В 2013 году в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был заключен контракт на строительство лаборатории. Срок исполнения контракта - 15.12.2014. Контракт исполнен не был. В данный момент в арбитражном суде рассматривается дело о расторжении данного контракта. У сторон имеется спор по стоимости выполненных работ. Судебные разбирательства могут затянуться на несколько месяцев, а для обеспечения нормальной работы учреждения необходимо как можно скорее достроить эту лабораторию.
Может ли учреждение-заказчик заключить новый контракт на строительство лаборатории до момента расторжения старого контракта?
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) к отношениям, возникшим до дня вступления в силу этого Закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено той же его ст. 112. Поскольку расторжение контракта в описанной ситуации осуществляется после вступления в силу Закона N 44-ФЗ, представляется очевидным, что к складывающимся в результате этого отношениям, правам и обязанностям применяется именно этот Закон.
Закон N 44-ФЗ не предусматривает ни права, ни обязанности заказчика заключить контракт с каким-либо участником процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по итогам которой был заключен контракт, расторгнутый по решению суда. Более того, данная ситуация этим Законом не урегулирована вовсе. Фактически законом предусмотрены последствия расторжения контракта только вследствие одностороннего отказа одной из сторон от его исполнения. В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (п. 6 ч. 2 ст. 83, ч.ч. 9, 17 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В случае же расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта согласно ч. 24 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями этого Закона. Полагаем, что последний подход вполне логично применять и в других случаях расторжения контракта - по решению суда или по соглашению сторон, поскольку такое развитие событий само по себе следует из общих основ Закона N 44-ФЗ и простой логики. Фактически норму ч. 24 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно считать избыточной. Возможно, она внесена в закон именно для того, чтобы подчеркнуть, что в данном случае - в отличие от расторжения вследствие отказа заказчика от исполнения контракта - нет исключения из общего порядка закупки, предполагающего по умолчанию проведение конкурса и лишь в указанных в самом Законе N 44-ФЗ случаях - иных способов закупки (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 этого Закона). Соответственно, из того же принципа и отсутствия специального указания на исключение из него следует вывод, что в случае расторжения контракта по решению суда или по соглашению сторон закупка товаров, работ, услуг, оставшихся не поставленными, не выполненными, не оказанными по расторгнутому контракту, осуществляется в общеустановленном порядке.
Что касается возможности проведения закупки до момента расторжения контракта, то ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ, на котором исходя из ч. 1 ст. 2 этого Закона он основан, прямого запрета не установлено. Однако следует обратить внимание на норму п. 1 ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик вправе провести запрос котировок независимо от суммы контракта в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств или топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к его нарушению. По смыслу данной нормы, она устанавливает исключение из общего правила. Отсюда можно сделать вывод, что по общему правилу закупка товаров, работ, услуг, не поставленных, не выполненных, не оказанных по ранее заключенному контракту, возможна только после расторжения этого контракта.
Следует признать, что каких-либо негативных последствий закупки каких-либо товаров, работ, услуг, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом действующего контракта, законодательством не предусмотрено. Однако следует помнить, что обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с законом и условиями самого обязательства (ст. 309 ГК РФ). Заказчик по контракту на выполнение работ обязан принять результат выполненных работ и оплатить их, а подрядчик вправе требовать от него таких приемки и оплаты (ст.ст. 702, 720, 753 ГК РФ). Соответственно, заказчик, разместивший заказ до расторжения ранее заключенного контракта, несет риск предъявления подрядчиком по существующему контракту соответствующих требований.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
30 апреля 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.