Гражданин России проживает (арендует жилье) и работает на предприятии в Республике Беларусь. С заработной платы никакие удержания не производятся, так как он является гражданином России.
Как ему будет начисляться пенсия в будущем? В какой стране он будет иметь право на начисление пенсии?
В соответствии со ст. 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992), в котором участвуют, в частности, Российская Федерация и Республика Беларусь, пенсионное обеспечение граждан и членов их семей государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Также между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24.01.2006, далее - Договор), устанавливающий для своих участников специальный порядок пенсионного обеспечения граждан*(1). Отдельные вопросы применения норм Договора разрешены во Временном порядке реализации отдельных статей Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (утвержден Пенсионным фондом РФ 27.07.2007 N 2 и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 27.07.2007 N 06-01/3394п) и в Соглашении между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством финансов Республики Беларусь о применении Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 (Минск, 15.03.2011, далее - Соглашение).
Так, согласно ст. 23 Договора право граждан на пенсионное обеспечение может быть реализовано по одному из следующих вариантов:
1) назначение и выплата трудовой пенсии за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, осуществляется по законодательству и за счет средств страны проживания; за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, - по законодательству и за счет средств каждой из Договаривающихся Сторон, на территории которой этот стаж приобретен;
2) по желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений Договора. Однако такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации гражданин РФ может получать трудовую пенсию в России по законодательству Российской Федерации, а именно в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). Для этого гражданину необязательно возвращаться в Россию: проживая в Белоруссии, он может подать заявление о назначении пенсии и необходимые документы*(2) в Пенсионный фонд РФ через территориальный орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (ст. 10 Соглашения).
Если же гражданин РФ не изъявит желание получать пенсию без применения положений Договора, то он может претендовать на получение трудовой пенсии как в России, так и в Белоруссии соответственно приобретенному на территориях данных государств страховому стажу. Для этого, как следует из ст. 9 Соглашения, он должен обратиться с заявлением о назначении пенсии и необходимыми документами в компетентный орган (организацию) страны своего проживания: в России - территориальный орган Пенсионного фонда РФ, в Белоруссии - территориальный орган Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Указанный компетентный орган (организация) назначит и выплатит пенсию гражданину за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории государства проживания, и (или) за страховой (трудовой) стаж, приобретенный до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР (если соответствующий стаж достаточен по законодательству государства проживания для назначения пенсии). А учитывая наличие у гражданина страхового (трудового) стажа на территории другой Договаривающейся Стороны, названный компетентный орган (организация) также обязан препроводить необходимые для назначения пенсии документы в компетентный орган (организацию) другой Договаривающейся Стороны. Последний назначит и выплатит пенсию гражданину за страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории этой Договаривающейся Стороны (если соответствующий стаж достаточен по законодательству этого государства для назначения пенсии).
К сведению:
1. Согласно п. 1 ст. 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
При этом под страховым (трудовым) стажем понимается период, учитываемый согласно законодательству каждой из Договаривающихся Сторон при определении права на пенсии и пособия по государственному социальному обеспечению и обязательному (государственному) социальному страхованию и их размеров, а также при конвертации пенсионных прав по законодательству Российской Федерации (пп. 11 п. 1 ст. 1 Договора). Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию (п. 2 ст. 11 Договора).
Следовательно, при решении вопроса о включении периодов работы гражданина на территории Республики Беларусь в страховой стаж для назначения российской трудовой пенсии будут применяться положения п. 2 ст. 10 Закона N 173-ФЗ, согласно которым в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполняемой за пределами территории РФ, если это предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Поскольку ни законодательство РФ, ни международные договоры РФ, в том числе Договор, не предусматривают иного, периоды работы гражданина на территории Республики Беларусь включаются в страховой стаж для назначения российской трудовой пенсии только при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Аналогичной позиции придерживаются и правоприменительные органы: смотрите, к примеру, разъяснения Отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области на официальном сайте органа по адресу: http://www.pfrf.ru/ot_kostr/all_pens/18825.html.
2. Порядок назначения пенсий в Республике Беларусь регулируется нормами законодательства этого государства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
13 января 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно общим принципам толкования международных актов при коллизии норм двустороннего и многостороннего международных договоров большую силу имеет норма двустороннего договора.
*(2) Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержден постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 N 16/19па.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.