Учет бюджетных инвестиций в 2014 году
В бюджетах бюджетной системы РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных программ), могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ, государственной собственности субъекта РФ и муниципальной собственности. Бюджетные инвестиции производятся в порядке, установленном Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (п. 1, 2 ст. 79 БК РФ). В этой статье рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций федеральными автономными учреждениями.
Общие положения
Одним из способов финансового обеспечения капитальных вложений в строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов или в приобретение объектов недвижимого имущества является предоставление бюджетных инвестиций, порядок выделения которых регулируется Правилами N 13*(1).
В этом документе сказано, что осуществление бюджетных инвестиций в объекты производится путем заключения и исполнения государственных контрактов на указанные выше цели федеральными автономными учреждениями, которым федеральный орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий функции и полномочия учредителя или имеющий права собственника имущества учреждения (далее - орган власти), передал на основании соглашения свои полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов от лица названного органа (далее - передача полномочий, соглашение о передаче полномочий).
Исходя из положений п. 13 Правил N 13 соглашение о передаче полномочий может быть заключено не только в отношении одного объекта, но и в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную собственность, и должно в том числе содержать:
а) цель осуществления бюджетных инвестиций, указание на их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с отражением его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, объема бюджетных ассигнований;
б) положения, устанавливающие права и обязанности автономного учреждения по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных контрактов;
в) ответственность автономного учреждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных ему полномочий;
г) положения, устанавливающие права органов власти на проведение проверок соблюдения автономным учреждением условий, определенных заключенным соглашением о передаче полномочий;
д) положения, предусматривающие обязанность автономного учреждения по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу государственной власти как получателя бюджетных средств.
Бухгалтерский учет
Автономные учреждения, осуществляющие в рамках переданных им полномочий операции, связанные со строительством объектов государственной (муниципальной) собственности и приобретением объектов в государственную (муниципальную) собственность, должны отражать эти операции в бюджетном учете от имени органа власти в порядке, установленном инструкциями N 157н *(2) и N 162н *(3).
Кроме того, в Письме Минфина РФ N 02-02-005/58618 и Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.1-897 от 31.12.2013 (далее - Письмо N 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897) даны разъяснения о порядке учета бюджетных инвестиций и приведена корреспонденция счетов по отражению операций, связанных со строительством и приобретением объектов за счет данного источника финансирования, при передаче органом власти своих полномочий.
Для учета принятых бюджетных обязательств в рамках заключенного государственного контракта в разрезе:
а) финансовых периодов используются следующие счета (п. 128 Инструкции N 162н):
- 0 502 10 000 "Принятые обязательства на текущий финансовый год";
- 0 502 20 000 "Принятые обязательства на очередной финансовый год";
- 0 502 30 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый, следующий за очередным)";
- 0 502 40 000 "Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным";
б) объектов учета используются счета:
- 0 502 01 000 "Принятые обязательства";
- 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".
Исходя из положений вышеуказанных документов в учете автономного учреждения (от имени органа власти) принятие бюджетных обязательств следует отразить следующими проводками.
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приняты бюджетные обязательства в сумме обязательств по государственному контракту, принятых на время выполнения переданных полномочий, всего: | ||
- на текущий финансовый год; | 1 501 13 ххх | 1 50 211 ххх |
- на первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год); | 1 501 23 ххх | 1 502 21 ххх |
- на второй год, следующий за текущим; | 1 501 33 ххх | 1 502 31 ххх |
- на очередной год, следующий за плановым периодом; | 1 501 43 ххх | 1 502 41 ххх |
- на иные очередные года | 1 501 93 ххх | 1 502 91 ххх |
Из пункта 312 Инструкции N 157н следует, что показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом (далее - показатели по санкционированию), подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета:
- показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), - на счета санкционирования текущего финансового года;
- показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), - на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
- показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, - на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.
Условиями контракта (договора) может оговариваться обязанность учреждения по оплате подрядчику в текущем финансовом году определенной суммы денежных средств (денежные обязательства). В частности, могут быть предусмотрены авансовые платежи. В этом случае принятие денежных обязательств при предварительной оплате отражается в бюджетном учете следующей записью:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приняты денежные обязательства в сумме авансового платежа | 1 50 211 ххх | 1 502 12 ххх |
Оплата денежных обязательств при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ в форме капитальных вложений на основании заключенных автономными учреждениями государственных контрактов (договоров) осуществляется с лицевых счетов, предназначенных для отражения операций по переданным полномочиям, открытых в ОФК органу власти как получателю бюджетных средств в соответствии с Порядком N 24*(4).
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Перечислен авансовый платеж согласно условиям государственного контракта | 1 206 хх 560 | 1 304 05 ххх |
Для учета вложений в объекты строительства и при приобретении объектов используется счет 1 106 хх 310. На этом счете отражаются фактические затраты учреждения, произведенные при строительстве или приобретении объектов.
Отнесение расходов автономных учреждений на оплату обязательств соответственно по государственным контрактам и по договорам, заключенным в целях осуществления строительства и приобретения объектов, на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ производится согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (п. 7 Письма N 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897):
а) выполнение подрядных работ по строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов (по договору строительного подряда) или приобретение объектов недвижимого имущества, а также поставка оборудования, материалов в рамках осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства, в том числе в целях технического перевооружения, отражаются на соответствующих статьях группы 300 "Поступление нефинансовых активов":
- на статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" - в части приобретения объекта недвижимости, выполнения работ по строительству, реконструкции объектов, а также поставки оборудования в целях технического перевооружения;
- на статье 330 "Увеличение стоимости непроизведенных активов" - в части приобретения земельных участков;
- на статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - в части приобретения материальных запасов в целях строительства, реконструкции объектов;
б) выполнение иных отдельных видов работ (услуг), предусмотренных сметной стоимостью строительства и входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции (в том числе с элементами реставрации), технического перевооружения) и (или) стоимости приобретения, отражается на соответствующих подстатьях статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ исходя из их экономического содержания;
в) осуществление иных расходов из состава затрат, предусмотренных сметной стоимостью строительства и входящих в состав предполагаемой (предельной) стоимости строительства (реконструкции (в том числе с элементами реставрации), технического перевооружения) и (или) стоимости приобретения, отражается по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Расходы в части, касающейся обязательств по техническому перевооружению (по поставке оборудования в целях технического перевооружения объекта строительства), не входящие в смету стройки, учитываются по соответствующим элементам подгруппы видов расходов 200 "Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд" (211, 212, 242, 244) классификации расходов бюджетов.
В бюджетном учете формирование стоимости объектов отражается следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Сформированы вложения в объекты строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации) и (или) при приобретении объектов | 1 106 11 310 | 1 302 хх 730 |
Сформированы вложения в нефинансовые активы в части технического перевооружения | 1 106 31 310 | 1 302 хх 730 |
Согласно п. 11.1.4 Письма N 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 передача завершенных строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением) объектов капитального строительства (результатов завершенных этапов строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением)) либо приобретенного учреждением объекта при наличии в соответствии с законодательством РФ документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку, отражается в бюджетном учете учреждения путем увеличения финансовых вложений и уменьшения вложений в объекты нефинансовых активов, сформированных в рамках капитальных вложений.
Такая передача оформляется справкой (ф. 0504833) и извещением (ф. 0504805) с приложением заверенных учреждением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку, которые передаются органу власти, передавшему полномочия, одновременно с заверенными учреждением копиями главной книги, иных бухгалтерских регистров, сформированных им от имени органа власти, передавшего полномочия.
В бюджетном учете операции по передаче объемов сформированных вложений по завершенным строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации) объектам капитального строительства (результатам завершенных этапов строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации)) отражаются следующими записями:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Переданы объемы сформированных вложений: | ||
- по завершенным строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации) объектам (по результатам завершенных этапов строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации)) и (или) при приобретении объектов; | 1 215 33 530 | 1 106 11 4101 |
- по завершению технического перевооружения (завершению этапов технического перевооружения) объекта | 1 215 33 530 | 1 106 31 410 |
Одновременно с оформлением справки (ф. 0504833) учреждение отражает в бухгалтерском учете:
- принятие объемов сформированных вложений по завершенным строительством (реконструкцией, в том числе с элементами реставрации) объектам капитального строительства (по результатам завершенных этапов строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации)), приобретенным объектам;
- принятие объемов сформированных вложений по техническому перевооружению.
В результате осуществления бюджетных инвестиций созданные или приобретенные объекты закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за учреждениями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся у них на праве оперативного управления (п. 5 Правил N 13).
Эти операции следует отразить в бухгалтерском учете автономного учреждения следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Приняты объемы сформированных вложений в объекты строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации) и (или) при приобретении объектов, закрепляемых за учреждением на праве оперативного управления | 4 106 11 000 | 4 401 10 180 |
Приняты к учету объекты основных средств (справка (ф. 0504833)), документы, подтверждающие государственную регистрацию права (сделки) | 4 101 хх 000 | 4 106 11 000 |
Приняты учреждением к бухгалтерскому учету сформированные вложения по техническому перевооружению объекта, закрепленного за ним на праве оперативного управления (справка (ф. 0504833)) | 4 106 21 000 | 4 401 10 180 |
Приняты к бухгалтерскому учету по результатам технического перевооружения объекты основных средств (справка (ф. 0504833)) | 4 101 хх 000 | 4 106 21 000 |
Кроме того, учреждение на основании справки (ф. 0504833) и извещения (ф. 0504805) формирует показатель расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом (ОЦИ). В учете учреждения эта операция отражается следующей корреспонденцией счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Сформированы показатели расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в объеме его прав по распоряжению ОЦИ | 4 401 10 172 |
Пример 1
На основании соглашения, оформленного учредителем с автономным учреждением, последнему переданы полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению государственного контракта от лица учредителя при строительстве здания (нежилого помещения). В рамках переданных полномочий автономное учреждение заключило государственный контракт с подрядной организацией.
Условиями контракта предусмотрены:
- стоимость работ на текущий финансовый год - 5 000 000 руб.;
- стоимость работ на очередной финансовый год - 3 000 000 руб.;
- перечисление аванса в текущем финансовом году в размере 1 500 000 руб. (30%).
Согласно оформленному акту стоимость выполненного первого этапа строительных работ составила 1 800 000 руб.
В бухгалтерском учете эти операции следует отразить следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Приняты бюджетные обязательства в сумме обязательств по государственному контракту, принятых на время выполнения переданных полномочий, всего: | |||
- на текущий финансовый год; | 1 501 13 310 | 1 502 11 310 | 5 000 000 |
- на первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год) | 1 501 23 310 | 1 502 21 310 | 3 000 000 |
Перечислен авансовый платеж согласно условиям государственного контракта | 1 206 31 560 | 1 304 05 310 | 1 500 000 |
Приняты денежные обязательства в сумме перечисленного аванса | 1 502 11 310 | 1 502 12 310 | 1 500 000 |
Сформированы вложения в строительство здания | 1 106 11 310 | 1 302 31 730 | 1 800 000 |
Приняты денежные обязательства по первому выполненному этапу работ на основании акта (1 800 000 - 1 500 000) руб. | 1 502 11 310 | 1 502 12 310 | 300 000 |
Произведен зачет аванса | 1 302 31 830 | 1 206 31 660 | 1 500 000 |
Произведен окончательный расчет за первый этап выполненных работ (1 800 000 - 1 500 000) руб. | 1 302 31 830 | 1 304 05 310 | 300 000 |
Пример 2
Продолжим предыдущий пример и предположим, что по контракту завершены все работы и произведена передача здания с приложением к акту передачи документов, подтверждающих государственную регистрацию права на этот объект. Работы выполнены в полном объеме.
В бухгалтерском учете эти операции следует отразить следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Переданы объемы сформированных вложений по завершенному строительством зданию | 1 215 33 530 | 1 106 11 410 | 8 000 000 |
Отражены объемы сформированных вложений в строительство здания, закрепляемого за учреждением на праве оперативного управления | 4 106 11 000 | 4 401 10 180 | 8 000 000 |
Принято к учету здание | 4 101 12 000 | 4 106 11 000 | 8 000 000 |
Отражены расчеты с учредителем в объеме его прав по распоряжению зданием | 4 401 10 172 | 8 000 000 |
Отчетность по бюджетным инвестициям
Согласно п. 12.1.1 Письма N 02-02-005/58618, 42-7.4-05/5.1-897 автономные учреждения, осуществляющие переданные им полномочия, на основании данных бюджетного учета формируют и представляют органу власти, передавшему полномочия, бюджетную отчетность за отчетный период в объеме форм и в порядке, предусмотренных для получателя бюджетных средств Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
* * *
В представленном в статье материале рассмотрено пошаговое отражение в бюджетном учете операций, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, при передаче учредителем полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению государственных контрактов на возведение объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества от его лица автономным учреждениям. Полагаем, что при выделении учреждениям бюджетных инвестиций у них не возникнут затруднения с отражением в бухгалтерском учете указанных операций.
И. Зернова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ за счет средств федерального бюджета, утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"