Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 12. Подпрограмма 1
"Завершение строительства по инвестиционным контрактам"
Паспорт подпрограммы
Ответственный исполнитель |
Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства Департамент градостроительной политики города Москвы |
Соисполнители |
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Департамент экономической политики и развития города Москвы. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Департамент строительства города Москвы. |
Цель подпрограммы |
Завершение жилищного строительства по заключенным инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы. |
Задачи подпрограммы |
1. Организация строительства по действующим инвестиционным контрактам для их завершения в 2013 году. 2. Формирование по результатам работы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы реестра инвестиционных контрактов в жилищной сфере и планов-графиков работ по контролю за завершением строительства. 3. Анализ обеспеченности инвестиционных объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктурами, парковочным пространством. 4. Межотраслевая координация по подготовке транспортной, инженерной и социальной инфраструктур для обеспечения территорий планируемого строительства жилья, в т.ч. осуществляемого по инвестиционным контрактам. |
Показатели (целевые индикаторы) подпрограммы |
1. Завершение жилищного строительства по инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы в соответствии с планом-графиком, %. Строительство жилых домов, предназначенных для граждан - соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками, %. 2. Выполнение анализа обеспеченности объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, парковочным пространством, объектов шт.,% от общего числа объектов. 3. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, транспортной инфраструктурой,% выполнения по плану-графику. 4. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной инфраструктурой,% выполнения по плану-графику. 5. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам социальной инфраструктурой,% выполнения по плану-графику. 6. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, парковочным пространством,% выполнения по плану-графику. |
Этапы и сроки реализации |
Подпрограмма включает ежегодные мероприятия и выполняется в один этап: 01.01.2012 - 31.12.2016. Мероприятие 1.1. должно быть завершено 31.12.2013. |
Объем бюджетных ассигнований |
Расходы в сумме 5000000,0 тыс. руб. предусмотрены Департаменту градостроительной политики города Москвы (целевая статья 05 А 0000 в разделе 0412) для обеспечения жильем граждан - соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
1. Строительство по инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы, поддержанным Градостроительно-земельной комиссией города Москвы, завершено (100%). Строительство жилых домов, предназначенных для граждан - соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками, завершено (100%). 2. Анализ обеспеченности объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, парковочным пространством, выполнен на 100%. 3. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены транспортной инфраструктурой (на 100%). 4. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены инженерной инфраструктурой (на 100%). 5. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены социальной инфраструктурой (на 100%). 6. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены парковочным пространством (на 100%). |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Сферой реализации подпрограммы является важный и наиболее крупный сегмент жилищного строительства в Москве - строительство жилых домов за счет внебюджетных средств (средств инвесторов) по инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы. В целом, за 2000 - 2010 гг. в Москве за счет всех источников финансирования было введено 42 млн жилья, в т.ч. за счет городского бюджета - 13 млн (30%), за счет внебюджетных источников - 70%.
Доля внебюджетных источников (преимущественно по инвестиционным контрактам с Правительством Москвы) стабильно превышает 70% (за исключением кризисного 2008 года):
2000 - 87,8% |
2006 - 77% |
2001 - 91,9% |
2007 - 70,8% |
2002 - 89,5% |
2008 - 57,6% |
2003 - 79,5% |
2009 - 70,3% |
2004 - 75,5% |
2010 - 72,2% |
2005 - 76% |
2011 (1-е полугодие) - 74,6% |
В 1-м полугодии 2011 года введено 834 тыс. жилья, в т.ч. 212 тыс. за счет горбюджета (25,4%).
Структурно инвестиционные контракты (ИК) включают ИК с долей города в натуральном выражении (21% от планируемого в 2011 году суммарного ввода*(2)), ИК с долей города (14,2%). Существенную долю от общего, планируемого в 2011 году ввода жилья составляют дома с целевым назначением (12,7%), коммерческие дома ДДМС и др. (5,3%).
Массовая реализация инвестиционных проектов в Москве за последнее десятилетие привела к появлению двух групп проблем. Первая группа связана с накопившимися нарушениями градостроительных пропорций, переуплотнением застройки и несбалансированностью объемов жилищного и других (транспортного, инженерного, социального) видов строительства. Расчет соотношения затрат на собственно жилищное строительство и затрат на необходимые условия для него (социальные, транспортные, инженерные) по Среднесрочной программе жилищного строительства Москвы на 2006 - 2010 гг. (см. постановление Правительства Москвы от 18.04.2006 N 268-ПП "О среднесрочной программе жилищного строительства в городе Москве на период 2006 - 2008 гг. и заданиях до 2010 года в целях реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России") дает пропорцию 1:2. То есть на каждый рубль, вложенный в жилищное строительство, требуется 2 рубля вложить в инфраструктуру. Эта пропорция соблюдалась менее чем на 50%.
Вторая группа проблем связана с низким организационным уровнем и недостаточным уровнем контроля за реализацией инвестиционного строительства. По трети ИК в настоящее время не соблюдены согласованные сроки выполнения, в 25% случаев инвесторы задерживают оформление актов реализации, имеются ИК с неоформленными земельно-правовыми отношениями. Эта ситуация лишь отчасти может быть объяснена рыночным характером этого сектора и мировым финансовым кризисом.
Предварительный анализ ожидаемых результатов работы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы свидетельствует о том, что большая часть ИК по жилищному строительству (в т.ч. связанному со сносом 5-этажных зданий первого периода индустриального домостроения) будет подтверждена или пролонгирована. Потенциальный выход новых площадей по завершаемым ИК составит порядка 8,9 млн кв. м.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и контрольных этапов реализации подпрограммы
Приоритетами государственной политики в сфере инвестиционного жилищного строительства в городе Москве являются:
- скрупулезная инвентаризация инвестиционных контрактов по жилищному строительству с анализом их градостроительной целесообразности, обеспечения транспортной, инженерной, социальной инфраструктурами, парковочным пространством, состояния выполнения, соблюдения и адекватности контрактных условий;
- формирование перечня ИК в жилищной сфере, подлежащих завершению;
- завершение строительства по инвестиционным контрактам;
- обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, парковочным пространством.
Цель подпрограммы - завершить строительство жилых объектов по заключенным инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы.
Задачи подпрограммы:
1. Организация строительства по действующим инвестиционным контрактам для их завершения в 2013 году.
2. Формирование по результатам работы Градостроительно-земельной комиссии города Москвы реестра инвестиционных контрактов в жилищной сфере и планов-графиков работ для контроля завершения строительства.
3. Анализ обеспеченности инвестиционных объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктурами, парковочным пространством.
4. Межотраслевая координация по подготовке транспортной, инженерной и социальной инфраструктур для обеспечения территорий планируемого строительства жилья, в т.ч. осуществляемого по инвестиционным контрактам.
Показатели (целевые индикаторы) достижения цели и решения задач:
1. Завершение строительства жилых зданий по инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы в соответствии с планом-графиком,%.
2. Выполнение анализа обеспеченности объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, парковочным пространством, объектов шт.,% от общего числа объектов.
3. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, транспортной инфраструктурой,% выполнения по плану-графику.
4. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной инфраструктурой,% выполнения по плану-графику.
5. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам социальной инфраструктурой,% выполнения по плану-графику.
6. Обеспечение объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, парковочным пространством,% выполнения по плану-графику.
Ожидаемые конечные результаты подпрограммы:
1. Строительство по инвестиционным контрактам с участием Правительства Москвы, поддержанным Градостроительно-земельной комиссией города Москвы завершено (100%).
2. Анализ обеспеченности объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, парковочным пространством выполнен на 100%.
3. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены транспортной инфраструктурой (на 100%).
4. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены инженерной инфраструктурой (на 100%).
5. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены социальной инфраструктурой (на 100%).
6. Объекты, строящиеся по инвестиционным контрактам, к моменту ввода в эксплуатацию обеспечены парковочным пространством (на 100%).
Подпрограмма включает ежегодные мероприятия и выполняется в один этап: 01.01.2012 г. - 31.12.2016 г.
III. Характеристика мероприятий подпрограммы
Подпрограмма включает 2 мероприятия.
Мероприятие 1.1. Контроль завершения действующих инвестиционных контрактов в 2013 г.
Ответственный исполнитель - Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Департамент градостроительной политики города Москвы.
Реализация данного мероприятия соответствует функциональным обязанностям Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. Массив инвестиционных контрактов для контроля формируется в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 25-ПП "О мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов с участием Правительства Москвы".
Вопросы продолжения реализации инвестиционных контрактов, завершения их реализации, оформления соответствующих актов, продления сроков реализации, целесообразности дальнейшей реализации инвестиционных контрактов (включая соглашения с префектурами) выносятся на рассмотрение Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. Полная инвентаризация инвестиционных контрактов должна быть выполнена до 1 апреля 2012 года. На этой основе будут сформированы планы работ по контролю за завершением строительства объектов жилищной сферы.
Особую группу объектов контроля составляют инвестиционные контракты, по которым предусмотрен снос оставшихся жилых домов первого периода индустриального домостроения на месте будущего строительства. Данное мероприятие в этой части предусматривает процедуры поэтапного контроля: отселение, снос, новое строительство.
Кроме того, в 2012 году Департаменту градостроительной политики города Москвы выделены средства в размере 5000000,0 тыс. рублей на предоставление субсидии ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" для завершения строительства по инвестиционным контрактам.
Данные бюджетные ассигнования будут направлены на строительство жилых домов общей площадью квартир более 70 тыс. кв.м в целях обеспечения граждан - соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками.
Мероприятие 1.2. Анализ обеспеченности объектов, строящихся по инвестиционным контрактам, инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, парковочным пространством
Ответственный исполнитель - Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
Реализация данного мероприятия предусматривает следующие виды работ:
1. Контроль за своевременностью и полнотой оплаты инвесторам долевого участия в развитии транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.
2. Контроль за комплексностью инвестиционных проектов с точки зрения транспортной доступности и обеспечения парковочным пространством.
3. Анализ обеспеченности инвестиционных объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктурами, парковочным пространством с применением в необходимых случаях информационно-картографических технологий. Подготовка предложений в адресную инвестиционную программу города Москвы по необходимым для функционирования инвестиционным объектам, обеспечивающих развитие транспортной, социальной, инженерной инфраструктур.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Реализация подпрограммы обусловлена выполнением постановления Правительства Москвы от 2 февраля 2011 г. N 25-ПП "О мерах по завершению реализации инвестиционных контрактов с участием Правительства Москвы", решениями Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Для реализации подпрограммы могут понадобиться дополнительные меры государственного регулирования: правового, финансового и организационного характера, обеспечивающие практическое достижение цели и решение задач.
Меры правового регулирования включают в себя:
- разработку и принятие законов города Москвы, направленных на создание необходимых условий и механизмов реализации подпрограммы, в частности, на правовое обеспечение развития частно-государственного партнерства;
- корректировку существующей законодательной базы города Москвы с учетом поставленных в подпрограмме задач;
- разработку и принятие подзаконных нормативных правовых актов прямого действия, в частности:
- распорядительных документов Правительства Москвы в земельно-правовой сфере;
- распорядительных документов Правительства Москвы и соглашений с инвесторами.
Финансовые меры включают разработку новых экономических механизмов, принятие изменений в законодательстве, обеспечивающих их введение, в частности, по вопросам:
- ужесточения штрафных санкций за сверхнормативную продолжительность строительства объектов и невыполнение контрактных обязательств с городом;
- выработки финансовых условий для досудебного урегулирования спорных вопросов с инвесторами.
Организационные меры включают комплекс последовательных и взаимосвязанных действий, направленных на координацию всех вовлеченных в реализацию подпрограммы субъектов, в частности:
- координацию претензионной работы органов государственной власти с инвесторами;
- кадровое усиление служб, организующих судебные процедуры при расторжении и изменении условий инвестиционных контрактов;
- координацию работ по проектированию и строительству за счет бюджета Москвы объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктур и парковочного пространства для инвестиционных объектов.
Подпрограмма не предусматривает оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг (работ).
V. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования - 5000000,0 тыс. руб.
Мероприятие 1.1. соответствует функциональным обязанностям Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
Расходы в сумме 5000000,0 тыс. руб. предусмотрены Департаменту градостроительной политики города Москвы по целевой статье 05 А 0000.
Бюджетные ассигнования будут направлены на строительство жилых домов в целях обеспечения квартирами граждан - соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками.
Для решения данного вопроса необходимо построить более 70 тыс. кв.м жилой площади. Кроме того, выделенные бюджетные средства будут направлены на выкуп и снос имущества собственников на подлежащем застройке земельном участке.
VI. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками
Рассматриваются следующие виды рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации подпрограммы:
- финансово-экономические риски;
- нормативно-правовые риски;
- социальные риски;
- информационные риски.
Финансово-экономические риски связаны, во-первых, с влиянием международных и российского финансовых рынков на инвесторов, возможным отсутствием у них собственных или заемных средств для своевременного завершения ИК, во-вторых, с нехваткой бюджетных средств по годам реализации подпрограммы для обеспечения инвестиционных объектов необходимыми транспортной, инженерной и социальной инфраструктурами, а также парковочным пространством. Управление этими видами рисков будет обеспечено в рамках действующей структуры управления в городе с учетом обязательного страхования инвесторами финансовых рисков, мониторинга ситуации исполнителем подпрограммы и оперативного реагирования.
Нормативно-правовые риски связаны с возникновением проблем при пересмотре действующих инвестиционных контрактов, согласовании условий их расторжения или завершения, возникновением и затягиванием судебных процедур при пересмотре, расторжении ИК. Кроме того, возможны сложные в правовом отношении ситуации с держателями ИК, когда решение вопросов выходит за рамки выполнения данной подпрограммы. К таким вопросам, в частности, относится "замораживание" строительства высотного жилого здания в районе Владыкино до принятия решения о приемлемости "Нового (высотного) кольца Москвы" в рамках ГП "Градостроительная политика".
Управление данным видом рисков будет обеспечено в рамках действующей структуры управления в городе за счет координации государственных программ и их качественного экспертно-аналитического сопровождения.
Социальные риски связаны с возможным инициированием отдельными инвесторами протестных выступлений персонала и рабочих в связи с задержками заработной платы из-за расторжения контрактов и судебных процедур.
Управление данной группой рисков будет обеспечено за счет максимальной прозрачности, публичности, открытости и понятности принимаемых градостроительных решений.
Также социальные риски связаны с невыполнением городом взятых на себя обязательств по обеспечению жилыми помещениями "обманутых дольщиков".
Управление данными рисками будет осуществляться посредством контроля органами исполнительной власти города Москвы за проектированием и строительством жилых домов с целевым назначением для пострадавших граждан.
Информационные риски связаны с организацией информационного взаимодействия между органами исполнительной власти, достаточностью и достоверностью информации для принятия управленческих решений. К этому виду рисков относится координация работ по транспортному, инженерному, социальному обеспечению объектов строительства.
Управление информационными рисками будет обеспечено за счет расширенного применения общегородских информационных систем, информационно-картографических технологий и интернет-технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.