Организация (УСН) занимается торговлей товарами, бюджетные учреждения приобретают у организации товары, при этом вместе с товарной накладной на отгрузку товаров покупатели требуют от поставщика счет-фактуру, так как финансовые органы без наличия счета-фактуры денежные средства за полученный товар не перечисляют.
Предусмотрено ли нормативно-правовыми актами бюджетных учреждений для оприходования товаров и перечисления денег наличие счет-фактуры?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование финансовых органов в части обязательного предъявления счета-фактуры получателем бюджетных средств либо бюджетным (автономным) учреждением в качестве документа-основания для подтверждения возникновения денежного обязательства у учреждения неправомерно, так как у контрагента, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность выставления счета-фактуры отсутствует.
Обоснование вывода:
В соответствии с п.п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), не признаются плательщиками НДС (далее также - налог), за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, а также налога, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ.
Обязанность оформления счетов-фактур с выделением суммы НДС лицами, не являющимися плательщиками НДС, отсутствует (п. 3 ст. 169 НК РФ). Смотрите также разъяснения специалистов финансового ведомства*(1) и в судебную практику*(2).
По общему правилу платежи казенных, бюджетных и автономных учреждений осуществляются через лицевые счета, открытые организациям госсектора в Федеральном казначействе, финансовых органах субъектов Российской Федерации или муниципальных образований (п.п. 4, 11 ст. 161, ст. 220.1 БК РФ; п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
Санкционирование оплаты денежных обязательств с обязательным представлением документов-оснований предусматривается, как правило, порядком осуществления кассового обслуживания государственных (муниципальных) учреждений, лицевые счета которым открыты в соответствующем финансовом органе.
Так, для получателей бюджетных средств, лицевые счета которым открыты в органах федерального казначейства, санкционирование расходов предусмотрено Порядком кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, утвержденным приказом Минфина от 10.10.2008 N 8н (далее - Порядок N 8н).
Санкционирование расходов для бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в отношении отдельных операций (ч. 16 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", ч. 3.10 ст. 2 Закона N 174-ФЗ). Санкционирование расходов федеральных бюджетных (автономных) учреждений осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н (далее - Порядок N 72н).
Требования об обязательном предъявлении счета-фактуры для подтверждения возникновения денежного обязательства госучреждений при расходовании средств федерального бюджета отсутствуют (п. 2.1.1. Порядка N 8н, п. 19 Порядка N 72н).
Для получателей бюджетных средств республиканского бюджета Чувашской республики в соответствии с пп. 15 п. 4.8 Порядка исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики по расходам и источникам финансирования дефицита республиканского бюджета Чувашской Республики, утвержденного приказом Минфина Чувашской Республики от 29.12.2007 N 644/п, подтверждение возникновения денежного обязательства предусмотрено несколькими документами-основаниями, в том числе и счетом-фактурой. Однако из буквального прочтения этой нормы во взаимосвязи с пп. 5 этого же пункта следует, что при наличии накладной (акта приема-передачи) указание реквизитов счета-фактуры не обязательно, так как сумма НДС указывается только при ее наличии.
Также не установлено обязательного требования в отношении счета-фактуры для бюджетных (автономных) учреждений пунктом 17 Порядка санкционирования расходов государственных учреждений Чувашской Республики, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также инвестиции, полученные в соответствии с пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Чувашской Республики от 16.10.2012 N 125/п.
Учитывая сказанное, мы полагаем, что требования финансовых органов в части обязательного предъявления счета-фактуры получателем бюджетных средств либо бюджетным (автономным) учреждением в качестве документа-основания для подтверждения возникновения денежного обязательства у учреждения неправомерно, так как у контрагента, применяющего УСН, обязанность выставления счета фактуры отсутствует.
Содержание подобных требований в порядке исполнения бюджета субъекта РФ или бюджета муниципального образования нарушает принцип единства бюджетной системы РФ, содержащийся в ст. 29 БК РФ, которым, в частности, предусмотрен единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
11 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Письма Минфина от 24.10.2013 N 03-07-09/44918, от 16.05.2011 N 03-07-11/126, от 17.03.2010 N 03-07-11/66.
*(2) Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.04.2012 N Ф07-2464/12 по делу N А66-9074/2011, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.10.2009 N А78-1910/2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.