Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов
Юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал) А.А. Кирилловых проводит анализ правового статуса омбудсмена в рамках норм Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", а также с учетом зарубежного опыта определяет его роль и место в место в системе правозащитных институтов страны.
Уполномоченный по правам: цели и задачи деятельности
В странах с рыночной экономикой доля и объем вмешательства государства в экономико-социальную сферу преимущественно имеют косвенный характер. Между тем пример Российской Федерации говорит об излишнем вмешательстве государства в деятельность предпринимательского сообщества. Причем такое вмешательство нередко перетекает в формы давления со стороны различных органов власти и управления.
Построение современных политических систем, в том числе в России, осуществляется на основополагающих принципах, среди которых утверждение демократических ценностей и гарантий прав и свобод человека и гражданина. Согласно пункту 1 ст. 34 Конституции РФ*(1) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В настоящий период при реализации данного принципа и его практическом осуществлении в России важное значение отдается институту уполномоченного по правам человека (омбудсмена). В свою очередь, дополнительной гарантией, обеспечивающей защиту и свободную реализацию права на свободную экономическую деятельность и реализацию своих возможностей и способностей в обозначенной сфере, является создание института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный).
Несомненно, реализация гражданских прав и свобод, в том числе экономического порядка, зависит от публичного администрирования, которое является деятельностью публичной администрации, направлено на реализацию эффективной публичной политики*(2). Целью и главным критерием эффективности правовой политики, по справедливому мнению О.Ю. Рыбакова, выступают правовой статус и социально-экономическое положение личности*(3).
Защита социально-экономических прав и свобод как деятельность включает в себя социальную защиту, защиту трудовых правоотношений, защиту молодежи и несовершеннолетних, защиту от безработицы и т.д.*(4) В связи с этим обеспечение указанных социально-экономических прав приобретает реальное очертание только при защите предпринимательского сообщества, которое как экономический класс, являясь одновременно работодателем, зачастую и определяет степень социально-экономического благополучия населения. При этом эффективную публичную политику призваны осуществлять все субъекты публичного права, и прежде всего правоохранительная система.
Естественно, в условиях недостаточно эффективной работы правоохранительной системы ставится под сомнение универсализм некоторых устоявшихся институтов защиты прав граждан. На этом фоне А. Хиль-Роблес справедливо ведет речь о том, что на сегодняшний день никто не может однозначно утверждать, будто судебный контроль в состоянии обеспечить эффективную и достаточную охрану гражданина от неправомерных действий государственной администрации*(5). И в целом справедливо констатируется: должность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан*(6).
Впервые должность омбудсмена была учреждена в Швеции в 1809 г., и с середины XX в. институт омбудсмена получает свое развитие сначала в скандинавских, затем в англосаксонских и других европейских государствах*(7). В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, а официально должность Уполномоченного по правам человека в России была учреждена Конституцией РФ 1993 г.
С позиции Организации Объединенных Наций главная задача деятельности уполномоченных заключается в том, чтобы следить за справедливостью и законностью действий органов государственной администрации, т.е. осуществлять защиту прав отдельных лиц, считающих себя жертвами ее несправедливых действий*(8). Именно целенаправленная правозащитная деятельность Уполномоченного является одной из принципиальных задач, которая отличает данный орган от иных правоохранительных органов универсального характера, прежде всего прокуратуры и суда*(9). Однако, несмотря на свой публично-правовой статус, Уполномоченный по правам одновременно выступает посредником между государством и обществом и защищает как публичные, так и частные интересы*(10).
Эффективность помощи конкретным лицам со стороны Уполномоченного наглядно показывается на опыте оказания помощи детям Уполномоченным по правам ребенка, имеющим возможность своевременно выявлять факты нарушения прав детей, оперативно реагируя на эти нарушения и оказывая квалифицированную помощь пострадавшим*(11). При этом отдельные авторы констатируют факт, что Уполномоченный по правам человека в России зависим от органов государственной власти в значительно большей степени, чем того требует нормальная правовая практика*(12).
Действительно, если обратиться к компетенции Уполномоченного, то не во всех случаях данный институт способен эффективно решать возложенные на него задачи, в том числе из-за причин организационного характера. Как ни странно, судебная практика исходит из того, что Уполномоченный не наделен правом на вынесение решений, носящих государственно-властный характер, непосредственно затрагивающих права и свободы граждан либо создающих препятствия для их реализации. Соответственно такими полномочиями не могут обладать и должностные лица рабочего аппарата Уполномоченного*(13). Такая практика свидетельствует, что механизм деятельности, а также его компетенция не в полной мере соответствуют объему задач, возложенных на институт Уполномоченного.
В настоящее время сферы деятельности, в которых многие ждут эффективной работы уполномоченных, касаются самых злободневных вопросов, и постепенно практика вынуждает вводить подобные институты. Как отмечается в литературе, система публичного управления помимо институтов Уполномоченного по правам ребенка и Уполномоченного по защите прав предпринимателей может получить Уполномоченного по межнациональным отношениям*(14). Серьезного обсуждения требует тема функционирующего при Ассоциации российских банков финансового омбудсмена*(15). Помимо прочего в настоящее время высказываются предложения о введении Уполномоченного по защите прав инвесторов*(16), страхового омбудсмена*(17).
Региональный опыт в этой части идет дальше и затрагивает антикоррупционную политику. Так, с 2010 г. в Ульяновской области введена должность Уполномоченного по противодействию коррупции, который на базе социологических исследований проводит антикоррупционный мониторинг. В органах местного самоуправления также созданы организационные структуры по противодействию коррупции, и Уполномоченным осуществляется контроль над эффективностью работы*(18).
Отдельного внимания заслуживает пенитенциарная система России. Неслучайно отдельные специалисты, обращаясь к опыту западных стран (например Англии), предлагают адаптировать на российскую почву институт Уполномоченного по делам тюрем и пробации (Prison and Probation Ombudsmen)*(19), что будет способствовать гармонизации отечественной уголовно-исполнительной системы с европейскими правозащитными моделями.
Роль и компетенция Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Как известно, изначально учреждение поста уполномоченного по защите прав предпринимателей легализовано Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879*(20), а принятым 7 мая 2013 г. Федеральным законом N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"*(21) урегулированы непосредственно его правовой статус, полномочия и механизм деятельности.
Создание данного института продиктовано необходимостью преодоления имеющих место на практике административных барьеров, бюрократического давления, коррупционных проявлений в предпринимательской среде со стороны органов государственной власти и их должностных лиц, которые не в силах самостоятельно разрешить субъекты предпринимательской деятельности. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов. Но в то же время нельзя и отрицать факт, что деятельность Уполномоченного в некоторых случаях носит публичный характер, поскольку непосредственно связана с выполнением правозащитных функций, публичный (общественный) характер которых вряд ли можно отрицать. В связи с этим стоит отметить: децентрализация власти подчас характеризуется тем, что публичные функции нередко возлагаются на любые национальные органы, в том числе органы местного самоуправления, а также иные институциональные образования. Уполномоченный (омбудсмен) как раз и выступает публично-правовой структурой, принимающей на себя ряд публичных функций, обладающих известной правозащитной направленностью. В литературе отмечают интересный опыт Нидерландов, которые к 1 января 2006 г. (времени вступления в силу поправок к административному законодательству) имели 418 своих омбудсменов в 168 муниципалитетах. При этом около 60 омбудсменов действовали на предприятиях общественного сектора экономики.
Фактическим инициатором создания института Уполномоченного по правам предпринимателей в России является ОПОРа России - Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства, цель деятельности которой - содействие консолидации предпринимателей и иных граждан в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации*(22).
Как следует из анализа общего смысла и содержания компетенции Уполномоченного, его первоочередной задачей служит защита прав и законных интересов представителей бизнес-сферы на территории нашей страны и за ее пределами. Кроме того, несомненна и очевидна контрольная функция Уполномоченного, которая наиболее часто связывается с контролем над соблюдением прав предпринимателей органами государственной и местных властей. В то же время практика подтверждает: проблемы предпринимателей с властью постепенно перетекают в отношения внутри самого бизнес-сообщества. Статистика 2011 г. свидетельствует, что более 50% жалоб от их общего количества, поступивших в адрес Уполномоченного, было посвящено нарушению личных (гражданских) прав и свобод. Между тем парадоксальной выглядит статистика содержания обращений предпринимателей (70-80%) в Центральный аппарат вновь созданного Уполномоченного, в большей своей массе свидетельствующих о конфликтах бизнесменов не с властью, а между собой. Все это также говорит о низком уровне корпоративной этики бизнес-сообщества и низкой культуре современного предпринимателя.
Аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Организационно-правовой статус Уполномоченного, а также его структуры - одно из проблемных мест в обеспечении его правозащитной деятельности. Так, согласно пункту 3 ст. 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"*(23) Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации. Региональное законодательство в этой части нередко дублирует положения федерального законодателя. Так, в соответствии с Законом Кировской области от 9 ноября 2009 г. N 442-ЗО (в ред. от 24 июля 2013 г.) "Об Уполномоченном по правам человека в Кировской области"*(24) Аппарат Уполномоченного является государственным органом Кировской области с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, гербовую печать со своим наименованием (п. 3 ст. 28).
Для целей Закона N 78-ФЗ аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей также рассматривается как новый государственный орган с правами юридического лица. Как отмечается в комментариях к законодательству, сам по себе аппарат Уполномоченного юридическим лицом не является. Однако при осуществлении своей деятельности аппарат Уполномоченного наделяется правами и обязанностями, присущими юридическому лицу*(25). В то же время законодательство ряда иностранных государств знает и более рациональные конструкции юридического статуса института уполномоченного в организационно-техническом плане. Уполномоченный и его аппарат действуют при конкретных, специально создаваемых правозащитных организациях, чей статус четко определен. Так, согласно, например, Положению об Уполномоченном по правам человека, утв. Указом Президента Республики Казахстан от 19 сентября 2002 г. N 947, деятельность Уполномоченного обеспечивается Национальным центром по правам человека, являющимся государственным учреждением. В свою очередь, в соответствии с Положением о Центре по правам человека, утв. постановлением Парламента Республики Молдова от 5 февраля 1998 г. N 1484-XIII, он создается на основании Закона Республики Молдова от 17 октября 1997 г. N 1349-XIII "О парламентских адвокатах", является самостоятельным государственным учреждением, состоящим из назначаемых парламентских адвокатов и служащих, осуществляющих организационное, информационно-справочное, научно-аналитическое и иное обеспечение их деятельности.
Учитывая упомянутые выше проблемы в осуществлении сотрудниками аппарата правозащитных полномочий, представляется необходимым усовершенствовать "юридическую личность" Уполномоченного в целях наиболее полного и своевременного исполнения возложенных на него функций и задач.
Ограничения и запреты в деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей
Касаясь непосредственно требований к кандидатуре Уполномоченного, стоит обратить внимание на отдельные ограничения, которые накладываются на лицо в связи с занятием соответствующей должности. Ограничения, связанные с деятельностью Уполномоченного, определяются отсутствием у него права занимать ряд государственных должностей, быть членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации. Кроме того, уполномоченный не вправе заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, не совместимой с его статусом, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности (п. 5 ст. 1 Закона N 78-ФЗ). Подобные запреты и ограничения продиктованы требованиями избежания конфликта интересов уполномоченного, а также пресечения коррупциогенных факторов в его деятельности.
Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Федерации
Согласно пункту 1 ст. 9 Закона N 78-ФЗ законом субъекта Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Федерации, которая является государственной должностью субъекта. Закон не требует в обязательном порядке учреждения должности Уполномоченного на конкретной территории. В этой части положения Закона N 78-ФЗ аналогичны статье 5 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", также предусматривающего только право, а не обязанность субъектов Федерации учреждать соответствующую должность, на что обращается внимание в литературе*(26).
Правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного в субъекте Федерации устанавливаются законом субъекта с учетом положений Закона N 78-ФЗ (п. 3 ст. 9).
Стоит особо отметить: в регионах законотворческая деятельность по легализации правового статуса Уполномоченного по правам предпринимателей началась еще задолго до принятия соответствующего федерального закона. Например, такие законы приняты в Ульяновской*(27) и Челябинской областях*(28), а также Республике Калмыкия*(29) и ряде других регионов. В то же время еще до принятия Закона N 78-ФЗ на территории субъектов Федерации функционировали порядка 66 региональных Уполномоченных по защите прав предпринимателей. Однако не все субъекты имели необходимую правовую базу Уполномоченных, определяющих их компетенцию.
"Пилотным" проектом в сфере легализации института Уполномоченных на отдельных территориях можно назвать Областной закон от 30 июля 2013 г. N 1146-ЗС "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ростовской области", принятый в соответствии с требованиями положений Закона N 78-ФЗ. Кроме того, проекты законов об Уполномоченном по правам предпринимателей разработаны и готовятся к принятию в Ярославской области, Удмуртской Республике, Республике Башкортостан, Кировской, Костромской, Оренбургской, Мурманской областях, РСО-Алании. Между тем отсутствие до недавнего времени унифицированных требований к нормативно-правовой основе региональных омбудсменов привело к тому, что в отдельных регионах уполномоченные назначались и действовали на основании Актов органов исполнительной власти субъекта Федерации. Так, в частности, был назначен на должность Уполномоченный по правам предпринимателей в Волгоградской области (должность утверждена постановлением Губернатора Волгоградской области от 13 февраля 2013 г. N 129 "Положение "Об Уполномоченном по правам предпринимателей при Губернаторе Волгоградской области").
Исходя из общих требований федерального законодателя, представляется, что законодательная база субъектов Федерации, касающаяся правового статуса Уполномоченного по защите прав предпринимателей, должна быть приведена в соответствие с требованиями Закона N 78-ФЗ. В свою очередь, в субъектах, где бизнес-омбудсмен действовал лишь на основании актов региональных органов исполнительной власти, должны быть принять соответствующие региональные законы об Уполномоченных.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в системе органов государственной власти
Как следует из положений пунктов 2, 3 и 6 ст. 1, статьи 3 Закона N 78-ФЗ, Уполномоченный фактически входит в систему органов государственной власти, поскольку данная должность является государственной с подотчетностью Президенту РФ, а возникновение и прекращение его полномочий осуществляется по инициативе главы государства.
Модель (конструкция) назначения Уполномоченных по правам предпринимателей в регионах в некоторой степени схожа с моделью, установленной на федеральном уровне, по крайней мере в части обязательного согласования кандидата на должность предпринимательским сообществом. Функциями назначения (снятия с должности) уполномоченных могут обладать главы региональных органов исполнительной власти. Однако предусмотренное пунктами 4 и 6 ст. 9 Закона N 78-ФЗ обязательное согласование обозначенных кадровых аспектов деятельности регионального Уполномоченного с федеральным Уполномоченным свидетельствует о создании единой, централизованной вертикальной двухуровневой системы Уполномоченных и сходно с общими принципами формирования органов исполнительной власти, имеющих, как известно, региональный и федеральный уровни.
По окончании календарного года Уполномоченный в субъекте Федерации направляет федеральному Уполномоченному информацию о результатах своей деятельности с оценкой условий осуществления предпринимательской деятельности в субъекте Федерации и предложениями о совершенствовании правового положения субъектов предпринимательской деятельности (п. 6 ст. 10 Закона N 78-ФЗ). В то же время взаимодействие федерального и региональных Уполномоченных в должной мере не урегулировано, что вызывает к жизни ряд законотворческих инициатив, в частности проекта Федерального закона "Об основах деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации", который, по некоторым мнениям, из-за ряда причин представляется в настоящее время малоцелесообразным*(30). Необходимость полного и более взвешенного урегулирования отношений федерального и региональных омбудсменов - актуальная проблема, от ее решения во многом зависит эффективность создаваемого института уполномоченного на отдельных территориях.
Инструменты и механизмы деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в рамках установленной компетенции
Перечень инструментов, которые Уполномоченный вправе использовать в деле защиты прав предпринимателей, обозначен непосредственно в статьях 5 и 6 Закона N 78-ФЗ и предусматривает возможность (право):
- беспрепятственно посещать органы государственной власти и органы местного самоуправления, предъявив служебное удостоверение;
- получать от них всю необходимую информацию;
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными решений государственных и муниципальных органов (исключая прокуратуру, следственный комитет и судебные органы);
- обращаться в суд с исками о защите прав предпринимателей и групп предпринимателей (юридических лиц);
- обжаловать вступившие в силу судебные акты арбитражных судов;
- посещать обвиняемых и осужденных по "бизнес-статьям" без специального разрешения в местах содержания под стражей и учреждениях, исполняющих уголовные наказания;
- участвовать в выездных проверках предприятий государственными органами;
- направлять предложения об отмене или изменении нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, Президенту РФ и в Правительство РФ.
Расширение деятельности Уполномоченных, а также ее транспарентность (открытость) предполагается через создание экспертных, консультативных и общественных советов, рабочих группы и иных совещательных органов, действующих на общественных началах. Решение конкретных проблем, возникающих в предпринимательской среде, в рамках подобных "рабочих" объединений осуществляется за счет привлечения для участия в их деятельности представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества, общественных организаций (п. 4 ст. 7 Закона N 78-ФЗ). Кроме того, аппарат Уполномоченного должен содействовать развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов бизнес-сообщества органами власти. Поэтому по аналогии с представительскими органами депутатов различного уровня Закон N 78-ФЗ предоставляет Уполномоченному возможность создавать на территории Российской Федерации общественные приемные, оказывающие субъектам предпринимательской деятельности консультативную помощь по вопросам, относящимся к компетенции Уполномоченного.
Уполномоченный наделен правом назначать общественных представителей, действующих на общественных началах, на которых возложены представительские и экспертные функции (п. 1 и 2 ст. 7 Закона N 78-ФЗ). Утверждение порядка подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним также отнесено к непосредственной компетенции Уполномоченного (п. 3 ст. 11 Закона).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей и Торгово-промышленные палаты (ТПП)
Сегодня в юридической науке весьма активно развивается тема придания ряду общественных объединений по опыту западных стран статуса специального "публичного юридического лица"*(31) в силу обладания рядом публичных функций. В качестве наглядного примера такого публичного юридического лица в сфере торговой деятельности выступают торгово-промышленные палаты (ТПП), в силу закона наделяемые правами на выполнение отдельных государственных функций. В то же время отдельные ученые настаивают на отсутствии в настоящее время серьезных оснований для признания ТПП в качестве публичного юридического лица в силу того, что выполнение ею публичных функций существенно ограничено*(32). Тем не менее сам статус ТПП свидетельствует: она представляет симбиоз частноправовых и публично-правовых начал, реализуя возможность наряду с публичными полномочиями осуществлять предпринимательскую деятельность. При этом институт торгово-промышленных палат имеет весьма сходную с институтом Уполномоченного институциональную структуру. В частности, Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 (в ред. от 23 июля 2008 г.) "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации"*(33) предусматривает, что ТПП является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей (п. 1 ст. 1). Для целого ряда ученых ТПП признается в качестве особой разновидности ассоциации (союза)*(34). На одной и той же территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата (п. 2 ст. 5). Система торгово-промышленных палат имеет вертикальную иерархическую структуру с горизонтальным делением. Как известно, эту систему возглавляет Торгово-промышленная палат РФ с разветвленной сетью в субъектах Федерации. Независимое положение ТПП от органов власти и управления, по мнению некоторых авторов, подтверждается тем, что в состав торгово-промышленных палат не входят органы государственной власти или органы местного самоуправления*(35). В то же время неправительственный характер ТПП раскрывается во взаимодействии с государством, которому посвящена статья 4 Закона о ТПП РФ, согласно которой государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат*(36).
Среди основных функций ТПП осуществляют защиту и представление интересов предпринимателей, в том числе имеют органы третейского разрешения экономических споров. Фактически полномочия правозащитного характера могли бы выполнять и торгово-промышленные палаты, имеющие статус некоммерческих организаций с представительскими функциями. Тем не менее практика деятельности ТПП, а также их организационная структура в большей степени ориентирована на помощь предпринимателям в продвижении их бизнеса, нежели защиты их интересов в отношениях с органами власти, разрешительными структурами.
Представляется, в рамках осуществления своей компетенции территориальный Уполномоченный, обладая необходимым административным и управленческим ресурсом, может более эффективно взаимодействовать с региональными ТПП в решении общих вопросов, касающихся защиты прав предпринимателей.
Библиография
Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2002.
Баршев В. Уполномоченный по страху: создается правовой институт, который будет помогать водителям при страховых случаях // Российская газета. 2011. N 5422.
Вершинина И.Ф., Деменева А.В., Новикова А.Е., Дурнова И.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный), 2012.
Волков А.М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий // Административное право и процесс. 2012. N 12.
Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Яшина Н., Еремченко В., Синявская М. Уполномоченный по правам ребенка в России // ЭЖ-Юрист. 2012. N 39.
Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ; Статут, 2013.
Жебит М. Минрегионразвития призывает создать институт уполномоченных по межнациональным отношениям // Известия. 2012. 29 февр.
Зражевская Т.Д. Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции // Омбудсмен. 2012. N 2.
Клочкова Ю.А. Институт омбудсмена в России и Европейском союзе: опыт сравнительного анализа // Международное публичное и частное право. 2007. N 4.
Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. - М., 2007.
Литвинова А. В России может появиться уполномоченный по правам инвестора // РБК daily. 2011. 23 марта.
Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Норма; Инфра-М, 2010.
Маталин А.С. Об уполномоченном по правам клиентов кредитных организаций // Банковское право. 2011. N 1.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. 3-е изд. - М.: Дело АНХ, 2009.
Мохов А.А. Институт Уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 4.
Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.
Романовская О.В. Правовой статус торгово-промышленной палаты // Современное право. 2009. N 11.
Рыбаков О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. - Владивосток, 2002.
Середа Е.В. Проблемы становления института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Омбудсмен: государство и защита прав человека. 2012. N 1.
Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учеб. пособие. - М.: Юстицинформ, 2006.
Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 5.
Тамбовцев В.В. К вопросу о создании в Российской Федерации единой системы государственной защиты прав человека // Омбудсмен: государство и защита прав человека. 2012. N 1.
Тепляшин П.В. Перспективы институционализации уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. N 1.
Толмачев В.Э. Государственная система защиты прав человека в Нидерландах // Омбудсмен. 2012. N 2.
Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). - М., 1997.
Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М., 2007.
Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2010.
А.А. Кирилловых,
юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии,
преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических
связей, экономики и права (Кировский филиал)
"Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.
*(2) Волков А.М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий // Административное право и процесс. 2012. N 12. С. 14-19.
*(3) Рыбаков О.Ю. Понятие и признаки правовой политики // Правовая политика субъектов Российской Федерации: Материалы круглого стола. - Владивосток, 2002. С. 30.
*(4) Александрова А.П. Защита социально-экономических прав и свобод: общетеоретический анализ: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2002. С. 19.
*(5) Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмена). - М., 1997. С. 282.
*(6) Малько А.В., Субочев В.В., Шериев А.М. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения. - М.: Норма; Инфра-М, 2010.
*(7) Клочкова Ю.А. Институт омбудсмена в России и Европейском союзе: опыт сравнительного анализа // Международное публичное и частное право. 2007. N 4.
*(8) ООН. Руководство по созданию и укреплению национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Центр по правам человека. - Нью-Йорк - Женева, 1995. Пункт 57.
*(9) Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Яшина Н., Еремченко В., Синявская М. Уполномоченный по правам ребенка в России // ЭЖ-Юрист. 2012. N 39. С. 15.
*(10) Зражевская Т.Д. Институт уполномоченного по правам человека как фактор противодействия коррупции // Омбудсмен. 2012. N 2. С. 12-16.
*(11) Гармаш А., Аносов М., Косихин Д., Яшина Н., Еремченко В., Синявская М. Указ. соч. С. 15.
*(12) Клочкова Ю.А. Институт омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа // Международное публичное и частное право. 2007. N 4.
*(13) Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 4.
*(14) Жебит М. Минрегионразвития призывает создать институт уполномоченных по межнациональным отношениям // Известия. 2012. 29 февр.
*(15) Маталин А.С. Об уполномоченном по правам клиентов кредитных организаций // Банковское право. 2011. N 1. С. 21-23.
*(16) Литвинова А. В России может появиться уполномоченный по правам инвестора // РБК daily. 2011. 23 марта.
*(17) Баршев В. Уполномоченный по страху: создается правовой институт, который будет помогать водителям при страховых случаях // Российская газета. 2011. N 5422.
*(18) Зражевская Т.Д. Указ. соч. С. 12-16.
*(19) Тепляшин П.В. Перспективы институционализации уполномоченного по правам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Российской Федерации // Российская юстиция. 2013. N 1. С. 65, 66.
*(20) См. Указ Президента РФ от 22 июня 2012 г. N 879 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей" // СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3509.
*(21) СЗ РФ. 2013. N 19. Ст. 2305.
*(22) Мохов А.А. Институт Уполномоченного по правам предпринимателей в России // Предпринимательское право. Приложение "Бизнес и право в России и за рубежом". 2012. N 4. С. 12-15.
*(23) СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.
*(24) Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2009. N 6 (126).
*(25) Вершинина И.Ф., Деменева А.В., Новикова А.Е., Дурнова И.А. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 26.02.1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (постатейный), 2012.
*(26) Середа Е.В. Проблемы становления института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации // Омбудсмен: государство и защита прав человека. 2012. N 1. С. 37-42.
*(27) См. См. Закон Ульяновской области от 6 октября 2011 г. N 166-ЗО "Об уполномоченном по правам предпринимателей в Ульяновской области" (принят ЗС Ульяновской области 29 сентября 2011 г.).
*(28) См. Закон Челябинской области от 30 августа 2012 г. N 375-ЗО "Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Челябинской области".
*(29) См. Закон Республики Калмыкия от 20 сентября 2012 г. N 369-IV-З "Об Уполномоченном по правам предпринимателей в Республике Калмыкия" (принят Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия 18 сентября 2012 г.).
*(30) Тамбовцев В.В. К вопросу о создании в Российской Федерации единой системы государственной защиты прав человека // Омбудсмен: государство и защита прав человека. 2012. N 1. С. 16-21.
*(31) Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М., 2007; Кутафин О.Е. Субъекты конституционного права Российской Федерации как юридические и приравненные к ним лица. - М., 2007; Ястребов О.А. Юридическое лицо публичного права: сравнительно-правовое исследование: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - М., 2010. С. 49, 50.
*(32) Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. - М.: РАНХиГС при Президенте РФ; Статут, 2013.
*(33) Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.
*(34) Новак Д.В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3.; Суханов Е.А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 5; Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учеб. пособие. - М.: Юстицинформ, 2006.
*(35) Романовская О.В. Правовой статус торгово-промышленной палаты // Современное право. 2009. N 11. С. 52-57.
*(36) Романовская О.В. Указ соч. С. 52-57.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уполномоченный по правам предпринимателей: основы правового статуса в системе правозащитных институтов
Автор
А.А. Кирилловых - юрисконсульт Вятской государственной сельскохозяйственной академии, преподаватель Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права (Кировский филиал)
"Законодательство и экономика", 2013, N 11