Промежуточный баланс и другие поправки в закон о бухучете
Не прошло и года с момента вступления в силу нового закона о бухучете, а в него уже внесли поправки, вступившие в силу с сентября. Изменения коснулись такого важного документа, как бухгалтерский баланс. Екатерина Шестакова, эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО", изучила нововведения и рассказала, на какие моменты нужно обратить внимание при составлении документа.
Промежуточная отчетность
Напомню, что в статье 13 закона N 402-ФЗ установлены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако норма допускала ее двоякую трактовку в части необходимости подачи промежуточной отчетности.
Согласно новой редакции нормы (поправки внесены федеральным законом от 23.07.2013 г. N 251-ФЗ) "промежуточная бухгалтерская отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность ее представления". Необходимость формирования документов прописана в отдельных законодательных актах, например, квартальная отчетность представляется субъектом страхового дела в орган надзора, или в случаях, перечисленных в Законе "О рынке ценных бумаг". Кроме этого, создавать промежуточные документы должны бюджетные организации, являющиеся получателями или распорядителями казенных денег, согласно Инструкции, утвержденной Приказом Минфина от 28 декабря 2010 года N 191н. Остальные бюджетные и автономные учреждения также составляют итоговые документы согласно требованиям специальной Инструкции, утвержденной Приказом Министерства финансов от 25 марта 2011 года N 33н.
Не стоит забывать и о том, что компания вправе самостоятельно установить в учредительных документах обязанность составления промежуточной отчетности. Такое требование может быть вызвано необходимостью раскрытия информации перед учредителями, акционерами, контрагентами, а также в целях создания публичной компании или размещения акций фирмы на IPO.
Бухгалтерская отчетность может пригодиться и инвесторам для финансирования проектов компании. Банкам она понадобится для одобрения кредитов организациям. Учредителям - для принятия решений по стратегии развития компании. Руководству - для ведения управленческого учета.
Так, если в учредительных документах решено распределять дивиденды ежеквартально или даже ежемесячно - бухгалтеру нужно своевременно готовить отчеты и представлять их владельцам. То же может быть прописано, например, в кредитном договоре - банку ведь важно отслеживать платежеспособность своего заемщика.
Вместе с тем, организации, которые не заинтересованы в квартальной отчетности (например, субъекты малого предпринимательства) могут не составлять ее. Дело в том, что в случаях, не установленных законом, уставом или договорами, с 1 января 2013 года квартальная бухгалтерская отчетность не ведется, и соответственно в налоговые органы не представляется. Напомню, что ранее в Законе о бухучете говорилось, что ее нужно составлять, только если этого требует закон или ПБУ. Теперь же юридическое лицо может самостоятельно принимать решение о необходимости составления таких документов.
Аудиторское заключение
Для предприятий, которые в силу законодательства должны проводить обязательный аудит, внесены изменения в части требований к аудиторскому заключению.
К числу компаний, которые обязаны проводить аудит, относятся ОАО; компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; кредитные организации; бюро кредитных историй; участники рынка ценных бумаг; страховые организации. Такая же обязанность лежит на фирмах с объемом выручки от продажи продукции за предшествовавший отчетному год свыше 400 миллионов рублей или суммой активов баланса, превышающей 60 миллионов рублей. А также - на компаниях, которые представляют или публикуют сводную финансовую отчетность и в других установленных федеральными законами случаях.
Вышеуказанные организации должны будут: хранить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в течение 5 лет, опубликовать его в открытом доступе и сдать копию в инспекцию. Напомню, что в первоначальной редакции данное право в законе N 402-ФЗ не было закреплено. Вместе с тем, изменения законодательства не оправдали надежд компаний.
Федеральный закон N 251-ФЗ уточнил сроки хранения документов. До 2013 года существовала разница между налоговым и бухгалтерским учетом. НК предусматривает период хранения бумаг сроком 4 года. В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса. Закон "О бухгалтерском учете" 1996 года предусматривал, что время, когда документы находятся в архиве, составляет 5 лет.
Разница в периоде хранения между бухгалтерским и налоговым учетом сохранится и теперь. Согласно Закону "О бухгалтерском учете" аудиторское заключение, как и первичные учетные документы и регистры, должны быть доступны не менее 5 лет.
Непрофессиональный бухгалтер
Еще одно изменение касается лиц, ответственных за составление баланса, то есть главных бухгалтеров. В частности, из пункта 4 статьи 7 (в перечне требований к главным бухгалтерам компаний, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов) в первом подпункте убрано слово "профессиональное".
Таким образом, теперь главным бухгалтерам, которые составляют баланс, не обязательно иметь высшее профессиональное образование. Эта поправка является положительной для специалистов, получивших образование в советское время, когда специализация "бухгалтерия" в вузах отсутствовала.
Следует также отметить, что требования к специалистам учета, ответственным за составление баланса в кредитных организациях, будет принимать Центральный банк.
Упустили
К сожалению, не были приняты поправки, которых ждали малые предприятия в части ведения бухгалтерского учета. Компании, применяющие "упрощенку", будут по-прежнему вести учет. Минфин не поддержал поправку в статью 6 Закона N 402-ФЗ, которая освобождала бы этих налогоплательщиков от такой обязанности.
Ранее компании на УСН, не должны были вести бухгалтерский учет и сдавать баланс. В связи же с поправками у компаний возникли дополнительные расходы на ведение учета и сдачу документов в инспекции.
В заключение следует отметить, что внесенные изменения коснутся публичных компаний, крупных налогоплательщиков, а также предприятий, которые проводят обязательный аудит. Для субъектов малого предпринимательства и средних компаний изменения незначительны.
Е. Шестакова,
эксперт Аудиторской фирмы "БИЗНЕС-СТУДИО"
"Расчет", N 11, ноябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru