Пояснения к постановлению Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П
Предметом рассмотрения Конституционного Суда по данному делу явились положения санкций ряда статей КоАП, устанавливающие минимальные размеры штрафов, применяемых в отношении юридических лиц за совершение административных правонарушений. Эти вопросы детально проанализированы во взаимосвязи с закрепленными Кодексом общими правилами применения административных наказаний, которые служат основанием для их наложения.
Конституционный Суд пришёл к следующим выводам.
1. Санкции части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП, во взаимосвязи с закрепленными Кодексом общими правилами применения административных наказаний, не допускают назначения штрафа ниже низшего предела, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания. В этой части они признаны не соответствующими Конституции РФ.
2. Признано необходимым внести в КоАП изменения, вытекающие из настоящего Постановления.
В постановлении сформулированы предложения в качестве вариантов требуемых изменений. Приводим их дословно.
"Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов, устанавливаемых для юридических лиц, и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, введение дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, уточнение (изменение) правил наложения и исполнения административных наказаний".
3. Впредь до внесения требуемых изменений, минимальный размер штрафа, назначаемого юридическим лицам, за все, без исключения административные правонарушения, установленные Кодексом в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией.
Конституционный Суд счёл возможным определить порядок исполнения Постановления, исходя из того, что признание федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации исключает возможность применения других нормативных актов в части, содержащей такие же положения, какие были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, и является основанием для их отмены в установленном порядке.
Необходимо внести в КоАП изменения, которые позволят применять к юридическим лицам за административные правонарушения, как являвшиеся, так и не являвшиеся предметом рассмотрения Конституционного Суда, справедливые и соразмерные наказания.
Поскольку до внесения в Кодекс надлежащих изменений возможность снижения минимального размера штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке.
В отношении не вступивших к моменту провозглашения Постановления в законную силу или вступивших в законную силу, но не исполненных или исполненных частично судебных актов. Если они вынесены на основании положений КоАП, которые были предметом рассмотрения Конституционного Суда в отношении юридических лиц, не являющихся заявителями по делу, а равно на основании иных статей Кодекса, устанавливающих за совершение предусмотренных ими административных правонарушений минимальные размеры административных штрафов в сумме ста тысяч рублей и более, такие судебные акты пересмотру (изменению, отмене) в связи с принятием настоящего Постановления не подлежат.
***
Аналогичный вывод о несоответствии Конституции положений КоАП, не допускающих назначения административного штрафа не только юридическим лицам, но и гражданам и должностным лицам, ниже низшего предела, установленного соответствующей санкцией, сделан в ряде других решений КС (постановления от 17 января 2013 г. N 1-П, от 14 февраля 2013 г. N 4-П, от 8 апреля 2014 г. N 10-П - опубликовано 11 апреля 2014 г.).
Б.Я. Полонский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Б.Я. Полонский. Пояснения к постановлению Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 4-П. - Специально для системы ГАРАНТ, 2014.