Акционером российского ОАО, владеющим более 10% акций, является офшорная компания. Конечным бенефициаром офшора является российский гражданин.
Должно ли данное ОАО признаваться коммерческой организацией с участием иностранного капитала?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Акционерное общество должно признаваться коммерческой организацией с участием иностранного капитала.
Обоснование вывода:
Отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных инвестициях).
Согласно п. 6 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора.
Понятие "иностранного инвестора" раскрывается в ст. 2 названного закона. В частности, иностранным инвестором признается иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.
Под иностранными инвестициями понимаются вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору.
При этом возникновение прав и обязанностей иностранного инвестора (юридического лица) не ставится в зависимость от состава участников этого лица.
Лицо, которое в конечном итоге прямо или косвенно владеет организацией, принято называть "конечным бенефициаром" или "выгодоприобретателем" и т.п.
В рассматриваемой ситуации конечным бенефициаром иностранного инвестора (офшорной компании) является российский гражданин. Но это обстоятельство не способно повлиять на правовой статус коммерческой организации с иностранными инвестициями, поскольку владельцем акций все равно является иностранное юридическое лицо, наделенное в полном объеме гражданскими правами и обязанностями.
К сведению:
1. В ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" раскрывается понятие "бенефициарный владелец", означающее физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента (лица, находящегося на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом). Однако это понятие используется в целях применения только названного федерального закона.
2. В Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. предлагается доходы компаний, которые зарегистрированы в оффшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, облагать по российским налоговым правилам, а налоговые платежи уплачивать в российский бюджет. Однако каких-либо изменений в налоговое законодательство в настоящее время не внесено.
3. В п. 2 постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26.03.2014 N 101-СФ "О вопросах противодействия на современном этапе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и деофшоризации российской экономики" рекомендовано Правительству РФ с участием Центрального банка РФ рассмотреть возможность внесения в законодательство изменений, предусматривающих установление обязанности организаций, в том числе иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, получать и хранить информацию о своих бенефициарных владельцах, о структуре своей собственности и представлять ее уполномоченным государственным органам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
14 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.