Перераспределение и использование остатков субсидий
Конец года - время подведения итогов, анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, подсчета остатков денежных средств. Как правило, именно на конец года (ноябрь, декабрь) приходится большая часть расходов. Это связано с тем, что учреждения в течение года стараются сэкономить имеющие средства либо придержать их на случай возникновения непредвиденных расходов. Когда же большая часть обязательств исполнена, сэкономленные денежные средства расходуются полностью, поскольку нет смысла их оставлять на лицевых (расчетных) счетах. Также многие учреждения осуществляют в конце года так называемую "переброску" денежных средств с одного кода КОСГУ на другой. Можно ли в зависимости от потребности учреждения перераспределять экономию средств, образовавшуюся в результате выполнения государственного задания? Обязаны ли учреждения возвращать в бюджет неиспользованные остатки субсидий? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Субсидии на выполнение государственного задания
Перераспределение экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания. Напомним, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным (автономным) учреждением осуществляется в виде субсидии, предоставляемой учреждению из федерального бюджета в соответствии с абз. 1. п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Документом, определяющим направления использования учреждением субсидии на выполнение государственного задания, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения (далее - ПФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в соответствии с требованиями, установленными Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н (далее - Приказ N 81н).
В соответствии с п. 11 Приказа N 81н плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, в том числе:
- на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда;
- на услуги связи;
- на транспортные услуги;
- на коммунальные услуги;
- на арендную плату за пользование имуществом;
- на услуги по содержанию имущества;
- на прочие услуги;
- на пособия по социальной помощи населению;
- на приобретение основных средств;
- на приобретение нематериальных активов;
- на приобретение материальных запасов;
- на прочие расходы.
В соответствии с п. 12 Приказа N 81н при принятии органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, решения о раздельном формировании плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением (подразделением) государственного (муниципального) задания, объемы указанных выплат в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться с превышением нормативных затрат, определенных в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ местной администрацией согласно п. 4 ст. 69.2 БК РФ. Иными словами, учреждение вправе самостоятельно определять направления, а также объемы выплат, в том числе связанных с выполнением государственного задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного задания.
Приказом N 81н не установлено требование, что плановые показатели по выплатам, отраженные в ПФХД, должны соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам, учтенным при расчете субсидии на выполнение государственного задания.
Также стоит учитывать, что в соответствии с положением ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(1), п. 3.9 ст. 2 Закона об автономных учреждениях*(2) субсидии на выполнение государственного задания поступают бюджетным (автономным) учреждениям на лицевые счета, открытые им в территориальном органе Федерального казначейства или в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), и используются учреждениями в пределах остатка средств, отраженных на их лицевых счетах, без представления документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, с обязательным уточнением ПФХД. Данный вывод подтверждают письма Минфина РФ от 29.01.2013 N 02-13-06/293, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703, от 18.09.2012 N 02-13-06/3799, от 12.07.2012 N 02-13-06/2701.
В этих письмах также отмечено, что в случае перераспределения экономии средств субсидии на выполнение государственного задания корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема такой субсидии, в соответствии с законодательством РФ, не требуется. Вместе с тем указанные перераспределения не должны влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.
Неиспользованные остатки субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных на выполнение государственного задания, используются бюджетными (автономными) учреждениями в очередном финансовом году в соответствии с ПФХД для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (п. 17 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ, п. 3.15 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
Иными словами, учреждение не обязано возвращать в бюджет остатки субсидии на выполнение государственного задания, не использованные в текущем году.
Целевые субсидии
Перераспределение средств целевой субсидии. Отличительной особенностью предоставления и расходования целевой субсидии является то, что такая субсидия выдается на конкретную цель. Объемы поступления целевой субсидии, так же как и субсидии на выполнение государственного задания, отражаются в ПФХД.
При этом основанием для осуществления расходов за счет целевой субсидии являются сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (ф. 0501016 (далее - сведения)) (п. 8 Порядка N 72н*(3)). Сведения составляются учреждением, утверждаются учредителем.
На основании сведений, утвержденных учредителем, учреждением составляются отдельно сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением и сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому обособленному подразделению.
В сведениях указываются по кодам КОСГУ планируемые на текущий финансовый год суммы поступлений целевых субсидий в разрезе кодов субсидий по каждой целевой субсидии и соответствующие им планируемые суммы целевых расходов учреждения без подведения группировочных итогов (например, 510 "Поступление на счета бюджетов", 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" и т.д.) (п. 1 Письма Минфина РФ от 09.02.2012 N 02-03-09/429).
Учреждение представляет в ОФК сведения, утвержденные в соответствии с п. 24 Приказа N 81н учредителем, а также сведения, сформированные и подписанные учреждением для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением. ОФК, в свою очередь, отражает на открытом учреждению отдельном лицевом счете показатели сведений для осуществления расходов за счет целевых субсидий.
Учитывая, что целевая субсидия расходуется в строгом соответствии с показателями, отраженными в сведениях, по мнению автора, указанные средства не могут быть распределены в ином порядке, не предусмотренном данной формой.
Контроль за непревышением фактических поступлений и выплат, отраженных на отдельном лицевом счете по целевым субсидиям, показателям, содержащимся в сведениях, осуществляется уполномоченным работником ОФК (п. 11 Порядка N 72н).
Неиспользованные остатки целевых субсидий. Согласно п. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ и п. 3.17, 3.18 ст. 2 Закона об автономных учреждениях не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий подлежат перечислению бюджетными (автономными) учреждениями в соответствующий бюджет. При этом указанные перечисленные остатки могут быть возвращены учреждениям в очередном финансовом году, если учредитель подтвердит наличие потребности в направлении сумм остатков целевых субсидий на те же цели.
Порядок взыскания неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из федерального бюджета федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям, лицевые счета которым открыты в территориальных ОФК, утвержден Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям". Согласно положениям данного приказа взысканию подлежат неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых соответствующим учредителем не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году.
Исходя из представленных выше норм законодательства, неиспользованные остатки целевых субсидий должны быть перечислены в бюджет.
В то же время, если учреждения планируют использовать такие остатки в очередном году, они могут их не перечислять в бюджет, при условии, что они предоставят в ОФК сведения. Отметим, что данные сведения необходимы для осуществления расходов за счет неиспользованных остатков целевых субсидий. В графах 4, 5 сведений указывается сумма разрешенного к использованию остатка целевой субсидии (Письмо Минфина РФ от 17.12.2012 N 02-03-09/5197).
Учреждение, не перечислившее в бюджет неиспользованные остатки целевых субсидий, обязано представить в ОФК сведения по ним до 1 июля финансового года, следующего за отчетным.
Неиспользованные остатки целевых субсидий, в отношении которых не принято решение о наличии (отсутствии) потребности в направлении их на те же цели в текущем финансовом году, до представления учреждением в территориальный ОФК сведений (в случае принятия решения о наличие потребности) отражаются до 1 июля на отдельном лицевом счете с признаком "без права расходования" (п. 12 Порядка N 72н, Письмо Минфина РФ от 29.01.2013 N 02-13-06/291).
Если учреждение в указанный срок не представило такие сведения, неиспользованные остатки целевых субсидий подлежат взысканию.
Таким образом, остатки целевых субсидий, не использованные в текущем году, могут оставаться на отдельном лицевом счете учреждений до 1 июля следующего года. Если до этой даты сведения не будут представлены, то указанные остатки подлежат взысканию в бюджет.
Л. Семина,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(3) Приказ Минфина РФ от 16.07.2010 N 72н "О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"