В соответствии с частью 4 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ муниципальный заказчик принял решение о передаче на безвозмездной основе своих полномочий муниципального заказчика по заключению и исполнению от имени муниципального образования муниципального контракта при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности муниципальному унитарному предприятию, в отношении которого муниципальный заказчик осуществляет права собственника имущества муниципального образования; соответствующий договор (соглашение) с муниципальным унитарным предприятием заключен муниципальным заказчиком на основании части 6 ст. 15 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
При этом в муниципальном образовании в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ создан орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в число которых входят казенные и бюджетные учреждения.
В настоящее время в муниципальном образовании утвержден порядок взаимодействия заказчиков и органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, под которыми понимаются муниципальные заказчики и в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ бюджетные учреждения, осуществляющие закупки.
Может ли данный орган, уполномоченный на определение поставщиков, осуществлять свои функции в отношении муниципального унитарного предприятия, если муниципальный заказчик заключил с ним соглашение о передаче полномочий муниципального заказчика?
Если да, то необходимо ли принятие каких-либо дополнительных правовых актов?
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот Закон регулирует отношения, в части, помимо прочего, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее - контракт).
В соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями данного Закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Заметим, что автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия указаны в ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме при предоставлении указанным организациям в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в п.п. 1-3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ данного Закона, то есть планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключения с ними договоров. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок. Как видим, в этой норме Закон N 44-ФЗ указывает конкретные вопросы, по которым автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны применять нормы этого Закона.
В отношении же случая передачи Закона N 44-ФЗ автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям функций заказчика на основании договора, ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ закон не детализирует, какие отношения регулируются Законом N 44-ФЗ, указывая лишь закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями данного Закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Таким образом, можно сделать вывод, что в этом случае на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, осуществляемые в соответствии с договорами, предусмотренными ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, распространяются все нормы этого Закона, регулирующие деятельность государственного и муниципального заказчиков. А отсюда логически следует, что в случае если закупки централизованы в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ, то уполномоченный орган вправе выполнять обязанности, определенные соответствующим нормативным актом и в отношении автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, действующих от имени указанных субъектов на основании ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Министерство экономического развития РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
3 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.