Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24.07.2013 N А68-7790/2012
В комментируемом Постановлении ФАС ЦО от 24.07.2013 N А68-7790/2012 рассмотрен спор между сотрудниками ФСС и организацией, которая не включила в базу по начислению страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний суммы различной материальной помощи, выплачиваемые своим сотрудникам.
В настоящее время действует Закон N 125-ФЗ*(1), который регулирует правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным законом случаях. Согласно пп. 2 и 17 п. 2 ст. 17 названного закона организация-страхователь обязана в предусмотренном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы, а также вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, форме.
На основании п. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. При этом база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 20.1, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в ст. 20.2 этого закона (п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ).
Отметим, согласно п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ страхователь (организация) несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него названным законом обязанностей по своевременной регистрации в качестве страхователя у страховщика, своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению страховщику установленной отчетности, а также за своевременную и полную уплату назначенных страховщиком страховых выплат застрахованным.
Итак, в рассматриваемом постановлении региональное отделение ФСС провело выездную проверку в отношении правильности исчисления и уплаты организацией взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В результате проведенной проверки сотрудники ФСС выявили следующее: организация не включила в облагаемую базу по страховым взносам суммы единовременных выплат, таких как выплаты на единовременное поощрение к празднику, материальную помощь к отпуску, материальную помощь ко дню рождения, материальную помощь к юбилейным датам, прочую материальную помощь. В связи с выявленным фактом региональное отделение ФСС приняло решение о привлечении организации-страхователя к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, в виде штрафа, а также доначислило пени на задолженность по страховым взносам.
Однако организация не согласилась с доначислением страховых взносов сотрудниками ФСС на суммы:
- стоимости путевок на проживание в комплексе общежитий, которые организация оплачивала своим сотрудникам и членам их семей;
- компенсации оплаты жилья иногородним работникам, приглашенным на работу в организацию;
- вычетов в размере 4 000 руб., не облагаемых страховыми взносами, предоставленных более одного раза одним и тем же работникам.
Арбитры встали на защиту интересов организации-страхователя.
Рассмотрим более подробно аргументы, которыми руководствовался суд при вынесении своего решения по каждому из пунктов спора.
Доначисление страховых взносов на суммы стоимости путевок на проживание в комплексе общежитий, которые организация оплачивала своим сотрудникам и членам их семей. Согласно первичным документам, которые были представлены организацией, обеспечение путевками на отдых работников профсоюзными органами не было связано с их трудовой функцией. Кроме этого, сотрудники ФСС не установили, кому конкретно предоставлялись указанные путевки - только работникам, членам их семей или тем и другим, соответственно, рассматривать данные выплаты как материальную выгоду только работников нет оснований. В связи с вышеперечисленным арбитры сделали вывод о том, что такие спорные выплаты не подлежат включению в облагаемую базу по страховым взносам.
Доначисление страховых взносов на суммы компенсации оплаты жилья иногородним работникам, приглашенным на работу в организацию. При вынесении решения по данному пункту арбитры обратили внимание на то, что законодательством к объекту исчисления страховых взносов в ФСС отнесены не все денежные выплаты, произведенные физическому лицу по месту его работы. Это следует из п. 4 Правил*(2) (в редакции до 31.12.2010), согласно которому страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765 (далее - Перечень N 765). В соответствии с п. 10 указанного перечня страховые взносы не начисляются на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность.
К сведению. Положения Перечня N 765 действовали в проверяемом периоде.
Кроме этого, с 01.01.2011 согласно пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, предусмотренных в соответствии с законодательством РФ), в частности, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.
Также арбитры отметили, что организация предоставила доказательства о том, что данные расходы на оплату найма жилых помещений указанным работникам являются компенсационными выплатами, связанными с переездом. Организация представила приказы о приеме на работу, трудовые договоры, а также договоры коммерческого найма жилья. Суд указал, что перечень таких выплат (расходов) на нормативном уровне не является закрытым, а тот факт, что работодатель не компенсирует работнику уже понесенные расходы, а напрямую оплачивает наем жилья у третьих лиц, не будет служить основанием для включения указанных сумм в базу для начисления страховых взносов.
Доначисление страховых взносов на суммы вычетов в размере 4 000 руб., не облагаемых страховыми взносами, предоставленных более одного раза одним и тем же работникам. Что касается данных сумм, то расхождения между сотрудниками ФСС и организацией заключаются в том, что организация полагает правомерным исключение из облагаемой базы сумм материальной помощи каждый месяц по 4 000 руб., так как она расчетным периодом считает месяц. С точки зрения сотрудников ФСС расчетным периодом признается год, соответственно, по их мнению, только единожды за год в расчет не включается предоставление материальной помощи на указанную сумму. Исключение из облагаемой базы этой суммы предусмотрено пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Арбитры согласились с позицией организации. Свое решение они аргументировали следующим: согласно п. 2 ст. 1 Закона N 212-ФЗ*(3) действие указанного нормативного правового акта не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такие правоотношения регулируются Законом N 125-ФЗ. В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не облагается страховыми взносами сумма материальной помощи работнику, составляющая 4 000 руб. за расчетный период.
Кроме этого, суд указал, что начисление заработной платы согласно ст. 136 ТК РФ осуществляется не реже чем каждые полмесяца, однако, в силу Постановления Совета Министров СССР от 23.05.1957 N 566 "О порядке выплаты заработной платы рабочим за первую половину месяца", действующего в части, не противоречащей Трудовому кодексу, по окончании месяца осуществляется полный расчет с работником по его итогам с учетом выплаченного аванса. При этом компенсационные и стимулирующие выплаты производятся только один раз в месяц - в день выплаты заработной платы. Следовательно, облагаемая база для расчета спорных страховых взносов формируется ежемесячно.
Также арбитры обратили внимание на положение п. 4 ст. 22 Закона N 125-ФЗ, которым предусмотрено, что суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, определенный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.
Таким образом, на основании изложенного суд установил, что Законом N 125-ФЗ для страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расчетным периодом, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма страхового взноса, подлежащая уплате, признается месяц. Кроме этого, отчетные периоды Законом N 125-ФЗ не определены.
Исходя из совокупности приведенных норм трудового законодательства и положений Закона N 125-ФЗ можно предположить, что расчетным периодом в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является месяц. Следовательно, выплачиваемая работодателем материальная помощь не облагается указанными взносами в сумме, не превышающей 4 000 руб. в месяц на каждого работника.
В заключение обратим ваше внимание на то, что суд не принял во внимание ссылку контролирующего органа на форму 4-ФСС *(4) и порядок ее заполнения. В данной форме в качестве отчетных периодов предусмотрены квартал, полугодие, 9 месяцев, а расчетным периодом признается год. Суд же указал, что ею руководствоваться при определении расчетного периода не следует, так как форма утверждена нормативным актом по иному виду страхования (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), а потому указанные в ней периоды относятся к этому виду страхования. Расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен разделом III названной формы, и изменять предусмотренный законом порядок определения расчетного периода никто не может.
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(2) Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(3) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"