Администрация сельского поселения осуществляет подготовку пакета документов для проведения электронных аукционов на право заключить муниципальные контракты на ремонт пешеходной дорожки и карточный ремонт дорог. Данные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Финансирование работ осуществляется за счет бюджета сельского поселения из доходов от уплаты акцизов.
Какой метод обоснования начальной максимальной цены контракта необходимо использовать в данной ситуации? Является ли правомерным использование проектно-сметного метода при отсутствии проектной документации на выполнение данных работ, а в качестве обоснования - использование подготовленных администрацией сельского поселения локальных ресурсных сметных расчетов?
К сожалению, однозначный ответ на вопрос, какой метод использовать для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в большинстве случаев, включая и рассматриваемый, дать невозможно в принципе. Поясним почему.
Прежде всего напомним, что Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) вступил в силу только с 1 января 2014 года. Поэтому правоприменительная практика по применению указанного Закона отсутствует, официальных разъяснений по указанному вопросу, насколько нам известно, также еще не издавалось, мы можем высказать только своё экспертное мнение по нему.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных указанным Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов, перечисленных в названной норме.
Приоритетным, используемым по умолчанию методом для определения и обоснования НМЦК в соответствии с ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных ч.ч. 7-11 той же статьи. Он заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч. 2 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Нормативный метод в настоящее время не применяется ввиду того, что не вступила в силу ст. 19 Закона N 44-ФЗ и отсутствуют установленные в соответствии с ней требования к закупаемым товарам, работам, услугам, предусматривающие установление предельных цен товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами (ч. 8 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).
То есть оба эти способа в данной ситуации не могут быть применены.
Проектно-сметный метод в соответствии с ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ применяется при определении НМЦК на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Как видим, п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ говорит о применении проектно-сметного метода для определения НМЦК только на выполнение работ по капитальному ремонту, а следовательно, применение его для определения НМЦК на выполнение иных работ на объектах капитального строительства, в том числе, например, по текущему ремонту, не обязательно. Более того, исходя из буквального прочтения указания ч. 6 ст. 22 Закона N 44-ФЗ о применении иных методов, помимо метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), только в случаях, прямо установленных ч.ч. 7-11 той же статьи, использование проектно-сметного метода для определения НМЦК на выполнение каких-либо работ, помимо работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, недопустимо. Эту позицию разделяют представители Государственной инспекции по контролю в сфере закупок Камчатского края (http://www.kamchatka.gov.ru/print.php?cont=news_info&menu=&menu2=0&news_ id=28882&st=).
Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Он используется в случае невозможности применения вышеуказанных методов или в дополнение к иным методам (ч. 10 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации применить затратный метод заказчик сможет, только если невозможно применить метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Из приведенной выше ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ следует, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не может быть применен, если на рынке отсутствуют идентичные товары, работы, услуги, планируемым к закупкам, или при их отсутствии однородные товары, работы, услуги. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг производится в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567.
Если применение метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) по указанным причинам будет невозможно и также будет невозможно использование затратного метода, то на основании ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе применить иные методы. Однако в таком случае в обоснование цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, заказчик обязан включить обоснование невозможности применения, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ методов.
Полагаем, что определение НМЦК путем составления сметы, без составления проекта, которое обязательно только как раз в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту (п. 1 ст. 743 ГК РФ), также может рассматриваться как применение иного, не предусмотренного Законом N 44-ФЗ, метода определения НМЦК (условно, "сметный метод"). При этом, исходя из вышеприведенных норм, его применение, безусловно, должно быть обосновано невозможностью применения ни метода сопоставимых цен, ни затратного метода. Также, на наш взгляд, исходя из ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе использовать этот метод в сочетании с другими предусмотренными законом, например методом сопоставимых цен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
22 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.