1. Согласно п. 4.2 ст. 49 Федерального закона N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) решение по вопросу о выплате (объявлении) дивидендов по привилегированным акциям определенного типа принимается большинством голосов акционеров - владельцев голосующих акций общества, участвующих в собрании. При этом голоса акционеров - владельцев привилегированных акций этого типа, отданные за варианты голосования, выраженные формулировками "против" и "воздержался", не учитываются при подсчете голосов, а также при определении кворума для принятия решения по указанному вопросу.
Согласно п. 1. ст. 48 Закона N 208-ФЗ к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов). Получается, что выплата дивидендов - это частный случай вопроса о распределении прибыли.
Вопрос повестки дня поставлен следующим образом: "О распределении прибыли и дивидендах ОАО за 2013 год". Принято решение: "Дивиденды по обыкновенным и привилегированным акциям ОАО за 2013 год не выплачивать. Чистую прибыль ОАО за 2013 год в размере __________ рублей оставить в распоряжении ОАО".
Как в этом случае определять кворум и производить подсчет голосов?
Если стоит вопрос о том, чтобы дивиденды не выплачивать, то как производятся расчет кворума и принятие решения - согласно п. 4.2. ст. 49 Закона N 208-ФЗ или простым большинством?
2. Каким образом определять и, соответственно, объявлять кворум по вопросу об избрании ревизионной комиссии на момент открытия собрания (чьи голоса вычитать), если:
- количество кандидатов в совет директоров (далее - СД) превышает количественный состав СД;
- "старый" состав СД не совпадает со списком кандидатов в "новый" состав СД?
1. Как справедливо отмечено в вопросе, к исключительной компетенции общего собрания акционеров отнесено распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов (за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) (пп. 4 п. 1 ст. 103 ГК РФ, пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)).
Из изложенной нормы следует, что выплата (объявление) дивидендов является лишь одним из тех вариантов решения общего собрания, которые оно может принять относительно распределения прибыли. Иными словами, в это понятие может входить не только выплата дивидендов, но также и другие выплаты, которые могут производиться за счет средств нераспределенной прибыли. При этом общество вправе также не принимать решение о распределении прибыли либо принять решение не распределять полученную прибыль.
Таким образом, на наш взгляд, вопросы о выплате (объявлении) дивидендов и вопрос об отказе от распределения прибыли акционерного общества являются разными вопросами, выносимыми на повестку дня общего собрания. Конечно, между ними существует определенная взаимосвязь: так, если по решению общего собрания акционеров полученная обществом прибыль не будет распределяться, то это означает, что выплата дивидендов также не будет произведена. Однако, если общее собрание примет отрицательное решение относительно вопроса о выплате (объявлении) дивидендов, то это не будет означать, что прибыль распределяться не будет. Собрание может принять решение произвести за счет этой прибыли иные выплаты.
Сказанное подтверждается и положениями законодательства, согласно которым решение о выплате дивидендов рассматривается как самостоятельное решение общего собрания акционеров, которым не исчерпывается вопрос о распределении прибыли общества (п. 1 ст. 42 Закона N 208-ФЗ, пп. 10.1 п. 1 ст. 48 Закона N 208-ФЗ).
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в п. 4.2 ст. 49 Закона N 208-ФЗ речь идет о ситуации, когда в повестку дня общего собрания акционеров включается именно вопрос о возможности выплаты дивидендов по привилегированным акциям определенного типа. То есть этот вопрос не должен быть соединен с иными вопросами о судьбе нераспределенной прибыли, если решение общего собрания акционеров относительно объявления дивидендов по привилегированным акциям будет отрицательным. Это вытекает и из того, что в соответствии с п. 1 ст. 32 Закона N 208-ФЗ владельцы привилегированных акций имеют право голоса на общем собрании акционеров только в случаях, прямо предусмотренных данным законом.
Следовательно, по нашему мнению, упоминаемые в п. 4.2 ст. 49 Закона N 208-ФЗ варианты голосования, выраженные формулировками "против" и "воздержался" означают, что проголосовавшие таким образом акционеры - владельцы привилегированных акций определенного типа выступают против выплаты (объявления) дивидендов по этим акциям либо воздерживаются от голосования. Поэтому при определении кворума для принятия решения по указанному вопросу и при подсчете квалифицированного большинства голосов учитываются все голоса, поданные акционерами - держателями обыкновенных акций, а также голоса акционеров - держателей привилегированных акций соответствующего типа, проголосовавших за выплату дивидендов по этим акциям.
Соответственно, вопрос о том, что прибыль не распределяется и остается в распоряжении общества, должен быть вынесен на голосование отдельно и кворум и голоса по нему подсчитываются по иным правилам.
2. Согласно п. 1 ст. 66 Закона N 208-ФЗ члены совета директоров (наблюдательного совета) общества избираются общим собранием акционеров в порядке, предусмотренном данным законом и уставом общества.
В соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 85 Закона N 208-ФЗ акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества. Эти акции исключаются из подсчета при определении кворума для голосования по данному вопросу (п. 4.20 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного приказом ФСФР от 02.02.2012 N 12-6/пз-н).
Из приведенных норм недвусмысленно следует то, что в голосовании по вопросу избрания ревизионной комиссии не участвуют только те акции, которые принадлежат действующим членам совета директоров. А судебные органы при рассмотрении конкретных дел исходят из того, что сам факт открытия годового общего собрания акционеров и включения в его повестку вопроса об избрании нового состава совета директоров не свидетельствует о том, что полномочия членов совета директоров прекратились до начала проведения общего собрания акционеров. Такие полномочия в рассматриваемой ситуации могут считаться прекращенными с момента принятия собранием решения о новом составе совета директоров (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.01.2010 по делу N А46-15242/2008).
Следовательно, на момент открытия общего собрания акционеров кворум для голосования по вопросу о составе ревизионной комиссии должен определяться без учета акций, принадлежащих членам ныне действующего совета директоров, но с учетом акций тех кандидатов в члены совета директоров, которые на момент открытия собрания членами совета директоров не являются.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
18 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.