраздел оформляется плательщиками страховых взносов, заполнившими раздел 6 расчёта. И привести в подразделе необходимо данные о пачках документов.
В подраздел 2.5.1 "Перечень пачек документов исходных сведений индивидуального (персонифицированного) учёта" заносятся данные о пачках сведений индивидуального (персонифицированного) учёта с типом корректировки сведений "исходная".
Количество заполненных строк в таблице этого подраздела должно соответствовать количеству пачек раздела 6 с типом корректировки сведений "исходная".
По строкам графы 2 приводятся сведения о базе для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за последние три месяца отчётного периода по каждой пачке раздела 6.
В строках графы 3 указываются данные о начисленных страховых взносах с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, за последние три месяца отчётного периода по каждой пачке раздела 6.
Сведения о количестве застрахованных лиц, на которых заполнены разделы 6, входящие в соответствующую пачку, заносятся по строкам графы 4.
Второй подраздел 2.5.2 "Перечень пачек документов корректирующих сведений индивидуального (персонифицированного) учёта" оформляется страхователями, если они сформировали пачки сведений индивидуального (персонифицированного) учёта с типом "корректирующая" или "отменяющая".
Количество заполненных строк в этом подразделе должно соответствовать количеству пачек документов корректирующих (отменяющих) раздела 6, СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 или СЗВ-6-4.
В случае предоставления корректирующих сведений за периоды 2010-2013 годов в состав расчёта включаются формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 или СЗВ-6-4, которые оформляются в соответствии с правилами их заполнения и представления (сопровождаются описью), изложенными в Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования (утв. постановлением Правления ПФР от 31.07.06 N 192п). Форма АДВ-6-2 при этом не представляется (п. 17.9 порядка заполнения).
Подразделы раздела 3, как было сказано выше, оформляются плательщиками, применяющими пониженные тарифы в соответствии со статьёй 58 закона N 212-ФЗ.
Общее количество подразделов в новой форме расчёта уменьшилось по сравнению с ранее применяемой. Нет теперь бывшего подраздела 3.1, который должны были заполнять страхователи, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников, являющихся инвалидами I, II или III групп, в случае, если указанный тариф был ниже основного тарифа, установленного для данной категории плательщиков.
Напомним, что в 2014 году страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с выплат и вознаграждений, начисленных работникам - инвалидам I, II или III групп, исчисляются по тем же тарифам, что и в прошлом году: 21% - в Пенсионный фонд РФ, 2,4% - в ФСС России и 3,7% - в ФФОМС (п. 2 ст. 58 закона N 212-ФЗ). Текущий год при этом является последним, в котором используются данные пониженные тарифы страховых взносов.
Отсутствует и подраздел 3.8, который оформляли организации, оказывающие инжиниринговые услуги, за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Этой категорией плательщиков страховых взносов использовался тариф, установленный пунктом 3.5 статьи 58 закона N 212-ФЗ. И их льгота заключалась в том, что они не начисляли страховые взносы в ПФР с сумм, превышающих предельную величину базы. В текущем же году данные страхователи исчисляют страховые взносы в ПФР в общем порядке. Поэтому с сумм, превышающих 624 000 руб., им надлежит дополнительно исчислять страховые взносы в ПФР по тарифу 10%.
Указанная льгота по неначислению страховых взносов в ПФР с сумм, превышающих предельную величину базы, перешла к российским организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации, основным видом экономической деятельности которых является (подп. 7 п. 1 ст. 58 закона N 212-ФЗ):
- деятельность в области организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - в части деятельности в области радиовещания и телевещания или деятельности информационных агентств;
- издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации - в части издания газет или журналов и периодических публикаций, в том числе интерактивных публикаций.
Напомним, что у этой группы страхователей в текущем году возросли тарифы страховых взносов: в ПФР тариф увеличился с 21,6 до 23,2%, в ФФОМС - с 3,5 до 3,9%, в ФСС России тариф остался прежним, равным общему случаю - 2,9% (п. 3.1 ст. 58 закона N 212-ФЗ). Как видим, совокупный тариф для этой группы, 30,0% (23,2 + 2,9 + 3,9), сравнялся с суммарным тарифом страховых взносов для общего случая - 30,0% (22,0 + 2,9 + 5,1).
Указанными страхователями в подтверждение использования пониженного тарифа заполняется подраздел 3.4 раздела 3.
Страхователи-работодатели:
- "упрощенцы":
основным видом экономической деятельности которых является один из видов деятельности, приведённых в подпункте 8 пункта 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ;
некоммерческие организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства и массового спорта;
благотворительные организации;
- "вменёнщики":
аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.10 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и
индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность;
- индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, -
в текущем году продолжают использовать пониженные тарифы страховых взносов: 20% в ПФР и 0% в ФСС России и ФФОМС (п. 3.4 статьи 58 закона N 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.12.13 N 333-ФЗ "О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Воспользоваться данными тарифами они могут, если ими будет выполняться условие по доле доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности в общем объёме доходов (не менее 70%) (п. 1.4 ст. 58 закона N 212-ФЗ). В подтверждение возможности использования пониженных тарифов им необходимо заполнить подраздел 3.5 раздела 3.
Данные индивидуального (персонифицированного) учёта, как было сказано выше, теперь отражаются в разделе 6 расчёта. Этот раздел заполняется и представляется плательщиками на всех застрахованных лиц, в пользу которых в отчётном периоде начислены выплаты и иные вознаграждения в рамках трудовых отношений и по договорам гражданско-правового характера.
Заполненные листы раздела 6 формируются в пачки. Количество сведений в пачке не должно превышать 200 штук. Пачка сведений описью не сопровождается.
Сведения с разными типами корректировки сведений ("исходная", "корректирующая" и "отменяющая") формируются в отдельные пачки документов.
Сведения, корректирующие данные за предыдущие отчётные периоды (тип корректировки сведений "корректирующая" и "отменяющая"), представляются вместе со сведениями с типом корректировки сведений "исходная" за период, в котором корректируются данные.
Пачки, содержащие корректирующие или отменяющие сведения по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-4, должны содержать формы с одним типом договора и одним кодом категории застрахованного лица.
Данный раздел состоит из восьми подразделов:
- 6.1 "Сведения о застрахованном лице";
- 6.2 "Отчётный период";
- 6.3 "Тип корректировки сведений";
- 6.4 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица";
- 6.5 "Сведения о начисленных страховых взносах";
- 6.6 "Информация о корректирующих сведениях";
- 6.7 "Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, занятого на соответствующих видах работ, с которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1, 2 и 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ";
- 6.8 "Период работы за последние три месяца отчётного периода".
Оформление первых двух из названных подразделов не должно составить трудностей для страхователей.
Обратим внимание на некоторые моменты заполнения подраздела 6.3.
Не исключена вероятность, что пенсионщики возвратят страхователю представленный им раздел 6 на физическое лицо с типом корректировки сведений "исходная" из-за содержащихся в нём ошибок. При оформлении возвращаемого экземпляра раздела 6 символ "Х" проставляется в поле "исходная".
Поля "Отчётный период (код)", "Календарный год" заполняются только в формах раздела 6 с типом "корректирующая" или "отменяющая".
При подаче корректирующих сведений в разделе 6 (с типом "корректирующая") указываются сведения в полном объёме как корректируемые (исправляемые), так и не требующие корректировки, поскольку данные корректирующей формы полностью заменяют в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица данные, учтённые на основании "исходной" формы. При этом представляется ещё и раздел 6 "исходной" формы за отчётный период, в котором была обнаружена ошибка (п. 37.2 порядка заполнения).
В "отменяющей" форме заполняются поля по "Тип корректировки сведений" включительно и код категории застрахованного лица (графа 3 таблицы подраздела 6.4). С "отменяющей" формой представляется и "исходная" форма за отчётный период, в котором была обнаружена ошибка.
Показатель "Регистрационный номер в ПФР в корректируемый период" заполняется, если корректирующий или отменяющий раздел 6 подаётся плательщиком, которым в периоде, прошедшем между подачей исходных и корректирующих (отменяющих) сведений, осуществлена перерегистрация в ПФР.
В подразделе 6.4 приводится сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователем физическому лицу. При указании нескольких кодов категорий застрахованного лица количество строк в подразделе 6.4 должно быть соответственно увеличено. Код категории застрахованного лица указывается в соответствии с классификатором параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений (приложение N 2 к порядку заполнения).
В подразделе 6.5 указывается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленная по всем тарифам страховых взносов в последние три месяца отчётного периода с выплат и иных вознаграждений, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.
Если в течение отчётного периода был изменён код категории застрахованного лица, в подразделе 6.5 отражается итоговая сумма начисленных страховых взносов, рассчитанная исходя из тарифов по всем категориям застрахованных лиц.
Подраздел 6.6 заполняется в формах с типом сведений "исходная" в случае, если в последние три месяца отчётного периода страхователем корректируются данные, представленные в предыдущие отчётные периоды. При наличии данных в этом подразделе дополнительно в обязательном порядке предоставляются корректирующие (отменяющие) сведения. Они оформляются по формам представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, действовавшим в том периоде, за который выявлены ошибки (искажения). Поэтому таковыми могут быть:
- раздел 6, если корректируются данные 2014 года и (или)
- формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-4, если исправляются сведения, поданные до начала текущего года.
Суммы доначисленных страховых взносов при корректировке сведений за отчётные периоды:
- 2010-2013 годов приводятся в графах 4 и 5;
- начиная с I квартала 2014 года - в графе 3.
В подразделе 6.7 указывается сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых страхователем физическому лицу, занятому на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, за последние три месяца отчётного периода с помесячной разбивкой.
При указании нескольких кодов специальной оценки условий труда количество строк в подразделе 6.7 должно быть увеличено соответственно.
В графу 3 подраздела заносится код специальной оценки условий труда по результатам специальной оценки условий труда и (или) аттестации рабочих мест по условиям труда. Он берётся из классификатора параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений (приложение N 2 к порядку заполнения).
При наличии в отчётном периоде у застрахованного лица периодов трудовой деятельности в рамках трудового договора и гражданско-правового договора периоды работы в подразделе 6.8 указываются отдельными строками по каждому из видов договоров (оснований). В графе 7 подраздела по строке, отражающей период стажа в рамках гражданско-правого договора, приводится код "ДОГОВОР" или "НЕОПЛДОГ".
Графа 4 "Территориальные условия (код)" заполняется в соответствии с классификатором параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений (приложение N 2 к порядку заполнения).
Работа застрахованного лица в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии, отражается в графах 5 "Особые условия труда (код)", 6 и 7 "Исчисление страхового стажа" - "Основание (код)", "Дополнительные сведения", 8 и 9 "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" - "Основание (код)", "Дополнительные сведения" подраздела 6.8 в соответствии с классификатором параметров, используемых при заполнении персонифицированных сведений (приложение N 2 к порядку заполнения). При этом код особых условий труда или условий для досрочного назначения пенсии указывается только в случае, если за период работы в условиях, дающих право на досрочное назначение пенсии, уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу (п. 43.6 порядка заполнения).
В случае если страхователь располагает рабочими местами, работа на которых позволяет застрахованному лицу приобретать право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, но режим работы на этих местах не позволяет выделить период работы датами, учёт ведётся по фактически отработанному времени (в днях) и переводится в календарное исчисление (месяц, день). Минимальной расчётной величиной может быть только полный рабочий день.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня, а также периоды работ, определяемых Минтрудом России по согласованию с ПФР или предусмотренных списками 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10), которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.
Количество месяцев определяется путём деления суммарного числа фактически отработанных полных дней на число рабочих дней в месяце, исчисленное в среднем за год: 21,2 - при пятидневной рабочей неделе, 25,4 - при шестидневной рабочей неделе. Полученное после этого действия число при необходимости округляется до двух знаков. Целая часть полученного числа составляет количество календарных месяцев. Для окончательного расчёта дробная часть числа переводится в календарные дни из расчёта, что 1 календарный месяц равен 30 дням. При переводе во внимание принимается целая часть числа, округление не допускается.
Для соответствующих периодов работы, ограниченных датами "Начало периода" и "Конец периода", в графе 7 отражается рабочее время в переведённом в указанном порядке календарном исчислении (месяц, день) (п. 43.11 порядка заполнения).
Руководство ПФР освободило работодателей-страхователей, которые в последние три месяца отчётного периода не начисляли выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, от заполнения и включения раздела 6 в расчёт РСВ-1 (п. 33 порядка заполнения). Это распространяется и на случаи, если в предшествующие указанным трём месяцам месяцы отчётного периода данным физическим лицам были начислены выплаты и иные вознаграждения (в этом случае в подразделах 6.4-6.8 данные содержались бы только в строках 400, 410 подраздела 6.4, в строках 700, 710 подраздела 6.7).
После заполнения расчёта РСВ-1 проставляется сквозная нумерация заполненных страниц в поле "Стр." (п. 3 порядка заполнения). К сожалению, порядок заполнения умалчивает, подлежат ли сквозной нумерации сведения раздела 6 расчёта. Они, как было сказано выше, формируются в отдельные пачки. И таковых может быть одна и более.
Плательщикам страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производились выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчётный период превышает 50 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, надлежит представить расчёт РСВ-1 в форме электронного документа (п. 10 ст. 15 закона N 212-ФЗ). Для передачи такой отчётности по телекоммуникационным каналам связи необходим формат её представления, который должен утвердить ПФР. Остальные же страхователи могут представлять рассматриваемый расчёт как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Возможность последнего варианта подачи подтверждает пункт 1 порядка заполнения, в котором указано, что расчёт заполняется с использованием средств вычислительной техники или от руки печатными буквами шариковой (перьевой) ручкой чёрного либо синего цвета.
К такому варианту представления работники территориальных отделений ПФР относятся несколько скептически. Помимо формы РСВ-1 на бумажном носителе они желают получить также и отчётность в электронном виде (на дискете, CD, флешке) с использованием специальной программы, адаптированной к программному обеспечению, установленному на их рабочих местах.
В целях оказания содействия в подготовке единой отчётности в ПФР Пенсионный Фонд РФ совместно с разработчиками программного обеспечения планировал в марте подготовить для плательщиков страховых взносов бесплатные программы как по вводу данных для расчёта, так и по проверке правильности его заполнения. Все вспомогательные программы по мере их готовности ПФР намеревался разместить на своём сайте в свободном доступе, а также в кабинете плательщика - электронном сервисе ПФР для плательщиков страховых взносов (информация Пенсионного фонда РФ "Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году").
В. Федорович,
эксперт "ПБУ"
"Практический бухгалтерский учет", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455