Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие со дня вступления в силу настоящего приказа
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки
035100 Телевидение (квалификация (степень) "магистр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2047)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 035100 Телевидение всеми образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами), имеющими государственную аккредитацию, на территории Российской Федерации.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП магистра |
68 |
магистр |
2 года |
120* |
_____________________________
* трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на 5 месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность магистерских программ определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.
IV. Характеристика профессиональной деятельности магистров
4.1. Профессиональная деятельность магистров по направлению подготовки 035100 Телевидение осуществляется в сфере массовой информации и коммуникации: в организациях и на предприятиях, обеспечивающих телевещание и производство телепередач (телевизионные каналы, производящие и вещательные телекомпании - эфирные, спутниковые, кабельные, Интернет); телерадиокомпании и холдинги, радиовещательные компании, продюсерские фирмы, кинокомпании и киностудии, компании по производству аудио- и видеорекламы); в средствах массовой информации (газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ, организации и компании, производящие, распространяющие, архивирующие и изучающие информацию вообще и фото-, видео- и кинопродукцию в особенности); а также в смежных информационно-коммуникативных структурах (издательства, пресс-службы, рекламные и PR-агентства, органы управления теле-, радио- и интернет-вещанием, телекоммуникационные предприятия и компании, научно-исследовательские и образовательные организации и учреждения, государственные и коммерческие организации, работающие с производством и распространением информации вообще и видеопродукции в особенности).
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров по направлению подготовки 035100 Телевидение являются:
различные типы телевизионных продуктов (телевизионных передач и телевизионных фильмов) как мультимедийных объектов, включающих текстовые, аудио- и видеокомпоненты, предназначенных для массового распространения с помощью технических средств телевизионного вещания;
телевидение как особый вид современной массовой коммуникации;
специфические телевизионные технологии и система художественных средств телевидения как вида искусства;
тексты публицистического и литературно-критического характера, предназначенные для издания или распространения средствами телевещания и массовой информации.
4.3. Магистр по направлению подготовки 035100 Телевидение готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях;
педагогическая в системе общего, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;
прикладная (например, авторско-репортерская, комментаторская, модераторская, сценаристская, редакторская, режиссерско-постановочная, исполнительская, операторско-постановочная) в организациях и на предприятиях, осуществляющих телевещание и производство телевизионных продуктов, в средствах массовой информации и смежных информационно-коммуникационных структурах;
художественно-критическая и экспертно-аналитическая в сфере телепроизводства и телевещания, массовой информации и коммуникации;
организационно-управленческая во всех вышеперечисленных сферах.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 035100 Телевидение должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в сфере массовых коммуникаций, гуманитарных и социально-экономических наук для собственных научных исследований;
самостоятельное исследование истории, общих закономерностей и перспектив развития телевидения как средства массовой информации и как вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте; изучение средств и способов массовой коммуникации с изложением аргументированных выводов;
квалифицированный анализ, комментирование, реферирование и обобщение результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта;
участие в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой проблематике, связанной с областью профессиональной деятельности; подготовка и редактирование научных публикаций;
педагогическая деятельность:
осуществление на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесса обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области телевизионного и киноискусства в учебных заведениях общего, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования;
осуществление функций тьютора - квалифицированного преподавателя, профессионального наставника, организатора и консультанта по вопросам обучения и воспитания обучающегося;
подготовка соответствующих учебно-методических материалов и организация профориентационной работы;
прикладная деятельность:
самостоятельная разработка программной политики телеканалов и проектов новых телепрограмм;
участие в качестве автора проекта, сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и ведущего в творческом и производственном процессе подготовки и трансляции постановочных телевизионных программ;
осуществление творческого процесса режиссерского монтажа телепрограммы или телефильма;
участие в разработке проектов художественно-креативного оформления телевизионных программ;
продюсирование процесса создания, предэфирной подготовки и трансляции как отдельных телепрограмм, так и масштабных и новаторских телепроектов;
художественно-критическая и экспертно-аналитическая деятельность:
создание и распространение критических и аналитических материалов (например, статей, эссе, обзоров), содержащих художественно-эстетический анализ различных типов телевизионной продукции, произведений киноискусства, материалов СМИ;
работа в качестве специальных корреспондентов и обозревателей на телеканалах, в профильных изданиях по телевидению и кинематографии, в средствах массовой информации, в пресс-службах; просветительская деятельность и пропаганда телевидения и кинематографии;
экспертно-аналитическая деятельность по проблемам телевидения, киноискусства и СМИ в музеях, библиотеках, фондах, архивах, информационных центрах, агентствах, общественных и государственных организациях, учреждениях культуры;
консультационная помощь по разработке инновационных проектов и программ в области телевидения, кинематографии, культуры, образования, массовой коммуникации;
организационно-управленческая деятельность:
руководство творческо-производственным процессом создания телепрограммы или телефильма, деятельностью одного из самостоятельных подразделений телевизионного канала;
осуществление взаимодействия с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, творческими союзами, ассоциациями, общественными организациями.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободным владением русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, осуществлять стратегическое и тактическое управление малыми коллективами, находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК-4);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способностью порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными:
способностью демонстрировать знание современной научной парадигмы в области тележурналистики и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов научного исследования (ПК-1);
умением выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-2);
владением коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в сфере массовой коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);
по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью магистерской программы:
научно-исследовательская деятельность:
способностью к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере массовых коммуникаций, гуманитарных и социально-экономических наук для собственных научных исследований (ПК-4);
способностью к самостоятельному исследованию истории, общих закономерностей и перспектив развития телевидения как средства массовой информации и как вида искусства в широком гуманитарном и культурном контексте; к изучению средств и способов массовой коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);
владением навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владением навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой проблематике, связанной с областью профессиональной деятельности; подготовка и редактирование научных публикаций (ПК-7);
педагогическая деятельность:
способностью к осуществлению на высоком научно-методическом и педагогическом уровне процесса обучения теоретическим и практическим дисциплинам в области телевидения и кинематографии в учебных заведениях общего, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-8);
владением навыками осуществления функций тьютора - квалифицированного преподавателя, профессионального наставника, организатора и консультанта по вопросам обучения и воспитания обучающегося (ПК-9);
умением разрабатывать соответствующие учебно-методические материалы и организовывать профориентационную работу (ПК-10);
прикладная деятельность:
владением навыками самостоятельной разработки программной политики телеканалов и проектов новых телепрограмм (ПК-11);
умением реализовывать сложный новаторский художественный замысел в профессиональном творческом коллективе; владение теорией и технологией создания телевизионного произведения на основе синтеза традиционных и новейших методов и технических средств (ПК-12);
способностью к участию в качестве автора проекта, сценариста, режиссера-постановщика, оператора-постановщика и ведущего в творческом и производственном процессе подготовки и трансляции постановочных телевизионных программ (ПК-13);
владением навыками осуществления творческого процесса режиссерского монтажа телепрограммы или телефильма (ПК-14);
способностью к самостоятельной разработке проектов художественно-креативного оформления телевизионных программ (ПК-15);
владением навыками продюсирования процесса создания, предэфирной подготовки и трансляции как отдельных телепрограмм, так и масштабных и новаторских телепроектов (ПК-16);
художественно-критическая и экспертно-аналитическая деятельность:
владением навыками создания и распространения критических и аналитических материалов (например, статей, эссе, обзоров), содержащих художественно-эстетический анализ различных типов телевизионной продукции, произведений киноискусства, материалов СМИ (ПК-17);
способностью к осуществлению профессиональных функций специального корреспондента и обозревателя на телеканалах, в профильных изданиях по телевидению и кинематографии, в средствах массовой информации, в пресс-службах, к просветительской деятельности и пропаганде телевидения и кинематографии (ПК-18);
владением навыками экспертно-аналитической деятельности по проблемам телевидения, киноискусства и СМИ в музеях, библиотеках, фондах, архивах, информационных центрах, агентствах, общественных и государственных организациях, учреждениях культуры (ПК-19);
владением навыками оказания консультационной помощи по разработке инновационных проектов и программ в области телевидения, кинематографии, культуры, образования, массовой коммуникации (ПК-20);
организационно-управленческая деятельность:
способностью к руководству творческо-производственным процессом создания телепрограммы или телефильма, деятельностью одного из самостоятельных подразделений телевизионного канала (ПК-21);
владением навыками осуществления взаимодействия с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, творческими союзами, ассоциациями, общественными организациями (ПК-22).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры
Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, умения, навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2
Структура ООП магистратуры
Код |
Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
М.1 |
Общенаучный цикл |
16-20 |
|
|
|
Базовая часть |
4-6 |
Современные теории массовых и виртуальных коммуникаций |
|
|
В результате изучения базовой части учебного цикла студент должен: знать: современную научную парадигму в области тележурналистики и динамику ее развития, систему методологических принципов и методических приемов научного исследования; уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, адаптироваться к изменению профиля деятельности; использовать фундаментальные знания в сфере профессиональной деятельности; выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций; владеть основами методологии научного познания при изучении различных видов коммуникации; коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в сфере массовой коммуникации, адекватно использовать их при решении профессиональных задач. |
|
||
|
Вариативная часть (трудоемкость в зачетных единицах определяется ООП вуза) |
|
|
|
М.2 |
Профессиональный цикл |
44-48 |
|
|
|
Базовая (общепрофессиональная) часть |
8-12 |
Современные методы исследования массовых коммуникаций Организация и продюсирование телепроизводства и телевещания Деловой иностранный язык |
|
|
В результате изучения базовой части учебного цикла студент должен: знать: современные методы исследования массовых коммуникаций; основные методы организации и продюсирования телевещания; принципы функционирования телеканалов и телекомпаний, уметь: руководить творческо-производственным процессом создания телепрограммы или телефильма, деятельностью телевизионного канала; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и управления, средствами массовой информации, творческими союзами, ассоциациями, другими организациями, в том числе общественными владеть: навыками продюсирования процесса создания, предэфирной подготовки и трансляции как отдельных телепрограмм, так и масштабных новаторских телепроектов; навыками использования делового иностранного языка в процессе подготовки и трансляции телепередач, в том числе для иностранной аудитории. |
|
||
|
Вариативная часть (трудоемкость в зачетных единицах определяется ООП вуза) |
|
|
|
М.3 |
Практики и научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) |
36-40 |
|
|
М.4 |
Итоговая государственная аттестация |
16-20 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
120 |
|
|
_____________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке магистерской программы должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, отчетов о результатах работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (тех видов) деятельности, к которому (которым) готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, прикладной, художественно-критической и экспертно-аналитической, организационно-управленческой), для ООП магистратуры является семинар (творческая мастерская), продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, предполагающий привлечение к работе ведущих исследователей и специалистов-практиков и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистра. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных телекомпаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. Магистерская программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и необязательных для изучения, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 14 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули, курсы) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику (при условии реализации содержания образования и формирования компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС).
7.13. Магистерская программа вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области иностранного языка, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся практических (прикладных) умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей, курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули, курсы);
право при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей, курсов) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
право при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей, курсов) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации магистерских программ по данному направлению подготовки могут предусматриваться следующие виды практик:
научно-исследовательская,
научно-педагогическая,
производственная и/или организационно-управленческая на телевидении и в средствах массовой информации.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования; написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация основной образовательной программы магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 55 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.
При реализации магистерских программ, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 55 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью магистерской программы должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, прошедшую установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля; стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 3 лет.
Для штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя магистерскими программами; для внутреннего штатного совместителя - не более чем одной магистерской программой.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители магистерских программ должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах (включая журналы из списка ВАК) и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы
7.18. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении основных образовательных программ по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения**.
7.20. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации магистерской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
учебные аудитории для проведения теоретических (лекционных, семинарских) занятий, укомплектованные специализированной учебной мебелью, техническими средствами, наглядными пособиями, литературой;
помещения для самостоятельной работы студентов, оснащенные компьютерной техникой с подключением к Интернету;
научную библиотеку с читальным залом;
отдел технических средств обучения (медиатеку), включающий: видеотеку, содержащую видеофильмы и видеозаписи учебных занятий; компьютерный класс с не менее чем 10 рабочими местами с возможностью выхода в Интернет;
телевизионную студию со следующим комплексом оборудования:
1. телевизионный аппаратно-студийный блок: студийные камеры вещательного типа (четыре штуки), блоки камерных каналов с панелями дистанционного управления, видеомагнитофон воспроизводящий вещательного качества (две штуки), видеомагнитофон пишущий вещательного качества (одна штука), виде микшер вещательного качества (одна штука), матричный коммутатор вещательного качества 16x16 (одна штука), основной синхрогенератор (две штуки), резервный синхрогенератор (одна штука), синхронизатор внешних источников (две штуки), осциллограф (две штуки), осциллограф/ветроскоп (одна штука), усилители-распределители (в корзинах, десять штук), видеомониторы или устройства Multi Screen с TFT панелью 50" (двадцать штук), звуковой пульт на 16 входов; мониторы звуковые (две штуки), индикатор уровня звука (две штуки), компрессор/лимитер (две штуки), система озвучения студии, включающая настенные звуковые мониторы (три штуки) и усилитель звука; проводные петличные микрофоны (четыре штуки), динамические микрофоны (четыре штуки), TFT панель 50", комплект студийного освещения, включающий четыре прожектора с линзой Френеля и четыре прожектора рассеянного света, телесуфлер;
2. тележурналистские комплекты: камера ТЖК вещательного качества HD формата (одна штука), штатив (одна штука), комплект накамерного света (одна штука), радиопетличные микрофоны (две штуки), профессиональные репортерские микрофоны (две штуки);
3. монтажная студия: станция нелинейного монтажа на базе рабочей станции Mac Pro, плата захвата и нелинейного монтажа с поддержкой HD формата, видеомагнитофон HD формата, видеомагнитофон SD формата;
при осуществлении углубленной подготовки фоторепортеров - фотостудия: осветительные приборы, лампы накаливания, вспышки импульсного света, фоны, фотоаппаратура, компьютеры, программное обеспечение, проектор, экран, лестницы, фотостол для предметной съемки;
аудитория, оснащенная профессиональным проекционным видеооборудованием (плазменная панель, видеопроектор, DVD рекордер);
оборудование, обеспечивающее доступ к российским и международным спутниковым или кабельным каналам;
при осуществлении углубленной подготовки в области радиовещания - радиостудия со следующим комплексом оборудования:
1. аппаратная вещания: пульт вещательный, станция автоматизированного вещания, процессор динамической обработки вещательных программ, проигрыватель компакт-дисков (три штуки), проигрыватель мини-дисков (две штуки), магнитофон кассетный, магнитофон цифровой R-DAT, телефонный гибрид (три штуки), компрессор-лимитер (двухканальный), dbx, микрофон динамический (две штуки), активная акустическая система.
2. записная студия PRODUCTION: пульт микшерный, цифровая восьмиканальная станция записи, процессор эффектов, проигрыватель компакт-дисков (две штуки), магнитофон кассетный, проигрыватель мини-дисков, рекордер мини-дисков, магнитофон цифровой, компрессор-лимитер (двухканальный), микрофон динамический (две штуки), активная акустическая система.
3. аппаратная монтажная: пульт микшерный, станция монтажа, активная акустическая система, телефонный гибрид (две штуки).
4. служба планирования: станция планирования вещания, станция формирования музыкальных плей-листов (музыкальный ротатор).
5. информационная служба: станция приема новостей, рабочее место редактора, рабочее место продюсера.
6. сетевое и серверное оборудование: звуковой сервер, Proxy-сервер, сервер электронной почты, станция записи с эфира.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Доступ студентов к сетям типа Интернет должен составлять не менее 100 часов в год на человека.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения магистерских программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей магистерской программы (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам магистерской программы и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества универсальных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик необходимо учитывать связи между включенными в них знаниями, умениями, навыками, что позволит установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности в целом.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые оценки и взаимооценки: перекрестное рецензирование студенческих работ; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, учебных и научно-исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели (представители заинтересованных организаций), преподаватели, читающие смежные дисциплины, и так далее.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы (проекта) определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с магистерской программой выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы. Выпускная квалификационная работа в соответствии с содержанием магистерской программы может быть выполнена в виде:
магистерской диссертации, которая представляет собой самостоятельное логически завершенное исследование, связанное с решением научной или научно-практической задачи;
проекта, посвященного решению прикладной задачи в профессиональной области;
эссе и всех форм критического анализа текста.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.7. Государственный экзамен по направлению подготовки может вводиться по решению ученого совета вуза.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.
_____________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280)
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2010 г. N 2047 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.