Бюджетное учреждение осуществляет закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При проведении мероприятий очень часто по статье КОСГУ 290 закупаются подарки, цветы и т.п. для вручения участникам мероприятий.
Подпадают ли эти закупки под действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Такие закупки должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Обоснование позиции:
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, далее - Указания N 65н) отмечается, что на статью 290 КОСГУ относятся расходы, не связанные с приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений.
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 18 БК РФ). То есть она не предназначена для классификации товаров, работ, услуг, закупаемых заказчиками, на предмет того, относятся они или нет к государственным или муниципальным нуждам.
В качестве примера, иллюстрирующего возможность применения статьи 290 КОСГУ при закупках товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд, приведем следующий.
Код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков и содержит, помимо иных кодов (кодов главного распорядителя, раздела, подраздела, целевой статьи), код КОСГУ и код вида расходов. Код КОСГУ отражается в 18-20 разрядах (последние три знака кода классификации), а код вида расходов отражается в 15-17 разрядах (предпоследние три знака классификации) (подраздел 1 раздела III "Классификация расходов бюджетов" Указаний N 65н).
Группа видов расходов 200 предназначена для отражения (с учетом установленной в ней детализации по подгруппам и элементам) расходов бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, на закупку товаров, работ и услуг (включая аренду имущества) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, если иное не предусмотрено Указаниями N 65н.
Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления (Приложение 5 к Указаниям N 65н) (п. 5.1 этих же Указаний). Из этой Таблицы следует, что код КОСГУ 290 может применяться в сочетании с группой видов расходов 200, например, по коду вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Несмотря на то, что виды расходов в настоящее время применяются только казенными учреждениями и государственными (муниципальными) органами, на наш взгляд, этот пример свидетельствует о том, что расходы по статье 290 КОСГУ могут относиться к закупкам для государственных (муниципальных) нужд и формулировка к статье 290 КОСГУ в Указаниях N 65н о том, что на данную статью относятся расходы, не связанные с приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, является неудачной.
Таким образом, отнесение расходов на приобретение товаров к коду КОСГУ 290 само по себе не означает, что приобретение таких товаров не предназначено для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 указанного Закона (далее - контракт) (ч. 1 ст. 1 того же Закона).
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения все закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств осуществляют в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 той же статьи, согласно которой бюджетные учреждения могут осуществлять закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при наличии положения о закупках, принятого бюджетным учреждением и размещенного до 1 апреля 2014 года (ч. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ) на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов, в трех случаях:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Таким образом, если положение о закупках размещено в установленном порядке, то Закон N 44-ФЗ применяется при осуществлении указанных в вопросе расходов за счет субсидий, предоставленных в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Если же положение о закупках до 1 апреля 2014 года не размещено, то все закупки бюджетного учреждения осуществляются в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
В заключение отметим, что изложенная выше позиция является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями Вы можете обратиться в компетентные органы.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
23 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.