Должен ли заказчик в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и в конкурсной документации установить к участникам закупки дополнительные требования, приведенные в п. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, перечисленные в данной норме. Из данной нормы не следует, что заказчик имеет право по своему усмотрению устанавливать или не устанавливать такие требования либо устанавливать только часть этих требований. Указание "заказчик устанавливает требования" означает обязанность заказчика установить в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке требования к участникам закупки, обозначенные в пп. 1-7 и 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ*(1). Требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности должно быть установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (пп. 8 п. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). В иных случаях это требование не устанавливается.
В случае установления Правительством РФ в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 указанной статьи).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В настоящее время дополнительные требования установлены к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089).
Перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден тем же постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) таких товаров (работ, услуг) производится в форме конкурса с ограниченным участием (п. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, указанных в данном Перечне, заказчик обязан установить в извещении о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсной документации дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с п. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089.
В иных случаях устанавливать дополнительные требования к участникам закупки заказчик в настоящее время не должен.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
24 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что некоторая неоднозначность, возможно, имеется в отношении требования, установленного п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: правомочность участника закупки заключать контракт.
Законодательство никак не определяет понятие "правомочность".
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг приводятся следующие разъяснения:
"Под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц).
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (пункт 3 статьи 49, пункт 8 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (статья 21 Гражданского кодекса Российской Федерации), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке, установленном статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке.
Таким образом, в зависимости от лица, являющегося участником закупки, документами, подтверждающими правомочность такого лица заключить контракт являются:
копия выписки из ЕГРЮЛ (для юридического лица);
копия выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);
копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица)" (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/qa/view.html?pageNo=2&searchPhrase =&rubricId=42&categories=FZ44&_categories=on&_categories=on&_categories=o n&_categories=on).
Аналогичные по сути разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 14.03.2014 N Д28и-275.
Вместе с тем в отсутствие законодательного определения термина "правомочность участника закупки" нельзя исключить возможность иного толкования требования п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Более подробно смотрите также Вопрос: Что понимается под "правомочностью" в п. 2 части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2014 г.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.