Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 6
Сценарии развития сферы реализации Государственной программы. Описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы
При разработке Программы рассматривались три возможных сценария развития ситуации с жилищным строительством в Москве (табл. 6.1.):
1) директивный сценарий предусматривает в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" выполнение рекомендаций Министерства регионального развития РФ по объемным показателям ввода жилья;
2) оптимистический сценарий основывается на прогнозных оценках по росту численности постоянного населения Москвы, предусматривает достижение в 2016 году уровня жилищной обеспеченности в Московском регионе - 24,2 кв. м на 1 человека, исходит из сохранения темпов сноса 5-этажного жилого фонда с переходом с 2015 г. к домам "несносимых" серий;
3) реалистический сценарий учитывает лимитированные объемы жилищного строительства за счет городского бюджета и предварительный анализ действующих инвестиционных контрактов.
Таблица 6.1
Прогнозные сценарии развития жилищного строительства в городе Москва (ввода жилья)
Ввод жилья (млн. кв.м) по годам реализации Программы |
Примечание |
|||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Итого: |
|
Сценарий N 1 (директивный) | ||||||
2,71 |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
3,00 |
14,71 |
Рекомендации министерства регионального развития по объему ввода жилья для Москвы в соответствии с ФЦП "Жилище" |
Сценарий N 2 (оптимистический) | ||||||
2,91 |
2,91 |
2,91 |
2,92 |
2,92 |
14,57 |
Для достижения уровня жилищной обеспеченности 24,2 кв. м/чел. (установлено ФЦП "Жилище" в целом по РФ) по Московскому региону (Москва и Московская область) требуется иметь в 2016 году жилищный фонд в объеме 471,9 млн кв. м. Для этого прирост жилищного фонда в пределах города Москвы за 2012 - 2016 гг. должен составить 11,95 млн кв. м. Учитывая необходимую компенсацию сносимого жилья (ветхие и аварийные дома, технологический снос, снос 5-этажек, реновацию жилого фонда) в объеме 2,62 млн кв. м, расчетный объем жилищного строительства составляет 14,57 млн кв. м. |
Сценарий N 3 (реалистический) | ||||||
2,54 |
2,54 |
2,54 |
2,54 |
2,54 |
12,70 |
Ввод жилья осуществляется за счет горбюджета и по инвестиционным контрактам. В соответствии с проектом АИП ввод жилья по горбюджету планируется в объеме: 3,80 млн кв. м: 2012 г. - 0,760 млн кв. м, 2013 г. - 0,760 млн кв. м 2014 г. - 0,760 млн кв. м, 2015 г. - 0,760 млн кв. м, 2016 г. - 0,760 млн кв. м. В установленном Правительством Москвы порядке выполняется анализ действующих инвестиционных контрактов (рассмотрено 176 контрактов по жилищному строительству, что составляет ориентировочно 34,2% от их общего числа). Подтверждены 133 контракта на 3,04 млн кв. м, что составляет 71% от рассмотренных. При сохранении этих пропорций суммарный объем подтвержденных инвестиционных контрактов оценивается в 8,9 млн кв. м, или 1,78 млн кв. м/ежегодно. |
В соответствии с первым сценарием жилищное строительство в городе Москве рассматривается, исходя из общих требований к регионам, а объемные показатели определяются в рамках решения общефедеральных задач без учета особенностей Москвы и специфики развития Московского региона.
Второй сценарий предполагает сочетание федеральных требований к уровню жилищной обеспеченности с особенностями Московского региона и учитывает действующие и планируемые городские программы по сносу некомфортного жилья (таблица 6.2).
Таблица 6.2
Сводный расчет объемов ввода жилья по оптимистическому сценарию (тыс. кв. м)
Основание для расчета |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2012 - 2016 |
Примечание |
Целевой прирост жилищного фонда |
2390 |
2390 |
2390 |
2390 |
2390 |
11950 |
Цель: обеспеченность 24,2кв. м на 1 человека в Московском регионе (задание ФЦП "Жилище"). Потребность в жилищном фонде: (12 млн чел. + 7,5 млн чел.) х 24,2 кв. м = 471,9 млн кв. м. Расчет необходимого прироста фонда в Москве 471,9 - 242,5 (МО) - 215,5 (сущ.) = 13,9 млн кв. м. Необходимый прирост за 2012 - 2016 гг. 13,9 - 1,95 (2,2 ввод 2011 г. - 0,2521 выбытие за счет сноса в 2011 г.) = 11,95 млн кв. м. |
Снос аварийных и ветхих домов, технологический снос, маневренный фонд |
85 |
90 |
90 |
100 |
100 |
465 |
Экспертный анализ на основании опыта предыдущих лет. |
Снос 5-этажек бюджет |
257,5 |
197,3 |
182,9 |
- |
- |
637,7 |
В соответствии с данными ДГП: 2012 г. - 72 дома, 2013 г. - 53 дома, 2014 г. - 58 домов. |
небюджет |
177,3 |
233,0 |
247,7 |
|
|
658 |
1547,8 (общий объем сноса) - (252,1 + 637,7 + (снос за счет бюджета) = 658,0 тыс. кв. м. Снос необходим за три года. 177,3 + 233,0 + 247,7 = 658,0 |
Снос домов "несносимых" серий |
- |
- |
- |
430 |
430 |
860 |
Экспертная оценка. Объем сноса в 2015 - 2016 гг. на уровне предыдущих лет. |
Расчетный ввод |
2909,8 |
2910,3 |
2910,6 |
2920,0 |
2920,0 |
14 570,7 |
|
По второму сценарию объемы ввода жилья определяются расчетным путем. Целью жилищного строительства в соответствии с ФЦП "Жилище" является достижение к расчетному сроку жилищной обеспеченности 24,2 кв. м на 1 человека. В условиях Московского мегаполиса этот целевой показатель достижим применительно к Москве и Московской области вместе (с учетом фактического расселения и мест приложения труда, наличия у многих москвичей "второго жилья" в Московской области и т.п.).
Для достижения целевого показателя необходимо спрогнозировать численность населения региона и размер жилищного фонда к 2016 году. Росстат, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г., произвел оценку численности постоянного населения Москвы на 1 января 2010 г. - 11,468 тыс. чел., на 1 января 2011 г. - 11,552 тыс. чел. Прирост населения за 2010 год составил 84 тыс. человек (0,73%). При сохранении темпов прироста численность населения Москвы составит к 2016 г. - 12 млн человек.
Федеральная целевая программа "Жилище" предусматривает в качестве целевого показателя выход к 2016 году на уровень жилищной обеспеченности 24,2 кв. м на 1 человека. В условиях Москвы этот уровень достижим в 2016 году в целом по Московскому региону. По данным программы "Жилище" Московской области, принятой Минрегионразвития, численность населения МО в 2016 году составит 7,5 млн человек, а жилищный фонд - 242,5 млн кв. м Для достижения федерального показателя по Московскому региону в целом необходимо иметь жилой фонд в размере:
(12 млн чел. + 7,5 млн чел.) х 24,2 кв. м/чел. = 471,9 млн кв. м,
на долю Москвы приходится:
471,9 - 242,5 = 229,4 млн кв. м
229,4 - 215,5 (сущ. фонд) = 13,9 млн кв. м.
Таким образом, за 2011 - 2016 г г. жилой фонд Москвы должен прирасти на 13,9 млн кв. м.
В 2011 году планируется ввод 2,2 млн кв. м, снос жилых домов первого периода индустриального домостроения - 252,1 тыс. кв. м, т.е. прирост жилого фонда в 2011 г. планируется в размере 1,95 млн кв. м.
За годы реализации ГП "Жилище" 2012 - 2016 гг. необходимо обеспечить прирост жилого фонда в размере 13,9 - 1,95 = 11,95 млн кв. м. При условии равномерного прироста по годам этот показатель составит при выполнении Программы 2,39 млн кв. м ежегодно.
Для того чтобы перейти от необходимого прироста жилого фонда к планируемым объемам жилищного строительства, необходимо учесть расчетное выбытие жилого фонда, т.е. ожидаемый ежегодный снос аварийных и ветхих домов, а также завершение программы ликвидации подлежащих сносу жилых домов первого периода индустриального домостроения.
Анализ структуры сноса в Москве за 2006 - 20110# гг. позволяет оценить суммарный объем сноса аварийных и ветхих домов, а также технологического сноса (в связи со строительством объектов транспортной и инженерной инфраструктуры) в объеме 465 тыс. , включая маневренный фонд в объеме до 1% от ежегодного ввода, т.е. около 90 тыс.
в год.
В соответствии с адресными перечнями строительства на 2011 - 2013 гг., планируемые объемы сноса 5-этажного фонда (для завершения программы в 2014 году) составляют:
2011 г. - 252,1 тыс. кв. м; 2012 г. - 434,6 тыс. кв. м;
2013 г. - 430,3 тыс. кв. м; 2014 г. - 430,6 тыс. кв. м.
Для реализации предусмотренных в ГП "Жилище" мероприятий по реновации кварталов, что связано со сносом домов следующего периода домостроения и домов "несносимых серий", соответствующее уменьшение жилого фонда предусматривается в 2015 и 2016 гг. по 430 тыс. кв. м ежегодно.
Сопоставление целевого прироста жилищного фонда и расчетного выбытия из-за ежегодного сноса дает расчетные показатели ввода жилья по второму сценарию, в млн. кв. м:
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2,9098 |
2,9103 |
2,9106 |
2,920 |
2,920 |
Третий сценарий основан на лимитах, выделяемых на строительство жилья по городскому бюджету, и предварительном анализе ожидаемого выполнения инвестиционных контрактов.
Объем ввода жилья по городскому бюджету определяется в рамках ежегодно утверждаемой адресной инвестиционной программы. Прогноз составляет 3,80 млн. кв. м и распределяется по годам реализации Программы равномерно по 0,76 млн. кв. м ежегодно.
Адресные перечни жилых домов, предлагаемые к строительству и вводу в 2012 - 2014 гг. за счет средств бюджета города Москвы, соответствуют основным направлениям адресной инвестиционной программы города Москвы на 2012 - 2014 гг., утвержденным постановлением правительства Москвы от 26 августа 2011 г. N 388-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2012 - 2014 гг.".
Вторая составляющая жилищного строительства связана с реализацией потенциала возможностей частно-государственного партнерства. Предварительный анализ действующих инвестиционных контрактов по жилищному строительству (таблица 6.3.) показывает, что в настоящее время в соответствии с установленным Правительством Москвы порядком подтверждено 133 инвестиционных контракта по жилищному строительству, преимущественно по завершающимся объектам общей площадью 3,04 млн. кв. м (подтвержден 71% из рассмотренных контрактов по жилищному строительству). Можно предположить, что оставшиеся 2/3 от общего числа контрактов получат подтверждение в той же пропорции. Общий потенциал действующих инвестиционных контрактов, строительство жилья в соответствии с которым может быть признано соответствующим интересам города, составляет 8,9 млн. кв. м, или в расчете на год по 1,78 млн. кв. м ежегодно в период действия ГП "Жилище".
Таблица 6.3
Результаты предварительного анализа действующих инвестиционных контрактов
Показатель |
Единица изм. |
Значение |
|
натур. показатель |
% |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Общее количество контрактов, подлежащих рассмотрению. |
шт. |
1304 |
100 |
2. Общее количество контрактов по жилищному строительству (жилые дома, комплексная застройка, смешанное назначение) |
шт. |
515 |
39,5% к общему числу контрактов |
3. Рассмотрено на ГЗК контрактов по жилищному строительству |
шт. |
176 |
34,2% к общему числу контрактов |
из них: расторгнуто - |
шт. |
47 |
26,7% |
подтверждено - |
шт. |
33 |
73,3% |
4. Общая площадь по подтвержденным контрактам |
млн. |
3,04 |
- |
5. Ориентировочная общая площадь по результатам рассмотрения всех контрактов по жилищному строительству (3,04:0,342=8,9) |
млн. |
8,9 |
- |
Суммарный объем ввода жилья по городскому бюджету и инвестиционным контрактам, соответствующий третьему сценарию, составит за годы реализации Программы 12,70 млн кв. м - по 2,54 млн кв. м ежегодно.
По результатам публичного обсуждения проекта Государственной программы города Москвы на 2012 - 2016 гг. "Жилище", состоявшегося 11 июля 2011 года в Комплексе градостроительной политики и строительства города Москвы, с учетом мнений, высказанных гражданами, представителями экспертного сообщества и префектур административных округов в качестве приоритетного был выбран третий сценарий. Подчеркивалось, что он основан на реальных финансовых источниках для жилищного строительства: городском бюджете и частных инвестициях, уже пришедших в город.
Рекомендовано дополнить третий сценарий рациональной структурой реновации жилищного фонда (снос аварийных и ветхих домов, технологический снос, создание маневренного фонда, ликвидация некомфортного жилья), определенной в рамках второго сценария.
С учетом принятого сценария основные конечные результаты Государственной программы состоят в следующем:
- Введено в эксплуатацию 12,7 млн кв. м жилья за счет всех источников финансирования, в т.ч. за счет городского бюджета 3,8 млн кв. м.
- Завершено строительство по ранее заключенным инвестиционным контрактам.
- Сформирован цивилизованный рынок найма жилья в Москве. Создан базовый (первичный) жилищный фонд для предоставления жилья по договорам найма. Внесены изменения в законодательную и нормативную базу.
- Развиты механизмы замещения бюджетных средств в жилищной сфере внебюджетными средствами, а также созданы условия бизнес-сообществу для привлечения средств с длительным сроком окупаемости.
- В соответствии с утвержденными показателями развита сеть гостиниц для длительного проживания и малых гостиниц в городе Москве.
- В соответствии с утвержденными показателями проведена комплексная застройка земельных участков под жилищное строительство на реорганизуемых территориях.
- Разработаны проекты новых типов жилых домов с гибкой планировочной конструктивной системой, удовлетворяющих требованиям по набору и площадям квартир для целей переселения, найма, возмездных жилищных программ по обеспечению очередников. Внесены соответствующие изменения в нормативную базу.
- Завершена ликвидация подлежащих сносу серий жилых домов 1-го периода индустриального домостроения.
- Выполнены в соответствии с утвержденными показателями государственные обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
- В соответствии с утвержденными показателями обеспечены жильем "молодые семьи", расширен состав возможных участников программы.
- Развита система улучшения жилищных условий для жителей города Москвы, направленная на приобретение жилых помещений с использованием рассрочки платежа, ипотечного жилищного кредитования и зачета стоимости имеющихся в собственности этих граждан жилых помещений.
- В соответствии с утвержденными показателями реализован комплекс мероприятий по улучшению демографической ситуации в городе путем улучшения жилищных условий для молодых семей и многодетных семей.
- В соответствии с утвержденными показателями созданы жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), в том числе молодежные (МЖСК). Внесены изменения в соответствующую нормативную и правовую базу.
- В соответствии с адресными программами приведены в технически исправное состояние многоквартирные дома посредством капитального ремонта и модернизации.
- Сформирован специализированный жилищный фонд (в т.ч. маневренный фонд).
- Выполнена комплексная проверка очереди на улучшение жилищных условий.
- Создана система "специализированных операторов" в сфере жилищного строительства и управления недвижимостью.
- Получила дальнейшее развитие комплексная система страхования в жилищной сфере города Москвы.
Динамика достижения основных результатов Программы по годам ее реализации представлена в таблице 6.4.
Таблица 6.4
Динамика основных показателей ГП "Жилище"
Название индикаторов и показателей реализации Программы |
Единица измерения |
Справочно |
Годы реализации программы |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Итого 2012 - 2016 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1. Годовой объем ввода жилья в Москве (за счет средств всех источников) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. В т. ч. за счет средств городского бюджета |
млн кв. м |
2,00 |
2,20 |
2,54 |
2,54 |
2,54 |
2,54 |
2,54 |
12,70 |
|
млн кв. м |
0,53 |
0,70 |
0,76 |
0,76 |
0,76 |
0,76 |
0,76 |
3,80 |
3. Годовой объем ввода бездотационных домов |
млн кв. м |
0,045 |
0,062 |
0,084 |
0,085 |
0,085 |
0,085 |
0,085 |
0,424 |
4. Годовой объем ввода гостиниц |
шт. |
21 |
17 |
22 |
28 |
32 |
45 |
50 |
177 |
|
мест |
5710 |
4158 |
7866 |
8620 |
9100 |
11 780 |
14 000 |
51 366 |
5. Годовой объем капитального ремонта и модернизации жилых домов |
млн кв. м |
3,2 |
7,7 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
23,5 |
6. Количество граждан, улучшивших жилищные условия за счет городского жилищного фонда и социальных выплат из городского бюджета |
семей / тыс. чел. |
24,5/ 58,3 |
19,3/ 47,0 |
17,6/ 41,6 |
17,6/ 41,6 |
17,6/ 41,6 |
17,6/ 41,6 |
17,6/ 41,6 |
88,0/ 208,0 |
7. Уровень обеспеченности населения жильем (Москва / Московский регион) |
кв. м/ чел. |
18,7/ 22,3 |
18,8/ 22,5 |
18,9/ 22,8 |
19,0/ 23,0 |
19,2/ 23,2 |
19,3/ 23,4 |
19,4/ 24,0 |
19,4/ 24,0 |
Для получения ожидаемых результатов в Программе предусмотрено соответствующее ресурсное (финансовое) обеспечение за счет средств городского бюджета и юридических лиц (инвесторов), которое представлено в паспортах Программы и подпрограмм, таблицах 4 и 5 в составе Приложения 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.