Дайте разъяснение, могут ли затраты, произведенные казенным учреждением субъекта РФ в рамках аварийно-восстановительных работ пострадавшего в результате стихийного бедствия здания, находящегося в собственности муниципального образования, за счет средств резервного фонда субъекта, быть переданы его балансодержателю (бюджетному учреждению) на увеличение стоимости данного объекта либо в качестве расходов местного бюджета?
В абзаце 4 п. 27 Инструкции N 157н*(1) сказано: фактические вложения в объект нефинансовых активов в объеме затрат на его модернизацию, дооборудование, реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя бюджетных средств, передаются балансодержателю объекта, в отношении которого осуществлена (завершена) модернизация, дооборудование, реконструкция, в целях отнесения суммы указанных фактических вложений на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта.
Исходя из данного правила, в том случае, если фактические расходы на модернизацию (реконструкцию, дооборудование) были произведены не балансодержателем данного имущества, а сторонним учреждением, то данное учреждение не вправе списывать стоимость произведенных работ на собственные затраты. Указанные расходы следует передать балансодержателю этого имущества для включения их в первоначальную стоимость соответствующего объекта недвижимости.
Примечание. Исходя из положений п. 27 Инструкции N 157н учреждение, находящееся в подчинении субъекта, может передать балансодержателю (муниципальному учреждению) только произведенные расходы на реконструкцию (модернизацию, дооборудование) объектов основных средств, то есть затраты, произведенные в целях изменения, улучшения параметров объекта недвижимости.
Для того чтобы разобраться в ситуации, рассмотрим, какие работы относятся к реконструкции. Согласно ст. 4 ГрК РФ отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту регулируются законодательством о градостроительной деятельности.
К сведению. В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе:
- надстройка, перестройка и расширение объектов капитального строительства;
- замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объектов, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Вложения казенного учреждения в реконструкцию здания отражаются в бюджетном учете по дебету счета 1 106 11 310 "Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения" (п. 31 Инструкции N 162н*(2)).
В бухгалтерском учете учреждений, подведомственных бюджетам разного уровня, в соответствии с инструкциями N 162н и 174н *(3) будут сформированы следующие бухгалтерские записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
В бюджетном учете передающей стороны - казенного учреждения субъекта РФ, осуществляющего расходы | ||
Сформированы фактические затраты на проведение реконструкции здания | 1 106 11 310 | 1 302 31 730 |
Произведена оплата расходов на проведение реконструкции | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 |
Фактические затраты на реконструкцию здания, не стоящего на балансе учреждения, переданы его балансодержателю в рамках межбюджетных отношений | 1 401 20 251 | 1 106 11 310 |
В бухгалтерском учете принимающей стороны - муниципального бюджетного учреждения - балансодержателя здания | ||
Приняты из бюджета субъекта фактические затраты на реконструкцию стоящего на балансе здания | 4 106 11 310 | 4 401 10 151 |
Приняты расходы на реконструкцию на увеличение стоимости объекта (здания)* | 4 101 12 310 | 4 106 11 310 |
Сформированы расчеты с учредителем** | 4 401 10 172 | 4 210 06 660 |
* В инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) следует отразить информацию о проведении реконструкции. ** Изменение стоимости объектов недвижимости отражается на сумме показателя расчетов бюджетного учреждения с учредителем. |
Примечание. Сформированные затраты субъекта по реконструкции здания муниципального бюджетного учреждения передаются в рамках межбюджетных отношений на основании извещения (ф. 0504805), оформленного передающей стороной.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности, проведение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, промышленности, транспортной инфраструктуры, связи и сельского хозяйства (пп. "б" п. 10).
Примечание. В случае проведения аварийно-восстановительных работ на объектах недвижимости, которые не затрагивают параметры и несущие конструкции здания, учреждение субъекта РФ, осуществившее данные затраты, относит их непосредственно на свои фактические расходы.
Аварийно-восстановительные работы - это первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории (ГОСТ Р 22.0.02-94 *(4)).
Исходя из вышеизложенного, аварийно-восстановительные работы не являются работами по реконструкции объектов основных средств, следовательно, затраты на их проведение не могут увеличивать стоимость этого имущества. Одновременно указанные затраты на проведение аварийно-восстановительных работ с уровня субъекта РФ на местный уровень не могут быть переданы и относятся напрямую на фактические расходы бюджета субъекта РФ.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного
контроля и аудита Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина РФ
1 марта 2014 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(4) ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасности в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 22.12.1994 N 327.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"