Не так давно были наложены ограничения на общение медицинских представителей и врачей, а есть ли нормативный документ, регулирующий отношения представителей фармкомпаний и сотрудников аптек?
Взаимоотношения медицинских и фармацевтических работников с представителями фармацевтических компаний регулируются ст. 74 отраслевого Закона РФ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Частью 2 ст. 74 Закона N 323-ФЗ работникам и руководителям аптечных организаций запрещено: "1) принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании, представителя компании; 2) получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения населению; 3) заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов, медицинских изделий;...".
Наряду со ст. 74, определенное значение при выстраивании отношений с фармкомпаниями имеют также ст. 72, 73 и 75. Так, пункт 2 ч. 1 ст. 72 предоставляет медицинским и фармацевтическим работникам право на "профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;...". Пункт 3 ч. 2 ст. 73 обязывает "совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;...". Совершенствование и обучение в образовательных и научных организациях проводится не реже одного раза в пять лет. Однако для работы в аптеках этого недостаточно: массив информации о новых ЛС постоянно обновляется, и применение новых сведений на практике возможно только при постоянном обучении. Пути и способы обучения определяет руководство аптечной организации. Оно, в частности, может привлекать для этой цели представителей компаний, обладающих наиболее актуальной и оперативной информацией.
До настоящего времени законодатель не установил ответственность за нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 74 - запрета принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха и т.д. Кроме того, на сегодня не имеет правового определения само понятие "подарок" - таковым может считаться практически любая передача предметов, оказание услуг, оплата различных благ и т.д.
Совершая действия, запрещенные пунктами 2 и 3 ч. 2 ст. 74 (получение от компании образцов лекарственных препаратов или медицинских изделий для вручения населению и заключение соглашения о предложении населению определенных лекарственных препаратов и медицинских изделий), фармацевтический работник и аптечная организация берут на себя функции рекламораспространителя (п. 7 ст. 3 Закона РФ от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе"). Соответственно, санкции за такое нарушение предусмотрены ст. 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП: штраф для граждан - от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб.; для должностных лиц - от 4 тыс. до 20 тыс. руб.; для юридических лиц - от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Методы и приемы, направленные на получение прибыли, не должны противоречить пункту 4 ч. 2 ст. 74, запрещающему "предоставлять населению недостоверную, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих одинаковое международное непатентованное наименование, медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии лекарственных препаратов и медицинских изделий, имеющих более низкую цену".
Ст. 75 определяет понятие "конфликт интересов", а также порядок действий сотрудников и руководства аптечных организаций в случае наличия такого конфликта.
Отметим, что положения ст. 74 Закона N 323-ФЗ не включены в перечень лицензионных требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности". Тем не менее, во избежание потери прибыли аптечных организаций можно порекомендовать не создавать ситуаций, которые могли бы привести к конфликту с контролирующими органами.
А. Гукасян,
юрист, государственный советник I класса
15 сентября 2013 г.
"Российские аптеки", N 18, сентябрь 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Российские аптеки"
Отраслевое издание федерального масштаба, ориентированное на профессионалов аптечного дела: руководителей аптек, фармацевтов, провизоров.
Журнал издается в России с 1999 г. Выходит 24 номера в год.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "РЕМЕДИУМ"
Среди авторов журнала - руководители органов здравоохранения, дистрибьюторских и производственных фирм, общественных организаций, а также ведущие специалисты в области медицины, маркетинга и менеджмента фармрынка.
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр.10
Тел./: факс: 780-34-25/26/27
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
Подписка:
Каталог "Роспечать" - индекс 47227 - для организаций, 47727 - для индивидуальных подписчиков
Объединенный каталог "Пресса России" - индекс 43043 для организаций, 29679 для индивидуальных подписчиков
По редакционной подписке e-mail: рodpiska@remedium.ru