В образовательное учреждение на обучение в аспирантуру на договорной основе поступает иностранный гражданин (из Китая). Образовательное учреждение общежития не имеет.
Можно ли считать при таких обстоятельствах образовательное учреждение принимающей стороной, а его адрес - местом пребывания иностранного студента?
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 109-ФЗ) постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Согласно ст. 21 Закона N 109-ФЗ основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии со ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Более подробно порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет изложен в Правилах осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (далее - Правила).
По общему правилу уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляет в орган миграционного учета (непосредственно или почтовым отправлением) принимающая сторона (ч. 3.1 ст. 20, пп. "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ). Случаи, когда такое уведомление представляет сам иностранный гражданин, исчерпывающим образом перечислены в частях 3, 3.1 и 4 ст. 22 Закона N 109-ФЗ. Однако из вопроса не следует, что гражданин Китая относится к данным категориям лиц.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета должна представить принимающая сторона. За неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета предусмотрена административная ответственность (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ).
Под принимающей стороной в п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ понимаются физические и юридические лица, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). А местом пребывания иностранного гражданина в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона N 109-ФЗ признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
К сожалению, такие формулировки закона не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, является ли образовательное учреждение в рассматриваемой ситуации принимающей стороной, а его адрес - местом пребывания иностранного студента. Объясним почему.
С одной стороны, Закон N 109-ФЗ наделяет статусом принимающей стороны юридическое лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность. Очевидно, что образовательное учреждение, не обеспечивающее студентов помещениями для проживания (общежитием), не является таким юридическим лицом. В то же время Закон N 109-ФЗ указывает, что принимающей стороной является также юридическое лицо, у которого иностранный гражданин находится. Что именно законодатель понимает под нахождением иностранного гражданина в учреждении или организации, в названных нормах не расшифровывается.
Тем не менее, на наш взгляд, о нахождении иностранного гражданина в учреждении свидетельствует, к примеру, его обучение в этом учреждении. Такой вывод, по нашему мнению, находит подтверждение в нормах пп. 1 п. 3, п. 4 ст. 17 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", согласно которым образовательная организация, пригласившая иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях обучения (либо образовательная организация, в которую этот иностранный гражданин переведен для продолжения обучения), обязана обеспечить его своевременную постановку на миграционный учет по месту пребывания. Те действия, которые образовательная организация должна произвести в целях обеспечения своевременной постановки иностранного студента на миграционный учет, как раз конкретизированы в Законе N 109-ФЗ: он должна направить в миграционный орган уведомление о прибытии такого студента в место пребывания.
Таким образом, мы полагаем, что образовательное учреждение в рассматриваемой ситуации является принимающей стороной, а его адрес - местом пребывания иностранного студента. Однако обращаем Ваше внимание на то, что данная позиция является нашим экспертным мнением и может расходиться с позицией органов государственной власти, в том числе судов, при рассмотрении конкретных дел. Каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам обнаружить не удалось.
Отметим, что найденные нами материалы судебной практики свидетельствуют о том, что суды рассматривают образовательные учреждения в качестве принимающей стороны по отношению к иностранным студентам, не исследуя вопрос о том, обеспечивают ли эти учреждения своих студентов помещениями для проживания. В этой связи смотрите, например, решение АС Кировской области от 27 июня 2013 г. по делу N А28-5442/2013. В решении Советского районного суда г. Томска от 26 декабря 2011 г. (извлечение) и определении Верховного Суда Республики Татарстан от 5 июня 2013 г. по делу N 77-726/2013 прослеживается предоставление образовательными организациями жилья студентам (в студгородке, общежитии), однако из судебных актов не следует, что именно данный факт обусловил выводы судов о том, что эти образовательные организации являются принимающей стороной по отношению к иностранным студентам.
Материалов судебной практики в опровержение нашей позиции, к сожалению, обнаружить не удалось.
К сведению:
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, п. 20 Правил принимающая сторона обязана представить в орган миграционного учета уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в срок не позднее семи рабочих дней со дня прибытия временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в место пребывания. Форма соответствующего уведомления утверждена приказом Федеральной миграционной службы от 23.09.2010 N 287. Сведения, которые должны быть указаны в уведомлении, установлены в п.п. 23, 24 Правил. Принимающая сторона согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина должна выразить подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись должна быть скреплена печатью указанной организации (п. 25 Правил).
Для заполнения бланка уведомления о прибытии иностранный гражданин в силу п. 26 Правил должен предъявить документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и миграционную карту. В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно необходимо предъявить отрывную часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в РФ.
В соответствии с п. 33 Правил территориальный орган Федеральной миграционной службы проверяет точность изложенных в уведомлении сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляет отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается принимающей стороне. При этом принимающая сторона в силу пп. "б" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ обязана передать отрывную часть бланка уведомления иностранному гражданину.
Ответ подготовил:
адвокат Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
4 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.