Становление и развитие стратегического аудита
Дается понятие и специфические черты стратегического аудита как направления аудита бизнеса. Предложена модель и формула расчета целевого показателя стратегического аудита - внутренней стоимости бизнеса. Обоснованы задачи и принципиальные направления становления стратегического аудита.
Статья продолжает серию публикаций по результатам проведенного исследования "Аудит бизнеса. Проблемы и практика развития" (см. 2014. - 2; 2013. - N 11; 2013. - N 8; 2012. - N 3).
Требования, предъявляемые обществом к бизнесу как участнику воспроизводственного процесса, заставляют коммерческие организации при разработке стратегии и выработке тактического поведения ориентироваться на концепцию устойчивого развития, включая оценку не только экономической, но и социальной и экологической составляющих. В этих условиях стратегические разработки любой организации должны учитывать необходимость воспроизводства не только материально-производственных ресурсов, но и развития интеллектуального капитала, связанного с совершенствованием организационных структур, укреплением социальной и творческой активности всех работников организации на основе повышения их квалификации и обеспечения высоких стандартов уровня жизни. Кроме того, стратегия организации должна быть направлена на обеспечение рационального природопользования, позволяющего сохранить национальное богатство страны. В современном мире стратегия организации должна быть комплексной, ориентированной на долгосрочную перспективу, существенно меняющей формы взаимодействия бизнеса с обществом и государственными органами в интересах их совместного развития.
Эта проблема уже сегодня оказывает весьма серьезное влияние на общий подход к организации аудиторской деятельности и методологии аудита, что породило такое понятие, как "стратегический аудит".
В нашей стране понятие и методология стратегического аудита на государственном уровне активно разрабатывалась Счетной палатой РФ. В докладе председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина отмечалось, что "стратегический аудит - это специальная методика, которая позволяет оценить ресурсную обеспеченность и реализуемость заявленных планов. Стратегический аудит позволяет сделать процессы наблюдаемыми, а значит - контролируемыми и управляемыми" [8].
Подобную методику, только на уровне предприятия, предлагает американская фирма KarpeDium Inc., которая рекомендует применять при проведении стратегического аудита восемь методов [3]:
1) аудит ресурсов (капитала бизнеса);
2) аудит цепочки создания стоимости (бизнес-линий и бизнес-процессов);
3) аудит ключевых компетенций организации;
4) анализ эффективности;
5) портфельный анализ;
6) СВОТ-анализ;
7) систему сбалансированных показателей;
8) анализ добавленной стоимости.
Методика фирмы KarpeDium Inc. по сути является алгоритмом аудита бизнеса, включающего процедуры аудита капитала бизнеса, аудита бизнес-процессов, а также стратегического аудита.
Главная отличительная особенность стратегического аудита (по сравнению с традиционным аудитом финансовой отчетности) заключается в обращении аудита к так называемой опережающей информации о деятельности организации и ее бизнес-среде. Стратегический аудит - это основное направление движения традиционного аудита финансовой отчетности к аудиту завтрашнего дня - аудиту бизнеса. Ведущие представители аудиторского цеха все чаще говорят о том, что будущее аудита они видят в "переходе от подтверждения соответствия финансовой отчетности во всех существенных аспектах определенным правилам к обеспечению гарантий полноты, точности и понятности отчетных данных для инвесторов и других заинтересованных сторон" [7].
Хотя аудиторские заключения и не являются ни инвестиционными рекомендациями, ни средством предотвращения банкротств, в то же время они вполне могут стать более полезными, если их распространить на информацию, позволяющую оценивать состояние ("здоровье") бизнеса. Существующие сегодня правила, регулирующие выражение аудиторского мнения, не допускают подобных расширений. Содержащееся в современных стандартах требование об оценке аудитором принципа действующего предприятия не может считаться обращенностью аудита в будущее оцениваемого бизнеса по следующим причинам. Во-первых, будущая деятельность организации оценивается исходя из временного горизонта лишь в 12 месяцев. Во-вторых, оценка, как правило, заключается в построении тренда финансовых показателей деятельности организации за прошедший период, что образно можно сравнить с инерционным движением отцепленного вагона поезда. В данном случае отсутствует анализ внутренних факторов создания стоимости бизнеса, а имеет место экстраполяции прошлых достижений фирмы на будущий год.
Главной отличительной особенностью стратегического аудита является не просто его обращенность в будущее, а такая постановка работы аудитора, при которой оцениваются причины изменений в деятельности проверяемой организации и их обусловленность целенаправленными действиями по управлению предприятием. Иными словами, главной становится оценка того, насколько эти действия и их последствия соответствуют стратегии развития организации, насколько они определяются изменениями внешнеэкономической среды или неожиданными поворотами развития самой организации.
При такой постановке вопроса аудит бизнес-процессов и даже аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности в значительной мере поворачиваются в сторону аудита эффективности. Целью аудита становится не только и не столько оценка полноты и точности отражения информации о деятельности организации, сколько анализ эффективности действий, которые предпринимает система управления организации при определении стратегии развития последней и успешности реализации этой стратегии. В этом случае мы оцениваем эффективность развития организации. При этом автор считает, что интегральным критерием оценки эффективности развития организации должен выступать показатель "внутренняя стоимость бизнеса".
Под показателем "внутренняя стоимость бизнеса" понимается стоимость бизнеса "как она есть на самом деле". Стоимость бизнеса - абстрактное понятие для обозначения величины денежного эквивалента бизнеса как объекта собственности при совершении реальной или гипотетической сделки по его купле-продаже или обмену.
Внутренняя стоимость бизнеса - это стоимость бизнеса при условии наличия у сторон сделки (или оценочно-аналитического процесса) полной информации о всех факторах формирования его стоимости. Стоимость бизнеса приближается к "внутренней стоимости бизнеса" по мере устранения неопределенности информации о бизнесе (при стремлении к нулю уровня энтропии - математического ожидания количества неизвестной информации).
Проведенное исследование [4] показало, что к факторам, формирующим показатель "внутренняя стоимость бизнеса", относятся:
- стоимость капитала бизнеса (К);
- время (скорость течения бизнес-процесса) (T);
- информационная прозрачность (информативность) бизнеса (И);
- риски бизнеса ;
- результат функционирования бизнеса (P);
- результативность (рентабельность) бизнеса (R).
Автор предлагает следующую модель расчета показателя "внутренняя стоимость бизнеса":
(1).
Кроме того, для расчета показателя "внутренняя стоимость бизнеса" (Цв) предлагается следующая принципиальная формула:
(2)
где: ;
- стоимость капитала бизнеса на дату оценки;
- средняя хронологическая стоимость капитала бизнеса в n-м году прогнозного периода;
- средняя хронологическая стоимости капитала бизнеса в первом году постпрогнозного периода (n = Т + 1);
- финансовый результат бизнес в n-м году прогнозного периода;
- финансовый результат бизнеса в 1-м году постпрогнозного периода;
- ставка дисконтирования капитала бизнеса как функция рентабельности (стоимости) капитала (R), рисков бизнеса (о) и иной информации, предоставляемой организацией внешним пользователям и влияющей на рыночную стоимость ее бизнеса;
n - количество лет прогнозного периода (n = 1...Т);
рентабельность собственного капитала в постпрогнозный период предполагается неизменной.
Несколько слов следует сказать о представленном в модели факторе "риски бизнеса" () и тесно связанном с ним факторе "информационная прозрачность бизнеса" (И), играющих ключевую роль в формировании внутренней стоимости бизнеса хозяйствующих субъектов информационного общества.
В современном обществе рыночные риски имеют информационную природу, так как возможные потери связаны с неопределенностью, источники которой - неполнота, асимметричность или полное отсутствие информации. Преодолению неопределенности способствует, в частности, формирование единого рыночного информационного пространства как через прямые контакты субъектов рынка, так и контакты через средства связи и компьютерные сети. Неопределенность, существующая в рыночной экономике, в конечном счете и обеспечивает ее эффективность по той простой причине, что все усилия хозяйствующих субъектов направлены на ее преодоление. Это заставляет их следить за изменениями в потребительских вкусах, предпочтениях, отслеживать и анализировать рыночную конъюнктуру. Отсюда стремление участников рынка уловить, отследить, проанализировать сигналы, несущие своевременную и достоверную экономическую информацию. В самом общем виде понятие риска обычно ассоциируется с неопределенностью результата будущих событий. В связи с этим термин "риски бизнеса" подразумевает меру нестабильности ожидаемых от бизнеса доходов.
Первым предложил рассматривать ожидаемый доход в неразрывной взаимосвязи с присущими ему рисками Г. Марковиц [9]. При этом риск он приравнивал к степени изменчивости в распределении прибыли.
Конкретным измерителем рисков бизнеса обычно выбирается показатель среднеквадратического отклонения дохода с рубля вложений в бизнес, который наблюдался в прошлом в отдельные годы (кварталы, месяцы), от средней в год (квартал, месяц) доходности у инвестиций за анализируемую ретроспективу (прошлый период длительностью в k лет, кварталов, месяцев; число t = 1, 2, 3, ..., k показывает, на сколько периодов от настоящего момента удален в прошлом год, квартал или месяц, для которого берется величина [6]:
. (3)
Риски бизнеса принято разделять на две группы: систематические и несистематические. Систематические риски - это внешние риски бизнеса (риски системы, где работает бизнес): риски конкуренции, нестабильного платежеспособного спроса и др. Эти риски бизнеса присущи профильному продукту оцениваемой фирмы, который в свою очередь определяет его отраслевую принадлежность. Несистематические риски - это внутренние риски бизнеса, определяемые характером ("стилем") управления фирмой и связанные с тем, что менеджмент организации нацелен на получение от бизнеса в среднем более высоких доходов за счет допущения их большей вариабельности в отдельные годы.
В свою очередь риски внутрифирменной деятельности (несистемные риски) включают в себя производственный (операционный) и финансовый риск. Производственный или операционный риск - это риск, обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, т.е. структурой активов, в которые фирма решила вложить свой капитал. Финансовым называется риск, обусловленный структурой источников средств. В этом случае речь идет не о том, куда вложены денежные средства, а о том, из каких источников получены средства и каково их соотношение.
Для прогнозирования будущих рисков бизнеса чаще всего используются специальные корректировки ставки дисконтирования - модель оценки капитальных активов (CAPM), модель средневзвешенной стоимости капитала (WACC), метод кумулятивного построения и др. Общая идея прогнозирования будущих рисков бизнеса с использованием специальных корректировок заключается в следующем: вначале прогноз будущих доходов (прибыли, денежного потока) осуществляется в так называемых текущих ценах, затем полученные результаты корректируются (умножаются) на специальный коэффициент - ставку дисконтирования.
Стратегический аудит связан с контролем достоверности информации не о результатах хозяйственной деятельности, а о тех проектных документах, которые определяют основные направления деятельности организации. Традиционно к ним относятся: стратегия фирмы (группы компаний), инвестиционная программа, отдельные инвестиционные проекты, а также бизнес-планы организации.
Исходя из принципа консервативности бухгалтерского учета, задачи стратегического аудита сводятся к следующему:
1) оценке степени вариативности и рисков аудируемого бизнеса (бизнес-проектов);
2) оценке эффективности реализуемых бизнес-проектов.
Что касается задачи оценки степени вариативности реализуемых аудируемой организацией бизнес-проектов, то необходимо сказать следующее.
Стратегический аудит очень часто связан не только с прогнозированием и обоснованием стратегии развития предприятия, но и в более широком плане - с уровнем возможностей изменения внешней среды предприятия, поэтому стратегический аудит имеет особое значение для крупных хозяйственных систем и прежде всего для акционерных обществ. В рамках стратегического аудита должны рассматриваться, как правило, возможные варианты внешней среды функционирования предприятия, осуществляться сценарный аудит, когда предлагается несколько вариантов развития и из них выбирается наиболее вероятный.
В этой связи стратегический аудит тесно связан с проблематикой экспертных оценок, которые широко используются в условиях множественности целей. В частности, аудитор, контролируя достоверность плановых или проектных данных, должен детально изучить и проанализировать смету расходов, заложенную в бизнес-плане. Основным критерием контроля такой сметы является полнота учета всех видов затрат. При этом необходимо, учитывая неопределенность окружающей среды, дать либо собственную вариантную оценку затрат, либо предложить аудируемому лицу представить вариантный расчет сметы.
В указанном расчете должны присутствовать:
- обоснование сумм резервов, учитывающих возможное изменение цен на оборудование, материалы, изменение тарифов, которое может иметь место в период подготовки проекта;
- описание особенностей реализации проекта, связанных со сроками его реализации;
- пояснения к порядку дисконтирования определенного вида затрат с учетом обесценения денежных ресурсов.
Общеизвестно, что высокая степень вариативности сценариев будущего развития организации и результатов реализуемых ею бизнес-проектов связана с высокими рисками бизнеса. При этом в зависимости от того, в какой области происходят изменения и насколько они инновационны, уровень рисков и виды рисков могут существенно меняться.
Таким образом, при аудите проектных и плановых документов получает дальнейшее развитие аудит, ориентированный на риск. Причем ориентация на риск в данном случае гораздо более существенная, чем при аудите отчетности предприятия, связанном с прошлыми периодами его деятельности. Если при традиционном аудите финансовой отчетности речь идет об оценке аудитором рисков существующей информации с позиций ее адекватности реально происходившим бизнес-процессам, то при стратегическом аудите говорят о вероятностном риске прогнозной информации (т.е. оценке того, насколько реалистичным является прогноз). В новой парадигме аудита решающую роль играет четкая идентификация деловых рисков предприятия, которые препятствуют или могут препятствовать достижению им стратегических целей.
Вторая задача стратегического аудита связана с оценкой эффекта, который может дать реализуемый инвестиционный проект. При этом необходимо обратить внимание на то, что величина такого эффекта в большой мере зависит от степени его принятия рынком и масштабов его использования.
В этой связи достаточно интересным представляется проведение так называемого маркетингового аудита, который связан прежде всего с оценкой эффективности ассортимента продукции. База маркетингового аудита - маржинальная концепция анализа, при которой выбирается тот ассортимент продукции, который обеспечивает наибольший маржинальный доход и, следовательно, позволяет в перспективе получить наибольшую прибыль. Предметом такого аудита можно считать прежде всего ценообразование, ибо очень часто при определении перспектив развития предприятия ошибка состоит в умышленном или случайном превышении ожиданий в ценах на реализуемую продукцию. Только достаточно хорошо зная товарные рынки или рынки услуг, можно дать квалифицированную оценку того, по какой цене может быть реализована та или иная продукция, работы и услуги и оценить достоверность и обоснованность цены, которая закладывается в расчеты эффективности. Поэтому к проведению аудита эффективности очень часто привлекаются маркетологи, которые могут обоснованно определить возможность реализации дополнительных объемов продукции, работ, услуг и приемлемую цену, обеспечивающую бесперебойность реализации продукции и минимизирующую основной риск бизнеса - риск невостребованности продукции.
При оценке аудитором эффективности реализуемых бизнес-проектов необходимо учитывать, что любой инвестиционный проект, освоение нового вида продукции должны быть увязаны с масштабом их использования и с возможностью использования не только на данном предприятии, но и другими субъектами хозяйствования. Так, например, если рассматривается аудит проекта, в котором реализуется разработка новых технологий, предназначенных для конкретного предприятия, то необходимо иметь в виду, что эта технология может быть использована и в других производствах, на других предприятиях.
В этом случае возникает понятие так называемого мультипликативного эффекта, т.е. дополнительного эффекта в тех областях и видах деятельности, которые прямо не связаны с данными разработками. В то же время следует учитывать лаг во времени, в течение которого данный проект и результаты разработки конкретных видов будут проникать во все области деятельности. Поэтому, когда проводится аудит какого-либо инвестиционного проекта, необходимо рассматривать нарастающий эффект от его использования, учитывая риск неполноты реализации проекта в первое время.
Отметим и еще одно важное обстоятельство. Аудит финансовой отчетности могут проводить специалисты, получившие специальный квалификационный аттестат по результатам сдачи экзамена, включающего пять предметных областей знаний: гражданское право, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение, финансы, аудит. Аудиторские фирмы, проводящие такой аудит, привлекают экспертов только в том случае, если возникает объективная необходимость в связи со спецификой заключаемых операций или видов деятельности. Проведение же стратегического аудита объективно потребует более широко привлечения экспертов, которые должны являться специалистами в области проектно-конструкторской деятельности. Такими экспертами могут быть как представители научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций, так и специалисты-практики, обладающие знаниями как минимум в вопросах:
- разрешения возникающих при реализации проекта проблем;
- учета повышенных рисков неполного учета затрат, включаемых в смету проекта;
- видов подготовки производства, начиная от проектно-конструкторской подготовки и заканчивая нормативно-управленченской подготовкой, в ходе которой должны быть четко определены методы организации и разделения труда в зависимости от применяемой техники и технологии производственного процесса;
- взаимодействия отдельных подразделений организации и подготовки регламентов деятельности каждого конкретного исполнителя.
Говоря о становлении и развитии стратегического аудита, необходимо выделить два принципиальных направления движения от традиционного аудита финансовой отчетности к аудиту бизнеса:
- становление новых направлений аудиторской деятельности;
- развитие спектра сопутствующих аудиту услуг в области бизнес-планирования и прогнозирования развития экономических субъектов.
С одной стороны, любая организация, капитализируя прибыль, привлекает широкий круг заемных средств, опираясь на то, что необходимо реализовать определенный инвестиционный проект. И в этой связи очень часто ставится вопрос о необходимости развития инновационных направлений аудиторской деятельности, по существу являющихся направлениями стратегического аудита: инвестиционного аудита и аудита перспектив развития организации.
С другой стороны, спектр услуг, оказываемых в настоящее время аудиторскими фирмами, столь разнообразен, что в их числе вполне могут культивироваться услуги, имеющие в себе зачатки стратегического аудита. Речь идет прежде всего о сопутствующих аудиту услугах, связанных с прогнозированием отчетности, проведением глубокого финансового анализа, позволяющего выявить резервы производства, обосновать оптимальные виды деятельности, в частности, оптимальный ассортимент производимой продукции.
Развитие методологии инвестиционного аудита и аудита перспектив развития предприятия является, безусловно, способом становления стратегического аудита и аудита бизнеса. Стратегический аудит по сути органически связан с контролем правильности формирования и обоснования стратегии развития инвестиционных проектов и бизнес-планов хозяйствующих субъектов. Жесткий контроль за планами является важнейшим условием обеспечения устойчивого финансового развития предприятия, поскольку именно такой подход позволяет реалистично определять возможности эффективной деятельности предприятия в будущем.
Когда речь идет об аудите бизнес-планов и особенно инвестиционных проектов (в частности, инвестиционных проектов высокой степени инновационности), необходимо весьма аккуратно оценивать ожидаемые эффекты, при этом видеть изменение эффектов по периодам реализации проекта. В процессе аудита необходимо предусмотреть процедуры контроля над затратами по реализации проекта в период его разработки и подготовки к использованию.
Для оценки одного из самых важных вопросов взаимодействия собственников и менеджеров (распределение прибыли и выделение прибыли для капитализации) в ходе аудита необходимо привлечение независимых экспертов: во-первых, эксперта для вынесения профессионального суждения о целесообразности и реальной необходимости разработки новых инвестиционных проектов и, следовательно, выделении прибыли для капитализации; во-вторых, эксперта, подтверждающего расчетную величину эффективности проекта.
Что касается второго направления движения от традиционного аудита финансовой отчетности к аудиту бизнеса - развитию спектра сопутствующих аудиту услуг и прочих услуг в области бизнес-планирования и прогнозной отчетности, то ситуация здесь следующая. Все большее количество специалистов и участников бизнес-процессов высказывают неудовлетворенность ретроспективной направленностью аудита в ходе проверки бухгалтерской отчетности предприятий. Для удовлетворения своих экономических потребностей они вынуждены, находясь в рамках действующего законодательства и стандартов аудиторской деятельности, прибегать к другим услугам (сопутствующим аудиту и прочим услугам), которые связаны с проведением анализа финансовой отчетности, ее прогнозированием. Это позволяет дать определенную оценку дальнейшим перспективам развития предприятия. При этом основные из таких услуг связаны с прогнозированием финансовых результатов деятельности предприятия, его стратегическим развитием. Это касается прежде всего прогноза роста прибыли, которая является важнейшим источником будущей капитализации, позволяет взвешенно и объективно оценить инвестиционные возможности предприятия.
Анализ процессов становления стратегического аудита позволяет выявить важную тенденцию развития аудиторской деятельности. Речь идет о синергетическом эффекте взаимодействия традиционного аудита финансовой отчетности и консалтинга, который проявляется в следующем. Аудит позволяет достаточно хорошо представить ретроспективу деятельности предприятия. Он дает возможность понять то, в каком состоянии и на каком этапе жизненного цикла находилась аудируемая организация в период проведения аудита, насколько полезными были те мероприятия, которые были реализованы в предыдущие периоды и какая осуществляется работа по подготовке к следующему этапу развития с позиций освоения новых видов продукции, производственных мощностей, перехода на другие хозяйственные связи и т.п. В такой интерпретации традиционный документальный аудит финансовой отчетности выступает исходной базой для осуществления прогнозных оценок в процессе консалтинга.
В свою очередь в процессе консалтинга ставится задача не только рекомендовать предприятию определенные сценарии развития с учетом риска изменения внешней среды, возможного наступления рисковых ситуаций внутри организации и других неожиданных событий, которые могут произойти в ближайшем деловом окружении и в макроэкономической ситуации на национальном и мировом рынке труда, капитала и товаров, но и задаются новые критерии проведения документального аудита финансовой отчетности. Помимо соблюдения требований национального законодательства и стандартов подготовки внешней отчетности, к ним добавляются требования по соблюдению экономических законов развития хозяйствующих субъектов и планов их стратегического развития.
Список литературы
1. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности [Текст]: утв. постановлением Правительства РФ от 23 сент. 2002 г. N 696 (ред. от 22 дек. 2011 г.) // Российская бизнес-газета. - 2002. - N 39-42.
2. Актуальные проблемы развития бизнес-анализа в условиях ориентации на инновационный путь развития [Текст] / под ред. В.И. Бариленко. - М.: Финансовый ун-т, 2012. - 204 с.
3. Аудит бизнеса. Практика и проблемы развития: монография [Текст] / под ред. Р.П. Булыги. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
4. Булыга Р.П. Инновационная методика управления бизнесом фирмы [Текст] / Р.А. Булыга, П.А. Кохно // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2007. - N 9.
5. Булыга Р.П. Методологические проблемы учета, анализа и аудита интеллектуального капитала [Текст] / Р.П. Булыга. - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005. - 426 с.
6. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.В. Валдайцев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - С. 170-171.
7. Дипиаза С. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества [Текст] / C. Дипиаза, Р. Экклз. - М.: Альпина паблишер, 2003.
8. Доклад председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина на заседании Президиума РАН 22 нояб. 2005 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/www.ras.ru/news/.
9. Markowitz H. Portfolio selection // Journal of finance. 1952. March. Pp. 77-91.
Р.П. Булыга,
д-р экон. наук, профессор,
проректор по стратегическому развитию,
заведующий кафедрой "Аудит и контроль"
ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве РФ"
"Аудитор", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015