Условия для потребления продукции в объекте общепита без площади зала обслуживания посетителей
Чиновники считают, что для целей применения режима налогообложения в виде ЕНВД даже при оказании услуг общественного питания через объекты общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей, должны быть созданы условия для потребления кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров. Что это за условия и как выполнить это требование, не имея зала обслуживания посетителей, - в настоящей статье.
Нормы главы 26.3 НК РФ
Применение режима налогообложения в виде ЕНВД начиная с 2013 года является добровольным. В силу пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ данный режим может применяться в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м, а также через объекты общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей.
Услугами общественного питания для целей применения данного режима налогообложения признаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ). К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 НК РФ.
Объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные).
Площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общепита, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общепита, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров (киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания).
Чиновники и судьи считают...
На основании данных норм чиновники делают вывод, что если потребление кулинарной продукции через объекты организации общественного питания (как имеющие, так и не имеющие зал обслуживания посетителей) не осуществляется, то реализация кондитерских изделий собственного производства и напитков в собственных торговых точках в целях гл. 26.3 НК РФ к услугам общественного питания не относится (письма Минфина РФ от 03.10.2013 N 03-11-11/41042, от 23.01.2012 N 03-11-11/10). Соответственно, к данной предпринимательской деятельности не применяется система налогообложения в виде ЕНВД, а указанные услуги должны облагаться в соответствии с иными режимами.
В Письме от 26.01.2009 N 03-11-06/3/10 финансовый орган также отметил, что из определения, содержащегося в ст. 346.27 НК РФ, следует, что одним из условий для отнесения деятельности по изготовлению и реализации кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий к услугам общественного питания является также создание условий для потребления указанной продукции на месте.
В Постановлении от 26.03.2013 N А54-4101/2012 ФАС ЦО решил, что к услугам общественного питания, помимо услуг по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, относятся услуги по созданию условий для их потребления. Исходя из этого, при рассмотрении дела суд пришел к выводу, что поскольку спорные объекты не имели обеденного зала или специальных мест, оборудованных для потребления пищи, налогоплательщик осуществлял деятельность по изготовлению кулинарных и кондитерских изделий и реализацию произведенной продукции не через объекты организации общественного питания. В связи с этим налоги подлежали исчислению и уплате по общей системе налогообложения.
Попробуем не согласиться
Вывод относительно того, что при оказании услуг общественного питания для целей применения режима налогообложения в виде ЕНВД во всех случаях должны быть созданы условия для потребления продукции общепита, сделан на основании одного понятия - "услуги общественного питания", содержащегося в ст. 346.27 НК РФ. Вместе с тем чиновники забывают, что в определении объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей, прямо сказано, что им признается объект организации общепита, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.
Заметим, что и ФНС в Письме от 06.05.2010 N ШС-37-3/1246@, говоря об объекте общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей, уточняла, что это означает без возможности потребления кулинарной продукции на месте.
Более того, если дословно разобрать само определение услуг общественного питания, можно сделать вывод, что при оказании этих услуг заведение питания вправе выбирать из трех вариантов, какие составляющие этого понятия оно будет применять:
- услуги по изготовлению, созданию условий для потребления и реализация готовой кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;
- услуги по изготовлению и созданию условий для потребления готовой кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;
- услуги по изготовлению и реализация готовой кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий.
Соответственно, чиновники необоснованно выдвигают требование об обязательном создании условий для потребления кулинарной продукции для всех объектов общепита, для целей применения "вмененки".
Как создать условия для потребления, не имея зала обслуживания посетителей?
Если предприятие общественного питания решит не спорить с контролирующими органами, оно должно решить вопрос: как создать такие условия, если нет ни помещения, ни площадки, где бы посетитель смог потреблять продукцию общепита?
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 50764-2009 "Услуги общественного питания. Общие требования"*(1) услуги общественного питания подразделяют на:
- услуги питания;
- услуги по изготовлению продукции общественного питания;
- услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию;
- услуги по реализации продукции общественного питания и покупных товаров;
- услуги по организации досуга, в том числе развлекательные;
- информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
- прочие услуги общественного питания.
При этом в силу п. 4.4 данного ГОСТа услуги по организации потребления продукции общественного питания и обслуживанию включают в себя:
- организацию питания и обслуживание различных мероприятий (банкетов, корпоративных вечеров, праздников и др.), в том числе выездное обслуживание (кейтеринг);
- организацию питания и обслуживание участников конференций, семинаров, совещаний, в том числе выездное обслуживание (кейтеринг);
- организацию питания и обслуживание потребителей в зонах отдыха, на культурно-массовых и спортивных мероприятиях и т.д.;
- организацию потребления алкогольных и безалкогольных напитков на месте оказания услуг, включая изготовление коктейлей, свежеотжатых соков и других напитков собственного производства;
- обслуживание потребителей в пути следования пассажирского железнодорожного, водного и воздушного транспорта;
- доставку продукции общественного питания и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому;
- доставку продукции общественного питания по заказам проживающих и обслуживание в номерах гостиниц и других средствах размещения (рум-сервис);
- организацию рационального комплексного питания для определенных контингентов потребителей.
Как видим, расшифровка понятия "услуги по организации потребления продукции общественного питания", содержащаяся в п. 4.4 ГОСТ Р 50764-2009, не дает ответ на вопрос, какие же условия нужно создать для потребления продукции при оказании услуг общественного питания через объект общепита без зала обслуживания посетителей, чтобы у контролирующих органов не возникло претензий. Не найти его и в гл. 26.3 НК РФ.
Каким же образом выполнить требование законодателей? Единственное, что приходит на ум в такой ситуации, - это предоставление клиенту салфеток, одноразовой посуды и приборов, наличие, например, стойки, аналогичной барной, где бы посетители могли расположиться для потребления продукции. Если заведение решит установить несколько столиков, есть риск, что контролирующие органы признают площадь, на которой они будут размещены, площадью зала обслуживания посетителей (конечно, если налог, рассчитанный исходя из площади, окажется больше рассчитанного исходя из количества работников, включая индивидуального предпринимателя). Заметим также, что сами чиновники, выдвигая в письмах требование для объектов общепита без площади зала обслуживания посетителей о создании условий для потребления продукции общепита, ни разу не пояснили, что же они хотят увидеть в перечне таких условий. Вот и получается, что всю эту ситуацию можно описать одной фразой: "Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что".
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 03.11.2009 N 495-ст.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"