Организация является проектно-изыскательским институтом, строительные работы собственными силами не осуществляет, в основном выступает исполнителем (подрядчиком) по государственным контрактам на освоение новых месторождений урановых руд. Организация проводит необходимые изыскательские и исследовательские работы для оценки этих месторождений, разрабатывает технологию добычи и проектную документацию для строительства подземной и надшахтной частей, инфраструктуры и т.п. Объемы работ и финансирование проектов определяются на основе данных, полученных в результате работ. На данный момент в учетной политике организации прописано, что выручка по договорам признается по мере подписания заказчиком актов выполненных работ по этапам договора.
Обязана ли организация применять ПБУ 2/2008?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, в рассматриваемом случае (при выполнении изыскательских и исследовательских работ по оценке месторождений урановых руд, разработки технологии добычи, разработки проектной документации для строительства подземной и надшахтной частей сооружений и инфраструктуры, длительность которых составляет более одного отчетного года или же сроки начала и окончания приходятся на разные отчетные годы) организации применяют нормы ПБУ 2/2008, если такие работы имеют неразрывную связь со строящимся объектом. Если же данные работы сопряжены с поиском месторождений полезных ископаемых и их характер непосредственно не связан со строительством объектов, применение ПБУ 2/2008 в указанном случае не будет вытекать из норм ПБУ 2/2008.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 758 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, на основании ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" подготавливаются, согласовываются и утверждаются в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Указанный порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Положение).
В соответствии с п.п. 8, 9 Положения согласование проектной документации осуществляется комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию.
Длительный характер выполнения договоров строительного подряда, а также иных договоров, в частности договоров оказания услуг в области инженерно-технического проектирования в строительстве, а также оказания иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом, обуславливает на основании п. 1, 2 ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (далее - ПБУ 2/2008) применение организациями-подрядчиками особенного порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах, представленного нормами ПБУ 2/2008.
В соответствии с п. 1, 2 ПБУ 2/2008 нормы ПБУ 2/2008 должны применяться, если длительность выполнения указанных договоров составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы.
Как уже было отмечено, в норме п. 2 ПБУ 2/2008 указано, что сфера действия ПБУ 2/2008 распространяется также и на услуги, которые имеют неразрывную связь со строящимся объектом.
Отметим, что по общему правилу проектные и изыскательские работы учитываются в составе сводного сметного расчета стоимости строительства (п. 4.74 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика)).
Согласно Приложению 8 Методики проектные и изыскательские работы рекомендовано включать в главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства.
Пункт 3.1.7 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160, также предусматривает, что к затратам, предусмотренным в сводных сметных расчетах стоимости строительства, относятся и расходы на изыскательские работы.
Учитывая изложенное, проектные и изыскательские работы, как правило, имеют неразрывную связь со строящимся объектом.
К сожалению, мы не располагаем разъяснениями Минфина России в ситуациях, аналогичных Вашей, т.е. при выполнении изыскательских и исследовательских работ по оценке месторождений полезных ископаемых, разработки технологии добычи, разработки проектной документации для строительства подземной и надшахтной частей сооружений и инфраструктуры.
Полагаем, что от того, каким является характер работ, будет зависеть вопрос применения норм ПБУ 2/2008.
Из вопроса следует, что изыскательские и исследовательские работы в текущем периоде более связаны с поиском и разработкой месторождений, а не строительством объектов.
О том, что проектно-изыскательские работы могут быть связаны с поиском и оценкой месторождений свидетельствует, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2013 N Ф01-8748/13 по делу N А29-7411/2012.
При таких обстоятельствах применение ПБУ 2/2008 не будет вытекать из нормы п. 2 ПБУ 2/2008*(1).
Если же изыскательские и исследовательские работы предваряют непосредственно строительство сооружений по добыче урановых руд, инфраструктуры, то есть неразрывно связаны со строящимся объектом, то этим будет обусловлено применение норм ПБУ 2/2008.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
27 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Заказчики работ затраты на освоение природных ресурсов будут учитывать с учётом норм ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.