Вредный фактор. За несоблюдение условий охраны труда штрафные санкции увеличатся в разы
В ближайшее время грядут серьезные изменения в области охраны труда. Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект "О специальной оценке условий труда", разработанный Минтрудом России. Согласно проекту специальная оценка предусматривает идентификацию потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а также определение уровня их воздействия на организм человека. Такая оценка должна проводиться не реже одного раза в пять лет. При этом каждому рабочему месту планируется присваивать определенный класс.
Законопроектом условия труда подразделяются на оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Результаты оценки будут влиять на установление работникам гарантий и компенсаций за вредные условия труда, определение размера страховых взносов, выплачиваемых работодателем. Обязанностями по проведению оценки предполагается наделить независимую организацию, обладающую необходимым измерительным оборудованием и аттестованными экспертами. Предусмотрено создание Федеральной государственной информационной системы учета.
Специальная оценка условий труда приходит на смену аттестации рабочих мест, которая прописана в Трудовом кодексе РФ и является обязанностью работодателя. За их невыполнение предусмотрены серьезные административные санкции. Согласно законопроекту специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места. Предусматривается переход от советского "списочного" подхода, когда единственным собственником было государство, к подходу, учитывающему исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника. Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ.
Законопроект имеет свои "тонкие места". Так, для рабочих мест, которые относятся к спискам 1 и 2 (где прописаны мало вредные условия труда), процедура аттестации никак не изменится.
На рабочих местах, где не выявлено, есть ли там опасные и вредные факторы, действующие на организм человека, предусмотрена другая система оценки. Специальная комиссия должна идентифицировать отсутствие вредных и опасных факторов, предусмотренных классификатором, разработанным Минтруда России. К таким факторам рабочей среды, которые будут в обязательном порядке измеряться, относятся как физические: микроклимат, шум, вибрация, параметры световой среды и различные виды излучений, так и химические, биологические факторы, например, тяжесть и напряженность трудового процесса.
В комиссию по проведению такой оценки будет входить работодатель, представитель профсоюза, представители организаций или специалисты, привлекаемые по договору подряда, выполняющие функции охраны труда на производстве, а также эксперты или иные сотрудники организаций, производящие специальную оценку условий труда. В случае если вредные и опасные факторы не будут выявлены, будет составляться декларация соответствия рабочего места нормативам. Декларация будет оформляться в порядке, предусмотренном Минтруда России (порядок уже разработан). Затем декларация будет передана в Росреестр.
В строительной отрасли тяжесть и напряженность условий труда некоторых специальностей считаются вредными и относятся к классу 3. По классам условия труда не меняются. Как и прежде, остаются первый, второй, третий и четвертый классы труда. Третий, в свою очередь, делится на четыре подкласса.
Экспертиза специальной оценки условий труда будет проводиться частично за счет федерального бюджета и частично за счет заявителя. Сейчас государственная экспертиза условий труда проводится, как правило, по рекомендации представителей Роструда или трудовых инспекций на местах. Специальную оценку условий труда будут проводить специализированные организации, в штате которых будут работать эксперты по оценке условий труда. Они должны быть специалистами с высшим образованием, опытом работы и обязательно сертифицированные.
В штате организации, проводящей специальную оценку условий труда, должно быть не менее пяти экспертов. Ответственность таких организаций должна быть застрахована. Законопроектом определяется, что их испытательная лаборатория должна быть аккредитована Росаккредитацией. Причем сведения об организации, об экспертах, о проведенной специальной оценке условий труда, о декларациях будут храниться в специальных реестрах Минтруда России. Каждый проверяющий орган сможет найти всю эту информацию в этих реестрах. Она будет находиться в общем доступе.
Специалисты успокаивают: организации, которые успели в 2013 году аттестовать всех своих сотрудников по существующим правилам, могут не беспокоиться до 1 января 2018 г. Проведенная до конца 2013 года процедура аттестации рабочих мест не утратит свою силу и будет действительна в течение пяти лет. Об этом на конференции, посвященной вопросам охраны труда, заявил начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Минтруда России Владимир Солдунов. По его словам, основные изменения в законопроекте коснутся не только самого процесса оценки условий труда, но и ответственности за нарушения законодательства и мотивации работодателей. Например, возможен такой вариант: если работодатель обеспечит гарантируемую безопасность рабочих мест, он может быть освобожден от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ.
Эксперты считают такой вариант вполне реальным. Если в результате проведения специальной оценки условий труда факт безопасности сотрудников на рабочем месте будет подтвержден, работодателя освободят от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам, сообщила генеральный директор НТЦ "ТехноПрогресс" Светлана Шевченко.
Разработчики законопроекта уверяют, что переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда будет максимально безболезненным. "Наша задача при подготовке документа - учесть мнение работодателей, работников, государства, профсоюзов и специалистов по охране труда", - пояснил Владимир Солдунов.
Предусматривается даже небольшой переходный период, который может затянуться на несколько месяцев. Однако даже в это время у компаний могут возникнуть проблемы. Самое неприятное, что может произойти: если инспектор труда в это время придет проверять компанию. Скорее всего, предприятие будет оштрафовано.
"В случае если компания не провела вовремя аттестацию рабочих мест, или срок действия предыдущей аттестации закончится сразу после вступления в силу закона "О специальной оценке условий труда", компания может оказаться в ситуации, когда аттестацию уже провести нельзя, а специальную оценку условий труда провести никто не может. Аттестованных экспертов нет, методики проведения специальной оценки не утверждены", - сказала Светлана Шевченко.
Свою оценку рынку услуг в области охраны труда дал вице-президент саморегулируемой организации НП "Национальное общество аудиторов трудовой сферы" Владимир Савинов. Эксперт полагает, что в связи с последними изменениями законодательства работодатели намеренно не проводили аттестацию рабочих мест, а ждали 2014 года, когда это можно будет сделать с помощью декларирования без дополнительных затрат.
"Грядущий переход на специальную оценку условий труда вызовет дестабилизацию рынка услуг в сфере аттестации рабочих мест - многие измерительные лаборатории могут остаться без работы", - считает Владимир Савинов.
По мнению Светланы Шевченко, уже сейчас многие крупные компании имеют в своем составе лабораторию, которая могла бы проводить такую оценку, - они сэкономят деньги, проведя специальную оценку условий труда самостоятельно.
В итоге, как полагают эксперты, некоторые лаборатории по аттестации рабочих мест разорятся, другие будут вынуждены сократить своих сотрудников, чтобы остаться на плаву. "Не все лаборатории смогут соответствовать требованиям нового федерального закона", - считает Светлана Шевченко.
После принятия закона "О специальной оценке условий труда", с 2015 года вступают в действие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Согласно поправкам за каждое правонарушение работодателю будет выписан отдельный штраф. "Например, если сотрудники не прошли обучение и проверку знаний по охране труда - до 130 тыс. руб. Не проведена вовремя специальная оценка условий труда - еще 80 тысяч, работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты - еще 150. Итого, уже получится 350 тысяч. Сейчас штраф назначается по совокупности нарушений и составляет не более 50 тыс. руб. Причем такой размер штрафа назначался независимо от масштаба компании. Правда, иногда наказывают рублем не компанию, а директора. Так дешевле", - отметила Светлана Шевченко.
О. Бухарова,
журналист
"Юрист спешит на помощь", N 1, январь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Юрист спешит на помощь"
"Юрист спешит на помощь" - журнал, посвященный защите прав и интересов
граждан. Издается при участии Министерства юстиции Российской Федерации
и Ассоциации юристов России. Периодичность выхода - 1 раз в месяц