Глава VI. Морские лоцманы
§ 1. Лоцманская проводка судов
Статья 85. Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Лоцманская проводка судов на подходах к морским портам, в пределах акватории морских портов, между морскими портами, а также в открытом море осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.
См. комментарии к статье 85 КТМ РФ
Статья 86. Цели лоцманской проводки судов
Лоцманская проводка судов осуществляется в целях:
обеспечения безопасности плавания судов и предотвращения происшествий с судами;
защиты морской среды.
См. комментарии к статье 86 КТМ РФ
Федеральным законом от 3 июня 2011 г. N 113-ФЗ статья 87 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 87. Морские лоцманы
1. Лоцманская проводка судов осуществляется морскими лоцманами, имеющими выданные капитанами морских портов лоцманские удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах.
2. Морским лоцманом (далее - лоцман) является гражданин Российской Федерации, удовлетворяющий требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
См. комментарии к статье 87 КТМ РФ
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 88 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 88. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов
1. Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта.
2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере транспорта вправе принимать решение:
об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;
об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.
См. комментарии к статье 88 КТМ РФ
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 89 настоящего Кодекса изложена в новой редакции
Статья 89. Установление районов обязательной и районов необязательной лоцманской проводки судов
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах.
См. комментарии к статье 89 КТМ РФ
Статья 90. Обязательная лоцманская проводка судов
1. В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана капитаном морского порта в установленном порядке.
Капитан судна, нарушивший установленное настоящим пунктом правило, несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ пункт 2 статьи 90 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
2. Категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях в морских портах.
Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ пункт 3 статьи 90 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
3. Порядок лоцманской проводки судов в морском порту устанавливается капитаном морского порта.
О районах обязательной лоцманской проводки см. справку
См. комментарии к статье 90 КТМ РФ
Статья 91. Необязательная лоцманская проводка судов
1. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ пункт 2 статьи 91 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
2. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает категории судов, которые сами или перевозимые которыми грузы могут создавать угрозу причинения ущерба морской среде и лоцманская проводка которых обязательна. Категории таких судов устанавливаются в обязательных постановлениях в морских портах.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ статья 91 настоящего Кодекса дополнена пунктом 3
3. В районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, капитан морского порта может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой.
См. комментарии к статье 91 КТМ РФ
Статья 92. Выполнение лоцманом обязанностей публично-правового характера
Во время лоцманской проводки судна лоцман обязан немедленно сообщать капитану морского порта о:
любых переменах на фарватерах, которые могут создавать угрозу безопасности мореплавания;
любых происшествиях с судном, лоцманскую проводку которого он осуществляет, и с другими судами в обслуживаемом им районе;
невыполнении капитаном судна, лоцманскую проводку которого он осуществляет, правил плавания судов и правил предотвращения загрязнения с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором.
См. комментарии к статье 92 КТМ РФ
§ 2. Взаимоотношения лоцмана и капитана судна
Статья 93. Лоцманское удостоверение
1. Прибывший на судно лоцман обязан предъявить капитану судна лоцманское удостоверение.
2. Капитан судна не вправе брать на судно в качестве лоцмана лицо, не имеющее лоцманского удостоверения.
См. комментарии к статье 93 КТМ РФ
Статья 94. Обеспечение безопасной посадки и безопасной высадки лоцмана
1. Капитан судна обязан обеспечить безопасную посадку и безопасную высадку лоцмана, а также безвозмездно предоставлять ему в период лоцманской проводки судна отдельное помещение, питание.
2. Правила, установленные пунктом 1 настоящей статьи, применяются и к стажеру, если в целях прохождения практики стажер сопровождает лоцмана.
См. комментарии к статье 94 КТМ РФ
Статья 95. Объявление капитаном судна данных о судне
1. Капитан судна объявляет лоцману точные данные об осадке, о длине, ширине и вместимости судна, которые вносятся в лоцманскую квитанцию, подписываемую капитаном судна.
Лоцман вправе потребовать от капитана судна объявления иных данных о судне (маневренных характеристик и других), которые необходимы лоцману для осуществления лоцманской проводки судна.
2. За необъявление или неправильное объявление данных о судне, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, капитан судна несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
См. комментарии к статье 95 КТМ РФ
Статья 96. Взаимоотношения капитана судна и лоцмана
В целях безопасности плавания судна капитан судна следует разумным рекомендациям лоцмана и не вмешивается в его работу без достаточных на то оснований.
См. комментарии к статье 96 КТМ РФ
Статья 97. Распоряжения лоцмана рулевому
Капитан судна может поручить лоцману отдавать распоряжения относительно плавания и маневрирования судна непосредственно рулевому, что не освобождает капитана судна от ответственности за последствия, которые могут наступить в результате таких распоряжений.
См. комментарии к статье 97 КТМ РФ
Статья 98. Временное оставление мостика капитаном судна
В случае, если во время лоцманской проводки судна капитан судна вынужден временно оставить мостик, капитан судна должен уведомить об этом лоцмана и указать ему лицо, ответственное за управление судном в отсутствие капитана судна.
См. комментарии к статье 98 КТМ РФ
Статья 99. Приостановление лоцманской проводки судна лоцманом
В случае, если это необходимо в целях безопасности плавания судна, лоцман вправе приостановить лоцманскую проводку судна до наступления обстоятельств, позволяющих осуществить его безопасное плавание.
См. комментарии к статье 99 КТМ РФ
Статья 100. Оставление судна лоцманом
Лоцман не вправе без согласия капитана судна оставить судно раньше, чем поставит судно на якорь, ошвартует судно в безопасном месте, выведет судно в море или будет сменен другим лоцманом.
См. комментарии к статье 100 КТМ РФ
Статья 101. Возвращение лоцмана
1. Капитан судна не вправе увозить лоцмана за пределы обслуживаемого им района.
2. В случае, если лоцман увезен судном, лоцманскую проводку которого он осуществлял, за пределы обслуживаемого им района, капитан судна обязан обеспечить за счет судна возвращение лоцмана к месту его постоянного нахождения.
Организация, работником которой является лоцман, имеет право на возмещение убытков, причиненных ей задержкой лоцмана, если только задержка лоцмана не была вызвана действием непреодолимой силы.
См. комментарии к статье 101 КТМ РФ
Статья 102. Ответственность лоцмана и капитана судна
1. Присутствие на судне лоцмана не устраняет ответственность капитана судна за управление судном.
При наличии достаточных оснований для сомнений в правильности рекомендаций лоцмана капитан судна вправе в целях безопасного плавания судна отказаться от услуг данного лоцмана. В случае, если лоцманская проводка судна является обязательной, капитан судна должен потребовать заменить лоцмана.
2. Лоцман, виновный в ненадлежащей лоцманской проводке судна, может быть лишен лоцманского удостоверения.
См. комментарии к статье 102 КТМ РФ
§ 3. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна.
Лоцманский сбор
Статья 103. Ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, несет ответственность за убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна по вине лоцмана.
См. комментарии к статье 103 КТМ РФ
Статья 104. Ограничение ответственности и утрата права на ограничение ответственности
1. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, может ограничить свою ответственность, предусмотренную статьей 103 настоящего Кодекса, суммой, равной десятикратному размеру лоцманского сбора, причитающегося за лоцманскую проводку судна.
Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 141-ФЗ в пункт 2 статьи 104 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, утрачивает право на ограничение ответственности, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, если доказано, что убытки, причиненные судну в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна, явились результатом ее собственных действий или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
См. комментарии к статье 104 КТМ РФ
Статья 105. Ответственность перед третьими лицами
Организация, работником которой является лоцман, осуществлявший лоцманскую проводку судна, не несет ответственность перед третьими лицами за убытки, причиненные в результате ненадлежащей лоцманской проводки судна.
См. комментарии к статье 105 КТМ РФ
Статья 106. Лоцманский сбор
С судов, пользующихся услугами лоцманов, взимается лоцманский сбор. Размер взимаемого лоцманского сбора, порядок его взимания и категории освобождаемых от уплаты лоцманского сбора судов определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
См. комментарии к статье 106 КТМ РФ