Уголовная ответственность за контрабанду лесоматериалов
Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"*(1) была существенно расширена компетенция таможенных органов Российской Федерации как органов дознания (с 6 до 12 видов преступлений). Одновременно был изменен ряд важных признаков отдельных составов таможенных преступлений, а также Уголовный кодекс РФ был дополнен новыми нормами о таких преступлениях. Повышенное внимание законодательной власти к вопросам уголовно-правовой и уголовно-процессуальной регламентации борьбы с преступностью в сфере таможенного дела свидетельствует о ее чрезвычайной опасности для российского общества в современных условиях, а также об актуальности проблем совершенствования методики и практики квалификации и расследования таможенных преступлений.
При этом самым опасным и распространенным преступлением в сфере таможенного дела была и остается контрабанда, виды которой отражены в ст. 200.1, 226.1 и 229.1 УК РФ, отличающихся прежде всего предметом преступного посягательства, предопределяющим специфику основных непосредственных объектов этих преступлений. Однако если проблемные вопросы уголовно-правовой квалификации контрабанды оружия и иного вооружения, наркотических и психотропных веществ постоянно находятся в центре внимания российских ученых-правоведов, то опасность контрабандного вывоза лесных и иных природных ресурсов и связанного с ней хищнического отношения к национальному природному богатству пока еще в недостаточной мере осознана представителями юридического сообщества, а соответствующая проблематика не получила должного освещения на страницах юридической печати.
Между тем действующим законодательством отдельные лесоматериалы отнесены к стратегически важным ресурсам и признаны предметами посягательства, характерными для состава контрабанды, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ. Данной нормой УК РФ был дополнен после введения в действие Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(2). Указанная статья помещена в главу 24 ("Преступления против общественной безопасности") раздела IX ("Преступления против общественной безопасности и общественного порядка"). Из такого расположения ст. 226.1 УК РФ в системе его Особенной части следует, что родовым объектом контрабанды древесины и отдельных изделий из нее являются общественные отношения в сфере обеспечения и защиты общественной безопасности и общественного порядка, а видовым объектом - часть этих отношений, охватываемая понятием общественной безопасности, т.е. "состояния защищенности неопределенного круга лиц от различного вида угроз их жизни и иным благам, неразрывно связанным с нормальной жизнедеятельностью и функционированием общества как такового"*(3).
Основным непосредственным объектом контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов является тот сегмент общественной безопасности, которому причиняется или может быть причинен существенный вред в результате неконтролируемого ввоза и вывоза указанных предметов. В частности, древесина может использоваться при строительстве объектов военного назначения, производстве вооружения и военной техники, а также в качестве исходного сырья при производстве порохов, зажигательных смесей, дымообразующих смесей и др. Кроме того, контрабанда лесоматериалов и других стратегически важных товаров и ресурсов может способствовать ухудшению состояния сырьевой базы отечественной промышленности и энергетики, созданию дефицита топливно-энергетических и биологических ресурсов и т.д.*(4)
Дополнительным непосредственным объектом контрабанды лесоматериалов выступает экологическая безопасность, поскольку противоправный вывоз древесины из страны стимулирует незаконную вырубку лесов, уничтожение лесных насаждений и естественных зон обитания различных видов животных и растений.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"*(5) стратегически важными ресурсами признаются отдельные виды лесоматериалов, включенные в группу 44 ("Древесина и изделия из нее; древесный уголь" ТН ВЭД ТС, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54*(6), а именно:
1) древесина в виде щепок и стружки:
хвойных пород (код ТН ВЭД ТС - 4401 21 000 0);
лиственных пород (код ТН ВЭД ТС - 4401 22 000 0);
2) лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные (товарная позиция по ТН ВЭД ТС - 4403);
3) древесина бондарная; бревна расколотые; сваи, колья и столбы из дерева, заостренные, но не распиленные вдоль; лесоматериалы, грубо обтесанные, но не обточенные, не изогнутые или не обработанные другим способом, используемые для производства тростей, зонтов, ручек для инструментов или аналогичных изделий; щепа и аналогичная древесина (товарная позиция по ТН ВЭД ТС - 4404):
хвойных пород (код ТН ВЭД ТС - 4404 10 000 0);
лиственных пород (код ТН ВЭД ТС - 4404 20 000 0);
4) лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, обработанные или не обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм (товарная позиция по ТН ВЭД ТС - 4407).
Соответственно иные лесоматериалы (например, шпалы деревянные для железнодорожных или трамвайных путей (товарная позиция по ТН ВЭД ТС - 4406), пиломатериалы в виде профилированного погонажа (товарная позиция по ТН ВЭД ТС - 4409) и др.) предметами контрабанды не являются.
Указанные виды лесоматериалов, охватываемые понятием стратегически важных ресурсов, для отнесения их к предметам контрабанды помимо качественных свойств, предусмотренных ТН ВЭД ТС, должны также характеризоваться и количественным признаком, указанным в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ, - крупным размером, под которым понимается их стоимость, превышающая 1 млн. руб. В отсутствие указанного стоимостного признака незаконное перемещение стратегически важных видов древесины и изделий из нее не может квалифицироваться как контрабанда, но может быть основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности при наличии признаков одного или нескольких составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.1-16.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом нельзя исключать возможность контрабанды лесоматериалов как единичного преступления в несколько этапов, когда единым умыслом виновного лица охватывается их противоправный вывоз в крупном размере, но перемещаются они через границу по частям, отдельными товарными партиями, стоимость каждой из которых крупной не является, но в результате их сложения образуется крупный размер. В таком случае квалификация рассматриваемого вида контрабанды должна осуществляться по правилам уголовно-правовой оценки продолжаемых преступных деяний*(7).
Между тем, как показывает практика, определение именно количественной характеристики (крупного размера) лесоматериалов как предметов контрабанды сопряжено со значительными трудностями. Главной проблемой считается отсутствие единой методики выполнения измерений и применения погрешности методик выполнения измерений (МВИ) при таможенном декларировании и проведении таможенного контроля, которые необходимы при расчете объемов вывозимых лесоматериалов и от которых напрямую зависит таможенная стоимость последних. Поэтому мы находим обоснованными предложения специалистов, направленные на то, чтобы для единообразного определения количественных показателей лесоматериалов "на уровне Правительства РФ четко определить соответствующие методики измерений, аттестованные в установленном порядке ФТС России, также внедрить их в практику работы и организовать их публикацию"*(8).
По данным Управления таможенных расследований и дознания ФТС России с октября по декабрь 2012 г. (после утверждения Правительством РФ перечня стратегически важных товаров и ресурсов) таможенными органами было возбуждено шесть уголовных дел по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, из них одно дело о контрабанде лесоматериалов. Предметом данного преступного посягательства стали пиломатериалы хвойных пород в крупном размере, контрабанда которых была выявлена сотрудниками Читинской таможни*(9). Запоздалое принятие решения о включении отдельных лесоматериалов в список стратегически важных товаров и ресурсов негативно сказалось на результатах борьбы с правонарушениями в данной области внешнеэкономической деятельности. Так, из опубликованных ФТС России данных известно, что общая стоимость незаконно перемещаемых через границу лесоматериалов только за период 2010-2011 гг. (т.е. до введения в действие ст. 226.1 УК РФ и отмены ст. 188 УК РФ) составила сумму, превышающую 172 млн. долл. США*(10). Только Алтайской таможней в 2011 г. было возбуждено 30 уголовных дел о контрабанде лесоматериалов на сумму свыше 104 млн. руб., а в 2012 г. - ни одного уголовного дела*(11). При этом в 2012 г. таможенными органами было возбуждено 2330 дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, предметами которых стали древесина и изделия из нее, тогда как в 2011 г. было возбуждено 2102 таких дела*(12).
Объективная сторона контрабанды представлена в действующем уголовном законе в виде двух альтернативных деяний:
1) незаконное перемещение предметов посягательства через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - ТС);
2) незаконное перемещение предметов посягательства через государственную границу РФ с государствами - членами ТС.
Таким образом, российское уголовное право дает основания для классификации контрабанды путем выделения ее видов на основе не только признаков предметов преступления, но и характера общественно опасного деяния. Соответственно и виды контрабанды лесоматериалов могут выделяться в зависимости от того, совершается это преступление путем незаконного перемещения древесины и изделий из нее через таможенную границу ТС либо путем их незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации. При этом данные виды контрабанды отличаются по таким признакам объективной стороны, как место совершения преступления и характеристика общественно опасных действий, ибо последние не являются тождественными, несмотря на использование законодателем для их описания в уголовно-правовой норме единого термина "незаконное перемещение".
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса (ТК) ТС территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации образуют единую таможенную территорию ТС. Соответственно, таможенная граница ТС в п. 2 ст. 2 ТК ТС определяется как пределы таможенной территории ТС. При этом при установлении наличия в конкретном деянии рассматриваемого признака объективной стороны контрабанды (места совершения преступления) необходимо руководствоваться также правилом, предусмотренным п. 3 ст. 2 ТК ТС, по смыслу которого таможенная граница ТС может включать в себя не только внешний периметр единой таможенной территории ТС, но и пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов ТС, если это предусмотрено соответствующими международными договорами.
Для толкования термина "незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС", использованного при описании объективной стороны контрабанды, также следует руководствоваться нормами международного права. В частности, в подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС оно определяется как перемещение товаров через таможенную границу, совершенное одним из следующих способов:
1) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
2) с сокрытием от таможенного контроля;
3) с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;
4) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;
5) с использованием поддельных или относящихся к другим товарам средств идентификации.
Кроме того, в подп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС сказано, что понятием незаконного перемещения через таможенную границу охватывается также покушение на такое перемещение. Данное нормативное установление, по сути, исключает возможность квалификации контрабанды, совершенной путем незаконного перемещения через таможенную границу ТС, как неоконченного преступления (ст. 30 УК РФ).
При этом в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 4 ТК ТС "перемещение товаров через таможенную границу" означает либо ввоз товаров на таможенную территорию ТС, либо вывоз товаров с таможенной территории ТС. Под ввозом товаров на таможенную территорию ТС следует понимать совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом до их выпуска таможенными органами (подп. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Вывоз товаров с таможенной территории ТС трактуется как совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом до фактического пересечения таможенной границы (подп. 4 п. 1 ст. 4 ТК ТС). Следует отметить, что все официально зарегистрированные факты контрабанды лесоматериалов были сопряжены именно с незаконным вывозом древесины или изделий из нее из Российской Федерации за рубеж.
Так, по данным Сибирской оперативной таможни, с начала 2013 г. контрабандисты пытались нелегально вывезти из Сибирского федерального округа около 27 тыс. куб. м лесоматериалов. В результате за истекший период 2013 г. в отношении участников внешнеэкономической деятельности возбуждено 20 уголовных дел по ч. 1 ст. 226.1 УК РФ (контрабанда стратегически важных ресурсов в крупном размере). При этом в 18 случаях из 20 недобросовестные экспортеры в качестве способа незаконного перемещения лесоматериалов использовали подложные документы на поставку пиломатериалов, а в 2 случаях пытались вывезти древесину и вовсе без указания каких-либо сведений о ней в декларации.
Что касается второго вида контрабанды лесоматериалов, а именно их незаконного перемещения через государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ТС, то для уяснения признаков его объективной стороны необходимо руководствоваться национальным российским законодательством о пересечении государственной границы РФ. Базовым нормативным правовым актом в данной области правового регулирования является Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"*(13).
Государственная граница Российской Федерации как юридически значимый признак объективной стороны контрабанды лесоматериалов определяется в ст. 1 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" как линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. При этом по смыслу ч. 1 ст. 226.1 УК РФ местом совершения контрабанды могут быть признаны только участки государственной границы РФ, сопряженные с территориями Белоруссии и Казахстана как государствами - участниками ТС. В части незаконного перемещения лесоматериалов через иные участки государственной границы РФ, т.е. сопряженные с территориями государств, не являющихся членами ТС, при квалификации контрабанды должны применяться положения ТК ТС и ст. 226.1 УК РФ о незаконном перемещении стратегически важных ресурсов через таможенную границу ТС.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" перемещение через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами и законодательством Российской Федерации, решениями Правительства РФ. В частности, в ст. 11 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" предусмотрен ряд правил ее пересечения:
1) основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов и товаров является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, а также документов на транспортные средства, грузы и товары;
2) пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. При этом по решению Правительства РФ пограничный, таможенный и иные виды контроля при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом могут осуществляться вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Поскольку с соответствии с договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства"*(14) государственные территории государств-участников образуют единую территорию Союзного государства (ст. 7) и единое экономическое пространство (ст. 20), постольку все виды контроля на российско-белорусской границе, включая таможенный и пограничный, отменены. В такой ситуации объективная сторона контрабанды каких-либо товаров, совершаемой на участке государственной границы Российской Федерации, сопредельном с территорией Белоруссии, теоретически может быть представлена только в перемещении указанных предметов через границу при отсутствии необходимых для этого документов (например специальных разрешений), равно как и путем использования поддельных, подложных, недействительных и т.п. документов, означающего по сути отсутствие таковых (при условии, если наличие таких документов является обязательным по действующему законодательству).
После создания Таможенного союза таможенный контроль был отменен и на российско-казахстанской границе, однако там продолжает осуществляться пограничный контроль. В связи с этим объективная сторона контрабанды лесоматериалов, совершаемая на участке государственной границы Российской Федерации, сопредельном с Казахстаном, должна отличаться от контрабанды указанных предметов, совершаемых на российско-белорусском участке государственной границы Российской Федерации. Незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере через участок границы России с Республикой Казахстан может образовывать объективную сторону контрабанды, если оно совершено одним из следующих способов:
1) помимо пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
2) с обманным использованием документов, необходимых для пересечения границы грузами, в отношении которых установлены запреты и ограничения по вывозу, а равно при отсутствии таких документов.
Что касается документов, необходимых для легального экспорта древесины и изделий из нее из Российской Федерации в другие государства, то они определены в постановлении Правительства РФ от 30 июля 2012 г. N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"*(15) и изданном во его исполнение приказе Министерства промышленности и торговли РФ от 15 августа 2012 г. N 1142 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе"*(16). Из содержания указанных нормативных правовых актов следует, что вывоз из Российской Федерации древесины в пределах утвержденных квот должен осуществляться на основании разовых лицензий, выдаваемых Минпромторгом России. Однако требование об обязательном наличии такой лицензии на экспорт лесоматериалов касается только случаев вывоза древесины за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников ТС, поэтому оно не распространяется на вывоз рассматриваемого вида стратегически важных ресурсов в Белоруссию и Казахстан. При этом в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 1 июля 2011 г. N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2011 г. N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на Государственной границе с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан"*(17) только в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены ТС единственного вида товаров - классифицируемых в 27 группе ТН ВЭД ТС (топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные), таможенное декларирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством ТС и Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"*(18) так, как если бы эти товары вывозились из Российской Федерации за пределы ТС.
В связи с этим в отсутствие в современных условиях нормативных ограничений на вывоз древесины и изделий из нее из Российской Федерации в государства - члены ТС, включая отсутствие требований о специальных разрешениях и иных документах для такого вывоза, представляется, что исключено совершение рассматриваемого вида контрабанды на участках государственной границы Российской Федерации с Белоруссией и Казахстаном путем обманного использования документов или в отсутствие каких-либо документов на лесоматериалы. Таким образом, с объективной точки зрения в современных условиях единственным деянием, совершаемым в отношении лесоматериалов на государственной границе Российской Федерации с государствами - членами ТС, которое могло бы быть квалифицировано по ст. 226.1 УК РФ, является, по нашему мнению, незаконное перемещение стратегически важных видов древесины, совершенное вне пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан.
В свете сказанного мы не разделяем позицию тех авторов, которые утверждают, что "хотя определения незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, изложенные в п. 19 ч. 1 ст. 14 ТК ТС, не распространяются по формальным причинам на незаконное перемещение наркотических средств, психотропных веществ, оружия, взрывчатых веществ и других предметов через государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза, аналогия в данной ситуации допустима" и "если же применять указанную аналогию, то под незаконным перемещением соответствующих предметов через государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза следует понимать перемещение таких предметов через государственную границу РФ с государствами - членами Таможенного союза вне установленных мест или в неустановленное место работы пограничных органов в этих местах, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, равно как покушение на такое перемещение"*(19). Как видим, в действительности характер объективной стороны контрабанды, совершаемой на участках государственной границы Российской Федерации с государствами - членами ТС, определяется не сомнительными аналогиями и теоретическими толкованиями различной терминологии, а исключительно прагматическими обстоятельствами - наличием и характером запретов и ограничений на вывоз из Российской Федерации в Белоруссию и Казахстан тех или иных товаров, включая лесоматериалы.
Субъект контрабанды общий, т.е. это любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона рассматриваемого вида контрабанды характеризуется прямым умыслом, интеллектуальный компонент которого состоит в осознании лицом противоправности перемещения лесоматериалов через границу, а волевой компонент - в желании совершения таких противоправных действий. Мотивы и цели, которыми руководствовалось виновное лицо при совершении контрабанды, на квалификацию данного преступления не влияют, но, как правило, бывают корыстными, что характерно для преступлений в сфере таможенного дела*(20).
Простой (основной) состав контрабанды стратегически важных ресурсов (ч. 1 ст. 226.1 УК РФ) относится к тяжким преступлениям. Поэтому его совершение наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
Еще более строгие меры уголовной ответственности предусмотрены за совершение квалифицированных (ч. 2 ст. 226.1 УК РФ) и особо квалифицированного (ч. 3 ст. 226.1 УК РФ) видов контрабанды древесины. Квалифицированными видами контрабанды лесоматериалов признаются деяния, выразившиеся в их незаконном перемещении через границу, сопряженном:
1) с использованием должностным лицом своего служебного положения (п. "а" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ);
2) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ).
Должностными лицами, использующими служебное положение при совершении контрабанды древесины (п. "а" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ), следует считать только тех граждан, которые, во-первых, обладают всеми признаками должностного лица, сформулированными в примечании 1 к ст. 285 УК РФ, и, во-вторых, обладают служебным положением, позволяющим незаконно перемещать через границу предметы преступления, и использовали указанное служебное положение в этих целях*(21). Соответственно, если субъект контрабанды, хотя и обладает статусом должностного лица, не использовал свои властные полномочия или служебные привилегии для совершения данного преступления, его действия не могут быть квалифицированы по п. "а" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ. Поскольку использование служебного положения должностным лицом при совершении контрабанды является частным случаем злоупотребления должностными полномочиями или их превышения, постольку по правилам преодоления конкуренции общей и специальной уголовно-правовых норм содеянное не нуждается в дополнительной квалификации по ст.ст. 285 или 286 УК РФ. При этом для квалификации контрабанды по п. "а" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ необходимо установить, что должностное лицо выступало именно в качестве исполнителя преступления, т.е. само незаконно перемещало лесоматериалы через границу. Организация, подстрекательство или оказание содействия со стороны должностного лица в совершении контрабанды стратегически важной древесины иному лицу, которое непосредственно перемещало предметы преступления через границу, должны квалифицироваться как соучастие этого должностного лица в контрабанде со ссылкой на ст. 33 УК РФ.
Вопрос о квалификации насилия, применяемого при совершении контрабанды к лицам, осуществляющим таможенный или пограничный контроль, пока не нашел однозначного разрешения в науке уголовного права и правоприменительной практике. Постановка данного вопроса предопределена несовершенством законодательной техники, поскольку, в отличие от других норм уголовного закона, в статьях о контрабанде (ст. 226.1 и 229.1 УК РФ) законодатель, используя термин "насилие", не уточнил его содержание, не указав ни характер действия (физическое или психическое насилие), ни его интенсивность (опасное или не опасное для жизни или здоровья). В связи с этим в судебно-следственной практике при квалификации насильственной контрабанды принято руководствоваться не столько признаками составов преступлений, сколько санкциями соответствующих уголовно-правовых норм. Считается, что если рассматриваемый квалифицированный вид контрабанды наказывается более строго, чем деяние, связанное с причинением вреда здоровью или посягающее на порядок управления, то содеянное надлежит квалифицировать только по п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ; а если менее строго, то действия виновного лица надлежит квалифицировать по совокупности п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ с той уголовно-правовой нормой, санкция которой предусматривает более строгое наказание за конкретный вид насилия в отношении лица в связи с его служебной деятельностью. При этом необходимо исходить из специфики субъектного состава потерпевших, предусмотренных данным квалифицированным видом контрабанды: в качестве потерпевшего по п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ может выступать только должностное лицо таможенного органа Российской Федерации или военнослужащий Федеральной пограничной службы, непосредственно осуществлявший от имени государства по долгу службы контрольные полномочия на границе (пограничный или таможенный контроль) в момент применения к нему насилия со стороны контрабандиста. Насилие в отношении указанных лиц, предшествовавшее совершению контрабанды (например, с целью побудить должностное лицо к пособничеству в незаконном перемещении лесоматериалов через границу) либо имевшее место после совершения контрабанды (например, с целью отомстить должностному лицу таможенного органа за выявление им факта незаконного перемещения древесины через границу) не может быть квалифицировано по п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ и должно получить самостоятельную уголовно-правовую оценку в зависимости от конкретных обстоятельств совершения такого общественно опасного деяния.
Для устранения существующих неясностей и расхождений в толковании п. "б" ч. 2 ст. 226.1 УК РФ представляется целесообразным изложить его в следующей редакции: "...с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль". Кроме того, необходимо дополнить ч. 3 ст. 226.1 УК РФ особо квалифицирующим признаком следующего содержания: "...с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль".
Квалифицированные виды контрабанды, предусмотренные ч. 2 ст. 226.1 УК РФ, также отнесены российским законодателем к числу тяжких преступлений и наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет или без такового.
Особо квалифицированным видом контрабанды лесоматериалов считается совершение данного преступления организованной группой (ч. 3 ст. 226.1 УК РФ). Понятие организованной группы раскрывается в ч. 3 ст. 35 УК РФ, где данная форма соучастия определяется как устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Преступное деяние, предусмотренное ч. 3 ст. 226.1 УК РФ, относится к особо тяжким преступлениям и поэтому наказывается лишением свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
Надеемся, что изложенные в настоящей статье рекомендации по квалификации контрабанды лесоматериалов будут полезными для сотрудников таможенных и иных правоохранительных органов в их практической деятельности по выявлению и расследованию таких преступлений. Полагаем, что следование предложенным рекомендациям, основанным на системном толковании действующего уголовного и таможенного законодательства, позволит сотрудникам органов дознания и предварительного следствия избежать многих ошибок в уголовно-правовой оценке соответствующих деяний, что в итоге позитивно скажется на состоянии защищенности национальной экологической и экономической безопасности.
Список литературы
1. Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Монография. М., 2003.
2. Беспалько В.Г., Тлевцежев А.Ю. Особенности квалификации контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения // Поиск: Сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 17. М., 2013.
3. Остапенко В., Морозова О. Проблемы квалификации контрабанды // Уголовное право. 2012. N 6.
4. Стус Н.В. Специальные нормы о контрабанде // Российская юстиция. 2012. N 4.
5. Сухаренко А. Борьба с контрабандой стратегических товаров и ресурсов // ЭЖ-Юрист. 2012. N 43.
6. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005.
В.Г. Беспалько,
кандидат юридических наук, профессор кафедры организации
таможенных расследований Института правоохранительной
деятельности Российской таможенной академии
"Законодательство", N 11, ноябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3207.
*(2) Там же. 2011. N 50. Ст. 7362.
*(3) Стус Н.В. Специальные нормы о контрабанде // Российская юстиция. 2012. N 4. С. 29.
*(4) См.: Сухаренко А. Борьба с контрабандой стратегических товаров и ресурсов // ЭЖ-Юрист. 2012. N 43. С. 10.
*(5) СЗ РФ. 2012. N 38. Ст. 5133.
*(6) СПС "Гарант".
*(7) См.: постановление 23-го Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. "Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям" // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР (РФ) по уголовным делам. М., 1999. С. 6.
*(8) Комментарий начальника Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока К. Бондарева // Таможня. Информационно-аналитическое обозрение. 2013. N 8 (319). С. 13.
*(9) См.: Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации (данные за 12 месяцев 2012 г.). М., 2013. С. 3-4.
*(10) См.: Сухаренко А. Указ. соч. С. 10.
*(11) См.: Таможня. Информационно-аналитическое обозрение. 2013. N 8 (319). С. 19.
*(12) См.: Информационно-аналитический обзор правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации (данные за 12 месяцев 2012 г.). С. 11.
*(13) СПС "Гарант".
*(14) СЗ РФ. 2000. N 7. Ст. 786.
*(15) Там же. 2012. N 33. Ст. 4677.
*(16) Российская газета. 2012. 5 сентября. N 203.
*(17) СЗ РФ. 2011. N 29. Ст. 4463.
*(18) Там же. 2010. N 48. Ст. 6252.
*(19) Остапенко В., Морозова О. Проблемы квалификации контрабанды // Уголовное право. 2012. N 6. С. 50.
*(20) См.: Беспалько В.Г. Доказывание по делам о контрабанде: Монография. М., 2003. С. 82; Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005. С. 240.
*(21) См. подробнее: Беспалько В.Г., Тлевцежев А.Ю. Особенности квалификации контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения // Поиск: Сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности. Вып. 17. М., 2013. С. 56-63.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовная ответственность за контрабанду лесоматериалов
Автор
В.Г. Беспалько - кандидат юридических наук, профессор кафедры организации таможенных расследований Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2013, N 11