Осуществление закупок по новому закону: заключаем контракт
Бесспорно, контракт играет важную роль в осуществлении закупок. Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) государственный контракт, муниципальный контракт - это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных либо муниципальных нужд. Рассмотрим особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения контракта, которые будут актуальны с 01.01.2014 - с даты вступления закона в силу.
Содержание контракта
В статье 34 Закона N 44-ФЗ говорится, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия заключения контракта:
1. Цена контракта. В контракте должно быть прописано, что его цена является твердой и определяется на весь срок его исполнения. В случаях, установленных Правительством РФ, в контракте проставляются ориентировочное значение его цены либо формула цены и максимальное значение его цены, указанные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, перечисленных в ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Если контракт заключается на срок более чем три года и его цена составляет более 100 млн. руб., контракт должен включать в себя график его исполнения (п. 12 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
2. Ответственность заказчика и поставщика. В контракте необходимо установить ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В частности, в п. 5-9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ перечислены случаи, когда штрафы начисляются заказчику, поставщику, определяются их размеры и пени за их неуплату.
3. Условия оплаты и приемки товара. Контракт должен содержать условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. Если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
4. Банковское сопровождение. В контракте указывается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в ст. 35 Закона N 44-ФЗ. Например, этой статьей определено, что Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация определяют случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, в форме нормативных правовых актов Правительства РФ, нормативных правовых актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальных правовых актов.
Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе, требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
5. В контракте прописывается условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения его исполнения применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
6. Контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от его исполнения (п. 14 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Типовые контракты. В пункте 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сказано, что для проведения заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ.
Договор в устной форме. Закон N 44-ФЗ допускает заключение контракта в устной форме (п. 15 ст. 34) в следующих случаях:
- при закупке товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании названного пункта, не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более 50 млн. руб. в год (пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- при заключении контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (пп. 15 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
- при закупках лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (при индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (пп. 28 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме заключается в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ.
Исполнение контракта
В статье 94 Закона N 44-ФЗ говорится, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение экспертизы товара, результатов работы, услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) согласно условиям контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта. К установленному контрактом сроку он должен предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
Экспертиза результатов исполнения контракта. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик должен провести экспертизу. Экспертиза таких результатов может проводиться заказчиком своими силами или экспертами, экспертными организациями, привлеченными на основании контрактов, заключенных исходя из Закона N 44-ФЗ.
Экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывает эксперт либо уполномоченный представитель экспертной организации. Оно должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Приемочная комиссия. По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (п. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии - всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо в те же сроки заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) мотивированный отказ в письменной форме от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций приемочная комиссия должна учитывать их заключения.
Результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем сведения:
1) об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществленной поставке товара, выполненной работе или оказанной услуге, в том числе об их соответствии плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ.
Порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета и его форма определяются Правительством РФ (п. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Изменение, расторжение контракта
Изменение контракта. Согласно п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются не более чем на 10% или уменьшаются не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить его цену исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение такого контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, эти условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, названные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Причем государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения. В этом случае права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику.
По согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускаются поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Тогда соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Расторжение контракта. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения согласно гражданскому законодательству (п. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
В частности, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
Обеспечение исполнения контракта
В статье 96 Закона N 44-ФЗ говорится об обязанности заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов.
Исключение сделано для некоторых видов закупок у единственного поставщика (пп. 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ): для них заказчик вправе установить обеспечение, но не обязан это делать.
Обратите внимание! Если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, обязанность об обеспечении исполнения контракта на такого участника не распространяется (п. 8 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Обратите внимание! Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения (п. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ установлен следующий размер обеспечения:
- от 5 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта менее или равна 50 млн. руб.;
- от 10 до 30% от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную сумму. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше аванса, даже если сумма аванса превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса.
Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
О. Заболонкова,
редактор журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"