Вредные и опасные условия труда: новое в 2014 году
Как известно, в нашей стране многое происходит 1-го числа или в понедельник. Не стала исключением и область, затрагивающая каждую российскую организацию и многих работников, - 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральные законы "О специальной оценке условий труда" (от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ) и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ), заметно изменившие правила оценки условий труда на рабочих местах, определения размера платежей в Пенсионный фонд и получения права на досрочный выход на пенсию для некоторых категорий работников. Новые нормы трудового и социального права будут иметь далеко идущие последствия, многие из которых на данный момент сложно предугадать.
Что нового государство предложило для экономики и всех нас?
Как известно, организации, в которых имеются рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, должны отчислять в Пенсионный фонд дополнительные взносы на финансирование страховой части пенсии соответствующих категорий работников. Это установлено Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования": "Для страхователей... в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ... применяются с 1 января 2013 года... дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии" (ст. 33.2).
В соответствии с этим законом за каждого сотрудника организации, работающего в определенных условиях, нужно перечислять по соответствующей ставке тарифа денежные средства в Пенсионный фонд, которые, по мнению законодателя, должны идти на финансирование права работника на досрочную пенсию. При этом важно обратить внимание на то, что ставка тарифа растет со временем, - в 2014 г. она увеличилась по сравнению с той, которая была в предыдущем году, а в 2015 г. повысится еще раз. Дальнейшего роста ставок законом на данный момент не предусмотрено. Какая именно ставка тарифа применяется - зависит от того, где работает сотрудник, претендующий на право досрочного назначения трудовой пенсии (ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), см. таблицу 1.
Таблица 1
Размер дополнительного тарифа страхового взноса в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Период | Дополнительный тариф страхового взноса, солидарная часть тарифа страховых взносов | |
Для занятых на работах, перечисленных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ | Для занятых на работах, перечисленных в подп. 2-18 п. 1 ст. 27 Закона N 167-ФЗ | |
2013 год | 4,00% | 2,00% |
2014 год | 6,00% | 4,00% |
2015 год и последующие годы | 9,00% | 6,00% |
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ ввел новый пункт в закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации": ст. 33.2, появившаяся после вступления в силу Закона от 3 декабря 2012 г. N 243-Ф3 и определяющая ставки дополнительного тарифа, теперь дополнена п. 2.1, который устанавливает вариант определения величины тарифа - в зависимости от результатов специальной оценки условий труда, см. таблицу 2.
Таблица 2
Размер тарифа страхового взноса в соответствии с п. 2.1 ст. 33.2 Закона N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в зависимости от результатов специальной оценки условий труда
Класс условий труда | Подкласс условий труда | Дополнительный тариф страхового взноса, солидарная часть тарифа страховых взносов |
Опасный | 4 | 8,0% |
Вредный | 3.1 | 7,0% |
3.2 | 6,0% | |
3.3 | 4,0% | |
3.4 | 2,0% | |
Допустимый | 2 | 0,0% |
Оптимальный | 1 | 0,0% |
Таким образом, установив зависимость ставки тарифа от специальной оценки условий труда, законодатель предложил работодателю экономический стимул, во-первых, произвести такую оценку и, во-вторых, улучшить условия труда, что может снизить налоговую нагрузку на предприятие. Внимательный читатель может отметить, что взносы в Пенсионный фонд нельзя называть налогами, - но сути экономических взаимоотношений это не меняет. Средства предприятия перечисляются государству - в государственный внебюджетный фонд, который далее распоряжается ими в соответствии с действующим законодательством.
На данный момент у организаций-работодателей появилась некоторая свобода маневра - произвести специальную оценку и, при наличии соответствующих результатов, снизить размер отчислений в Пенсионный фонд.
Новое для работника
Существенное влияние на пенсионные права работников оказывает тот факт, что п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" изложен в новой редакции:
"3. Периоды работы, предусмотренные подп. 1-18 п. 1 настоящей статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подп. 1-18 п. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подп. 1-18 п. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда".
Работнику следует обратить внимание на два аспекта в произведенном изменении - после 1 января 2013 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы при условиях:
- начисления и уплаты работодателем в пользу работника страховых взносов в Пенсионный фонд;
- класс условий труда на рабочем месте работника был определен по результатам специальной оценки условий труда как вредный и/или опасный.
Если по результатам специальной оценки условий труда их класс определен как допустимый или оптимальный - работник может распрощаться со стажем за последующие годы для досрочного назначения трудовой пенсии или искать иные пути получения права на досрочную пенсию.
Относительно включения в стаж периода до специальной оценки п. 4 ст. 15 Закона N 421-ФЗ указывает, что изменения "не препятствуют включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на указанных работах (в том числе на рабочих местах, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда", признаны оптимальными или допустимыми) при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам". Таким образом, с 1 января 2014 г. наличие оптимальных и допустимых условий труда по результатам аттестации автоматически не лишает стажа для досрочного назначения пенсии, этот момент наступит после получения результатов специальной оценки, которая должна быть проведена работодателем.
Также с 1 января 2014 г. изменены гарантии занятым на работах с вредными условиями труда (ст. 92 ТК РФ):
- 36-часовая рабочая неделя предоставляется только тем, кто занят на работах с вредными условиями труда 3-й и 4-й степеней и на работах с опасными условиями труда - по результатам специальной оценки;
- на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени (36 часов - см. выше) может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.
Следует иметь в виду, что п. 3 ст. 15 Закона N 421-ФЗ ограничивает возможности работодателя по изменению гарантий и компенсаций для сотрудника: "При реализации в соответствии с положениями ТК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер".
Что это значит? До проведения специальной оценки условий труда никаких ухудшений в объеме гарантий и компенсаций для работника из-за произошедших с 1 января 2014 г. изменений трудового и пенсионного законодательства быть не должно, результаты аттестации рабочих мест будут действительны в течение 5 лет или до проведения специальной оценки условий труда.
Нужно помнить, что работа 40 часов вместо 36 часов в неделю в тяжелых или опасных условиях труда не поможет приблизить дату досрочного назначения трудовой пенсии - засчитываться в стаж будет один день за один день, а не в увеличенном объеме. Работа по совместительству в таких условиях в стаж для досрочного назначения пенсии также не включается: сотрудник должен работать на такой работе не менее 80% рабочего времени от полного трудового дня - см. п. 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет". Иллюстрацией применения положений данного разъяснения может служить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда N 33-4828/2013 от 29 мая 2013 г., которым работнику было отказано в установлении периода работы во вредных условиях труда, т.к. "согласно анализу фотографии рабочего времени... время работы с ручным механизированным инструментом составляет 65,9%, что... менее 80% рабочего времени".
Новым законом изменена максимальная продолжительность рабочей смены, указанная в ст. 94 ТК РФ "Продолжительность ежедневной работы (смены)": "Отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) по сравнению с продолжительностью ежедневной работы (смены), установленной... для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени:
- при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;
- при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов".
Ранее максимальная продолжительность ежедневной работы не могла превышать 8 и 6 часов соответственно.
В случае если работодатель в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда, ведет суммированный учет рабочего времени, то максимальный учетный период для данной категории работников составляет с 1 января 2014 г. 3 месяца, а не 1 год, как ранее.
Изменилась формулировка ст. 117 ТК РФ "Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда": с 1 января 2014 г. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется тем, кто работает во вредных условиях труда 2-й, 3-й, 4-й степеней или опасных условиях. Соответственно, для тех сотрудников, чьи рабочие места по результатам специальной оценки будут отнесены к допустимым, оптимальным и вредным условиям труда 1-й степени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не предусмотрен. Также с 1 января 2014 г. введена норма о возможности замены части дополнительного отпуска, превышающей минимально гарантированные законом 7 дней, выплатой работнику дополнительной суммы: "На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска... может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами".
Законодателем исключено понятие доплат за особые условия труда, соответственно, отсутствие данного понятия в ТК ставит под вопрос возможность работодателя осуществлять в будущем законные выплаты по статье "Доплата за особые условия труда".
Тем не менее еще раз напомним, что до проведения специальной оценки работодатель должен предоставлять компенсации в объемах, определенных до 1 января 2014 г.
Специальная оценка условий труда
Закон "О специальной оценке условий труда" принят, но непосредственно с 1 января 2014 г. проведение специальной оценки было невозможным - к моменту вступления закона в силу не были готовы подзаконные акты, в том числе Методика проведения специальной оценки условий труда, к которой прямо отсылает текст Закона (ст. 8).
Минтруд 24 января 2014 г. выпустил Приказ N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", который после регистрации в Минюсте должен обеспечить наличие основных нормативных документов.
Изменения, введенные Законом N 426-ФЗ в объем обследуемых на предмет выяснения условий труда рабочих мест, достаточно существенны (подробнее о специальной оценке мы поговорим в одном из следующих номеров журнала).
На данный момент обратим внимание на формулировку ст. 7 Закона N 426-ФЗ: "Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться...". Отсюда совершенно не следует, что результаты могут, по усмотрению работодателя, не применяться для указанных в статье целей. В связи с тем, что до 31 декабря 2018 г. действует переходный период от системы аттестации рабочих мест к системе специальной оценки условий труда, такую формулировку следует рассматривать как указание на то, что:
- при наличии результатов аттестации и результатов спецоценки последние могут применяться;
- при отсутствии результатов аттестации и при наличии результатов спецоценки отсутствие соответствующей отсылки в каком-либо нормативном акте не означает, что результаты спецоценки не применимы для принятия соответствующих правовых и управленческих решений.
Относительно результатов аттестации рабочих мест: законом подтверждается их действительность до 31 декабря 2018 г. или в течение 5 лет, однако проведение аттестации рабочих мест после 1 января 2014 г. не имеет смысла, т.к. не влечет никаких правовых последствий.
Что дальше?
В пояснительной записке к законопроекту "О специальной оценке условий труда" утверждалось, что "риски возможных негативных последствий принятия законопроекта отсутствуют".
28 января 2014 г. в Уральском федеральном округе состоялась встреча полномочного представителя Президента И. Холманских с руководителями региональных профсоюзов УрФО. На этой встрече в том числе обсуждалось и исполнение Закона N 426-ФЗ. Как утверждает информационное агентство "Актуально.Ру", большинство участников встречи не пришли к однозначному выводу о том, как и что нужно делать в связи с выходом нового закона, и каковы будут последствия его применения. Как сказал И. Холманских: "Когда задача возникла, кажется - нерешаема. Начинаешь делать - сегодня одно, завтра второе, послезавтра третье. Каждый из вас через полгода будет понимать, и все мы будем понимать, как этот закон реализовывать".
Как именно будет исполняться закон, и будут ли восприняты положительно новости о лишении права на досрочное назначении пенсии после проведения специальной оценки и улучшения условий труда самими работниками - покажет время. Вполне возможно, что на отдельных предприятиях могут появиться новые луддиты, ухудшающие условия на рабочем месте перед проведением исследований или приводящие в негодность системы и устройства защиты от негативного воздействия вредных факторов, лишающие работника права на досрочную пенсию.
Список литературы
1. Трудовой кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда".
4. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования".
5. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
6. Разъяснение Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
7. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда N 33-4828/2013 от 29 мая 2013 г.
8. Приказ Минтруда N 33н от 24 января 2014 г. "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".
9. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы (asozd2.duma.gov.ru).
10. Материалы информационного агентства "Актуально.Ру" (www.aktualno.ru).
Д. Хоруженко,
Москва
"Кадровик.ру", N 3, март 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик.ру"
Издатель: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Институт профессионального развития Национального союза кадровиков"