Полномочия прокуроров при проведении контролирующими органами проверок деятельности органов местного самоуправления
Большое количество проверочных мероприятий, проводимых органами государственного контроля (надзора) в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, обусловило необходимость совершенствования правового регулирования в этой сфере правоотношений.
Так, с 1 января с. г. введён новый порядок осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" на органы прокуратуры возложены дополнительные полномочия по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также согласованию проведения внеплановых проверок в отношении названных субъектов правоотношений.
Этим законом определён порядок направления, рассмотрения проектов планов органов государственного контроля (надзора) о проведении проверок, в соответствии с которым органы государственного контроля (надзора) направляют в прокуратуру соответствующего субъекта Федерации проекты ежегодных планов проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения проверок.
Проекты планов рассматриваются прокуратурой субъекта Федерации на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора) с последующим внесением предложений руководителям органов государственного контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок.
На основании представленных органами государственного контроля (надзора) проектов прокуратура субъекта Федерации формирует ежегодный план проведения проверок не позднее 1 октября года, предшествующего году проведения проверок.
Ежегодный план проведения проверок подлежит размещению на официальных сайтах прокуратуры субъекта Федерации и соответствующего органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения проверок.
Согласно ст. 77 предметом плановой проверки является исполнение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения и осуществлении полномочий по решению указанных вопросов и иных полномочий, закреплённых за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов муниципальных образований.
Новой редакцией ст. 77 Закона N 131-ФЗ определена периодичность проведения плановых проверочных мероприятий: не чаще одного раза в два года, а также перечень сведений, включаемых в ежегодный план проведения проверок: наименование и место нахождения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, деятельность которых подлежит проверкам, наименование органов государственного контроля (надзора), планирующих проведение проверок, цели и основания проведения проверок, а также сроки их проведения.
При этом органы государственного контроля (надзора) осуществляют государственный контроль (надзор) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основываясь на принципах объективности, открытости и гласности.
При осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается дублирование контрольно-надзорных полномочий органов государственного контроля (надзора) различных уровней.
Координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры.
Внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) после согласования с прокуратурой (прокурором (его заместителем) субъекта Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки являются обращения граждан, юридических лиц, информация от государственных органов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, массовые нарушения прав граждан, а также поручения Президента РФ, Правительства РФ, требования Генерального прокурора РФ, прокурора субъекта Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При рассмотрении решений руководителей органов государственного контроля (надзора) о проведении внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления необходимо изучить материалы на предмет достаточности данных, свидетельствующих о наличии оснований для проведения таких проверок.
По результатам рассмотрения названных решений и прилагаемых к ним документов не позднее 1 рабочего дня, следующего за днём их поступления, уполномоченными должностными лицами органов прокуратуры принимается решение о согласовании проведения внеплановой проверки или об отказе в согласовании её проведения.
Кроме того, ст. 77 Закона N 131-ФЗ предусмотрена обязанность органов контроля (надзора) размещать информацию о результатах проведённой проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе о выявленных нарушениях и предписаниях об их устранении (с указанием сроков устранения), в течение одного месяца на официальном сайте соответствующего органа государственного контроля, в связи с чем органам прокуратуры необходимо проводить мониторинг сайтов органов контроля на предмет размещения указанной информации в информационной сети. В случае отсутствия соответствующей информации следует принимать меры прокурорского реагирования.
При осуществлении дополнительных полномочий по формированию ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, а также согласованию проведения внеплановых проверок в отношении названных субъектов правоотношений прокурорам необходимо пресекать факты злоупотребления органами контроля правом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
В целях выработки единообразного подхода к организации прокурорского надзора на этом направлении 30 января 2014 г. Генеральной прокуратурой РФ направлено информационное письмо N 76/2115-2014 "О порядке проведения контролирующими органами проверок в отношении органов местного самоуправления".
А. Пухов,
заместитель начальника Главного управления по надзору за
исполнением федерального законодательства - начальник управления по
надзору за соблюдением прав предпринимателей
Генеральной прокуратуры РФ
"Законность", N 4, апрель 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.