Система оплаты труда федеральных АУ в свете последних изменений
Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 N 20 внесены дополнения в Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений*(1) (далее - Положение N 583), которые вступили в силу с 31.01.2014. В чем суть новых изменений и дополнений? Какой должна быть система оплаты труда федеральных автономных учреждений? Ответы на эти и другие вопросы читайте в комментарии.
До 01.12.2008 оплата труда работников государственного сектора экономики осуществлялась на основе единой тарифной сетки. Главный ее недостаток - величина первого разряда ставки, которая была существенно ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в РФ. Кроме того, не было принципиального различия в оплате труда между отраслями: при одинаковом разряде по ЕТС труд педагога оплачивался так же как труд врача. Не было стимулов к повышению качества государственной услуги. В связи с чем на законодательном уровне было принято решение о переходе с ЕТС на отраслевые системы оплаты труда. В соответствии с рекомендациями Положения N 583, а также нормами ТК РФ были разработаны подведомственные нормативные акты в части установления систем оплаты труда.
До изменений, внесенных Федеральным законом N 83-ФЗ*(2), нормы Положения N 583 распространялись на все федеральные государственные учреждения. Позднее, когда среди учреждений государственного сектора экономики были выделены казенные, бюджетные и автономные учреждения, на последние перестали распространяться нормы данного документа. Таким образом, автономные учреждения оказались в свободном плавании: установление систем оплаты труда регулировалось только положениями ТК РФ. Данный недочет был устранен Постановлением Правительства РФ от 14.01.2014 N 20, в соответствии с которым нормы этого документа с 31.01.2014 теперь распространяются и на автономные учреждения.
Ниже рассмотрим порядок установления систем оплаты труда с учетом норм Положения N 583.
Основные принципы системы оплаты труда федерального АУ
В соответствии с пп. ж п. 2 Положения N 583 система оплаты труда АУ должна основываться на Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее - Единые рекомендации 2014 года), утвержденных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений*(3).
Основные принципы построения систем оплаты труда, озвученные в данном документе, заключаются в следующем:
1. Соблюдение норм, установленных Конституцией РФ и иными федеральными законами в области трудового права. Размеры и условия оплаты труда работников АУ не могут быть снижены и (или) ухудшены по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также решениями органов местного самоуправления.
2. Положение об оплате труда, утвержденное коллективным договором организации, должно определять:
- фиксированные размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо установленные нормы труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы);
- размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- размеры выплат стимулирующего характера.
3. Получаемая работниками заработная плата должна зависеть от их квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (без ограничения заработной платы максимальным размером).
4. Работодатель обязан обеспечить равенство оплаты труда, не допустить какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда.
5. Система оплаты труда должна обеспечивать реальное повышение уровня заработной платы работников АУ, а также соблюдение предоставления других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, использовать иные принципы при формировании системы оплаты труда - это значит умышленно нарушать нормы трудового законодательства и Конституции РФ.
Система оплаты труда работников АУ
В соответствии с п. 2 (1) Положения N 583 системы оплаты труда работников федеральных автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных автономных учреждений по видам экономической деятельности лицами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений. Обратите внимание, что примерные положения, разработанные для АУ учредителем, будут носить рекомендательный характер.
Таким образом, автономное учреждение вправе их придерживаться, но не обязано исполнять дословно, когда это касается установления размеров выплат. Напомним, что в соответствии со ст. 135 ТК РФ система оплаты труда работников АУ, включающая оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты, определяется коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом с учетом трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Далее отметим, что согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата работника имеет три составляющие: оклад (должностной оклад), компенсационные и стимулирующие выплаты.
В силу п. 3 Положения N 583 размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения:
- на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп);
- с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Напомним, что Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Постановлением Минтруда РФ от 09.02.2004 N 9, предназначен для организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. При назначении работников на должности следует четко соблюдать требования, изложенные в нем, о чем свидетельствует арбитражная практика. Так, например, в Постановлении от 12.11.2013 N А33-2144/2013 ФАС ВСО пришел к выводу: раз Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих для замещения определенных должностей предусмотрено, что обязательным является наличие специализированного высшего профессионального образования и стажа работы по специальности в данной области, то доводы о назначении работников на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения как специалистов, обладающих достаточным практическим опытом и выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, являются несостоятельными.
Компенсационные выплаты в соответствии с п. 4 Положения N 583 устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах. При этом следует учитывать, что перечень видов выплат определен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822. К таким выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время и работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, за работу, связанную с их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Таким образом, АУ должно придерживаться основного регламентированного перечня компенсационных выплат. Что касается их размеров, то они не могут быть менее установленных нормами трудового законодательства. Максимальным размером данные выплаты не ограничиваются.
В соответствии с п. 5 Положения N 583 размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом разрабатываемых в федеральном учреждении показателей и критериев оценки эффективности труда работников. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 утвержден Перечень видов выплат стимулирующего характера. В данный перечень включены:
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- выплаты за качество выполняемых работ;
- выплаты за стаж непрерывной работы в учреждении, выслугу лет;
- премиальные выплаты по итогам работы.
Размеры и условия всех выплат (включая оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты) конкретизируются в условиях трудового договора.
При их разработке нужно учесть следующее:
1) в соответствии со ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ (с 01.01.2014 МРОТ повышен и составляет 5 554 руб. в месяц*(4));
2) при изменении системы оплаты труда заработная плата работников АУ (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам ранее, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации (п. 18 Единые рекомендации 2014 года).
Оплата труда руководителя АУ
Как отмечено в п. 22 Единых рекомендаций на 2014 год, должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждений. Аналогичная норма содержится в п. 6 Положения N 583. Таким образом, должностной оклад руководителя, который утверждается ему учредителем, должен учитывать масштабность управления. Следовательно, уравниловки в окладах, как это могло происходить ранее, на практике в настоящее время быть не должно.
Согласно п. 8 Положения N 583 выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Что касается определения выплат стимулирующего характера, то на основании п. 9 Положения N 583 они предусматриваются учредителем. Их рекомендуется устанавливать в зависимости от выполнения целевых показателей эффективности работы, определяемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение.
Показателем эффективности работы руководителя может являться рост средней заработной платы работников организации в отчетном году по сравнению с предшествующим годом. При этом не учитывается повышение размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.
Что касается конкретных размеров оплаты труда руководителя АУ, то в настоящее время упоминание о них встречается в п. 9 Положения N 583. В частности, нормы данного пункта гласят, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений устанавливается федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в кратности от 1 до 8. Эта норма продублирована в п. 25 Единых рекомендаций на 2014 год. Согласно ей предельный уровень заработной платы руководителей учреждений рассчитывается через определение соотношения средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.
В соответствии с п. 9 Положения N 583 условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений на 10-30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений. Аналогичные разъяснения приводятся и в Единых рекомендациях на 2014 год.
* * *
В заключение отметим, что в соответствии с п. 10 Положения N 583 штатное расписание федерального учреждения утверждается руководителем этого учреждения*(5) и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения. Таким образом, на основании изложенных норм АУ вправе самостоятельно решать вопросы кадрового обеспечения, вводить новые должности и сокращать старые. Однако при изменении численности штата в сторону уменьшения следует учитывать, что в соответствии со ст. 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с ними в силу п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан:
- в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях. Аналогичные разъяснения приведены в Определении КС РФ от 15.01.2008 N 201-О-П;
- предупредить каждого работника персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ст. 180 ТК РФ).
Фонд оплаты труда работников федерального автономного учреждения формируется исходя из объема субсидий, поступающих ему в установленном порядке из федерального бюджета, и средств, поступающих от приносящей доход деятельности. Таким образом, учреждение вправе направлять на выплаты стимулирующего характера средства в любом объеме в пределах утвержденного руководителем в плане финансово-хозяйственной деятельности фонда оплаты труда (п. 11 Положения N 583).
С. Валова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583.
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(3) От автора: Единые рекомендации 2014 года утверждены протоколом N 11 от 25.12.2013.
*(4) Федеральный закон от 02.12.2013 N 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
*(5) От автора: в силу положений п. 2 ст. 13 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" штатное расписание в АУ утверждает руководитель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"