Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки
033400 Теология (квалификация (степень) "магистр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 49)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ подготовки магистров по направлению подготовки 033400 Теология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ООП - основная образовательная программа;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП магистратуры |
68 |
магистр |
2 года |
120* |
_____________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
ООП магистратуры по направлению подготовки 033400 Теология реализуется в рамках соответствующей конфессиональной теологии (христианской, исламской, иудейской, буддийской).
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров
4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, теологическое образование и науку, религиозную культуру и философию, сферу государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, практические аспекты жизни конфессий и соответствующую им социальную активность.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 033400 Теология являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.
4.3. Магистр по направлению подготовки 033400 Теология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская;
учебно-воспитательная и просветительская;
социально-практическая;
экспертно-консультативная;
представительско-посредническая;
организационно-управленческая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 033400 Теология должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская:
проведение самостоятельных научно-исследовательских работ и решение научных вопросов во всех областях теологического знания в соответствии с профилем ООП магистратуры;
разработка научных проектов по решению теологических проблем в соответствии с профилем ООП магистратуры;
анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с использованием современных достижений науки и вычислительной техники;
работа с современными базами данных, проведение источниковедческих исследований по всем областям теологического знания;
разработка новых научных подходов и методов;
подготовка и проведение семинаров, научных конференций, подготовка и редактирование научных публикаций;
учебно-воспитательная и просветительская:
преподавание в образовательных учреждениях всех уровней;
разработка самостоятельных учебных курсов (базовых и специальных);
разработка новых методов преподавания, методических материалов, пособий, введение в учебный процесс современных достижений теологической и гуманитарных наук;
участие в переподготовке преподавателей для ведения теологических и религиоведческих дисциплин в образовательных учреждениях всех уровней;
руководство научно-исследовательской работой обучающихся;
организация и осуществление воспитательной работы факультетского и вузовского уровня;
социально-практическая:
разработка новых методов и форм социально-практической работы во всех областях профессиональной деятельности теолога;
организация и руководство работой групп социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации;
организация и руководство работой благотворительных и некоммерческих организаций в области сохранения традиционных ценностей общества;
экспертно-консультативная:
руководство экспертными комиссиями во всех областях профессиональной деятельности теолога;
руководство консультативными группами во всех областях профессиональной деятельности теолога;
проведение самостоятельной экспертизы по вопросам, связанным с теологической проблематикой;
осуществление самостоятельной консультативной деятельности;
представительско-посредническая:
организация и руководство работой координационных структур с участием религиозных организаций;
организация и осуществление представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога;
организация деятельности средств массовой информации и коммуникации, учреждений культуры и искусства;
организационно-управленческая:
работа в качестве административно-управленческого персонала любого уровня в организациях и на предприятиях во всех областях профессиональной деятельности выпускников;
организация различных мероприятий и определение их эффективности во всех областях профессиональной деятельности теолога;
организация работ в составе групп и по индивидуальным проектам во всех областях профессиональной деятельности теолога.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью приобретать и использовать в профессиональной деятельности углубленные знания в области гуманитарных наук (ОК-1);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять свое научное мировоззрение (ОК-2);
способностью использовать углубленные профессиональные знания при разработке и осуществлении социально значимых проектов (ОК-3);
способностью порождать новые идеи (креативность) (ОК-4);
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-5);
способностью адаптироваться к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности (ОК-6);
способностью и готовностью к активному общению в научной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-7);
способностью пользоваться иностранными языками в профессиональной коммуникации (ОК-8);
способностью к активной социальной мобильности (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональные:
способностью использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы сети Интернет, а также профессионально-профилированные знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности, в том числе находящихся за пределами профильной подготовки (ПК-1);
готовностью использовать знания фундаментальных разделов теологии для решения научно-исследовательских задач (в соответствии с ООП магистратуры) (ПК-2);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью адаптировать и применять общие методы к решению нестандартных теологических проблем (ПК-3);
способностью самостоятельно разрабатывать инновационные подходы к решению сложных исследовательских задач в области теологии (ПК-4);
в области учебно-воспитательной и просветительской деятельности:
способностью использовать методики преподавания теологии, готовность к разработке и проведению различных форм учебных занятий, видов практик и внеучебных мероприятий, готовностью к самостоятельной педагогической и просветительской деятельности (ПК-5);
готовностью к осуществлению научного руководства, консультированию при подготовке квалификационных работ бакалавров, к самостоятельному руководству подготовкой квалификационных работ (ПК-6);
в области социально-практической деятельности:
готовностью к разработке новых методов и форм социально-практической работы, к организации и руководству группами социальной адаптации и реабилитации, благотворительных и некоммерческих организаций в области профессиональной деятельности теолога (ПК-7);
в области экспертно-консультативной деятельности:
готовностью к критической оценке больших массивов информации по широкому спектру теологических вопросов, к самостоятельной экспертной деятельности по вопросам, связанным с теологической проблематикой, и руководству экспертно-консультативными группами (ПК-8);
в области представительско-посреднической деятельности:
готовностью к организации и руководству работой координационных структур и осуществлению представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога (ПК-9);
в области организационно-управленческой деятельности:
готовностью организовывать работы в составе групп и по индивидуальным проектам, управлять коллективами в соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника (ПК-10).
Компетенции в других видах деятельности могут обозначаться вузом в соответствии с научными традициями и рекомендациями работодателей.
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
6.1. ООП магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП подготовки магистров
Код УЦ ООП |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (Зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
М.1 |
Общенаучный цикл Базовая часть В результате изучения базовой части учебного цикла обучающийся должен: знать: понимать и глубоко осмыслять основные вопросы методологии науки, современные проблемы философии религии и их взаимоотношения с современными проблемами теологии; современные информационные технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче теологической информации; уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, уметь адаптироваться к изменению профиля деятельности; владеть: практическими навыками использования современных информационных технологий во всех видах своей профессиональной деятельности; основами методологии научного познания и навыками их применения к решению различных теологических проблем; самостоятельно использовать современные информационные технологии для решения научно-исследовательских задач профессиональной деятельности и в преподавании теологических дисциплин. |
12-15 2-6 |
Современные проблемы философии религии Информационные технологии в современной науке и образовании |
|
|
Вариативная часть знания, умения, навыки определяются ООП вуза |
9-10 |
|
|
М.2 |
Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть В результате изучения базовой части учебного цикла обучающийся должен: знать: историю и методологию теологических наук, расширяющую общепрофессиональную, фундаментальную подготовку; современные проблемы теологии; теоретические основы организации и управления научно-исследовательскими работами по теологической проблематике; современные методики преподавания теологических дисциплин; уметь: адаптировать и применять фундаментальные теологические знания к решению актуальных проблем в сфере профессиональной деятельности в соответствии со своей ООП магистратуры; владеть: навыками решения сложных исследовательских задач по теологической проблематике и подготовки к проведению различных форм учебных занятий. |
44-47 9-15 |
История и методология теологии Современные проблемы теологии
Методика преподавания теологических дисциплин |
|
|
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) |
32-35 |
|
|
М.3 |
Практики и научно-исследовательская работа В результате прохождения практик обучающийся должен получить следующие практические навыки: самостоятельно выполнять оригинальные научные исследования с использованием широкого спектра современных технологий; применять на практике знания основ организации и планирование научно-исследовательских теологических работ; работать в научно-исследовательском коллективе, быть способным к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и технологиям, нести ответственность за качество выполняемых работ; методической и учебной работы в вузе; ведения профессиональной деятельности. В результате прохождения научно-исследовательской и профильно-ориентированной практик обучающийся должен собрать необходимый материал для выполнения выпускной квалификационной работы. Иные практические и исследовательские умения и навыки определяются ООП вуза. |
32-38 10-18 20-22 |
Самостоятельная научно-исследовательская работа обучающихся в соответствии с ООП магистратуры; организация и участие в различных научных мероприятиях в соответствии с утвержденной программой; участие в учебно-методической деятельности вуза под руководством преподавателя в соответствии с утвержденной программой; участие в различных видах профессиональной деятельности в соответствии с ООП магистратуры; подготовка выпускной квалификационной работы; сбор необходимого материала для магистерской диссертации. |
|
|
Научно-исследовательская работа В результате выполнения научно-исследовательской работы в соответствии с ООП магистратуры обучающийся должен получить следующие навыки: самостоятельно ставить задачи научно-исследовательских работ, самостоятельно выполнять теологические исследования при решении научно-исследовательских задач в соответствии с ООП магистратуры; планировать, организовывать и проводить научно-исследовательские работы в соответствии с ООП магистратуры на современном научном уровне; представлять результаты работ; самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, профессиональной адаптации, обучения новым методам исследования и технологиям. Иные практические и исследовательские умения и навыки определяются ООП вуза. |
|
|
|
М.4 |
Итоговая государственная аттестация В результате подготовки и защиты выпускной работы обучающийся должен получить следующие навыки: самостоятельно с применением современных методов анализировать, обобщать и систематизировать научные данные; использовать результаты научных исследований; профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских теологических работ по утвержденным формам. |
23-29 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
120 |
|
|
_____________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2, М.3 и раздела М.4 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять ООП с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
Профиль подготовки магистра должен соответствовать тематике научных исследований в вузе (наличие профильной научной или научно-педагогической школы).
7.2. При разработке ООП магистратуры программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (теоретического или прикладного), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП при очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения:
чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение тренингов и других технологий, развивающих навыки работы в составе творческой группы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества;
преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и (или) практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных проблем философии религии, информационных технологий в современной науке и образовании, истории и методологии теологии, современных проблем теологии, методики преподавания теологических дисциплин, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации.
Обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза, соблюдать график учебного процесса, посещать все виды учебных занятий в соответствии с расписанием.
Лица, желающие освоить ООП магистра по данному направлению подготовки и имеющие диплом бакалавра, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, разрабатываемых вузом с целью установления у поступающего наличия следующих компетенций, необходимых для освоения ООП магистра (в объеме ООП бакалавра по направлению подготовки "Теология"): способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки; базовые знания по всем предметам профессионального цикла; способность приобретать и интерпретировать новые знания по всем разделам теологии и смежных дисциплин; необходимое знание современных языков и языков сакральных текстов; способность использовать знание основных разделов теологии; готовность к составлению источниковедческих и библиографических обзоров; способность подбирать, систематизировать и анализировать материал и готовность применить результаты анализа к решению конкретных профессиональных задач в соответствии с объектами профессиональной деятельности теолога.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В ООП магистратуры предусмотрены следующие виды практики:
- производственная;
- учебная.
При реализации ООП магистратуры производственная практика может реализовываться в виде научно-исследовательской практики.
Разновидностями учебной практики в соответствии с профилем ООП магистратуры могут быть учебно-методическая, профильно-ориентированная и (или) преддипломная практика.
Конкретные виды практик определяются ООП. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование универсальных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление и презентация промежуточных отчетов о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла могут быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Занятия по дисциплинам профессионального цикла подготовки магистра проводятся преподавателями из числа рекомендованных уполномоченным органом соответствующей религиозной организации.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях ВПО не менее трех лет.
Для основного штатного научно-педагогического работника вуза допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем пятью магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и (или) зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы магистров, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, помещения для самостоятельной работы магистров и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Помещения для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий должны быть укомплектованы специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения лекционных занятий предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин, учебно-методическим комплексам.
Помещения для самостоятельной работы магистров должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интернет.
Для проведения различных видов практик заключаются договоры с базовыми организациями.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Для всех магистров вуз обязан обеспечить доступ к сети Интернет в объеме не менее 40 часов в год.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ магистратуры
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры промежуточного и итогового контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение одного месяца от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником, в соответствии с этими требованиями.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к трудовой деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися рефератов, проектов, выпускных квалификационных работ, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры готовится в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением научной задачи, либо завершенный этап полевой работы, направленной на решение конкретной практической задачи в профессиональной области, и самостоятельный анализ ее результатов.
Выпускная квалификационная работа в рамках своей темы должна быть направлена на решение следующих задач:
составление библиографических и историографических обзоров по теме исследования;
формирование и анализ источниковой базы, необходимой для достижения цели исследования;
выделение ключевой для проводимого исследования проблематики и определение цели, задач, структуры и методологии исследования;
обобщение и систематизация результатов научно-исследовательской работы;
составление научного отчета в соответствии с требованиями научной работы.
Также, в зависимости от вида проводимой работы, должны решаться следующие специальные задачи:
получение результатов, обобщений и выводов, имеющих перспективы научного развития;
проектирование и проведение полевых исследований и самостоятельный анализ получаемой полевой информации с использованием современных технологий.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающийся должен показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
_____________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534)
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 49 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.