Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Департамента
финансов г. Москвы
от 13 апреля 2012 г. N 61
Методика
прогнозирования доходов бюджета города Москвы по основным налогам и сборам
1. Общие положения
Настоящая Методика разработана в целях единообразия использования современных методов объективной экономически обоснованной оценки потенциала доходной части бюджета города Москвы, создания методологических основ прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Москвы при формировании бюджета на очередной финансовый год и плановый период главными администраторами доходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы для обеспечения равномерного и систематического пополнения денежными средствами доходной части бюджета.
2. Требования к методологии прогнозирования
Процесс прогнозирования основан на принципах бюджетного планирования, сформулированных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Прогнозирование поступлений необходимо осуществлять на основе положений Налогового кодекса Российской Федерации, федеральных законов, законов города Москвы, иных нормативных и правовых актов.
Прогноз налоговых и неналоговых доходов и источников финансирования дефицита бюджета города Москвы должен содержать экономическую обоснованность.
Объективность прогнозирования предполагает использование достоверной информации о прогнозах социально-экономического развития города Москвы, аналитических материалов о динамике поступлений, а также применение многовариантных расчетов, получаемых различными методами планирования и предусматривающих регионально-отраслевой подход.
3. Методы среднесрочного прогнозирования
Для среднесрочного прогнозирования основных источников доходов бюджета города Москвы рекомендуется использовать следующие методы прогнозирования: детерминистический, эконометрический, математического моделирования, трендовый, экспертных оценок.
Единого метода среднесрочного прогнозирования в равной мере подходящего для прогноза всех видов доходов бюджета не существует. Для повышения обоснованности прогнозных расчетов основных налогов целесообразно использовать комбинацию нескольких методов, например:
- Индексный (детерминистический) метод предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными переменными. Ввиду его простоты и информационной гибкости это наиболее актуальный метод для прогнозирования бюджетов территорий. Этот метод предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при расчете прогноза бюджетных показателей.
- Метод экспертных оценок - предполагает обобщение и математическую обработку экспертных оценок и заключается в использовании профессиональной интуиции экспертов по бюджетному планированию. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от "ощущений" эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.
- Трендовый метод (метод экстраполяции) является наиболее распространенным методом прогнозирования поступлений, предполагающим постоянную корреляцию значений исследуемой величины во времени, предполагая, что изменения в будущем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем. Недостаток данного метода - игнорирование экономических, демографических и других факторов. Используется, как правило, для краткосрочного прогнозирования поступления доходов в бюджет.
4. Прогноз доходов бюджета города Москвы
Основная задача прогнозирования доходов бюджета - определение на очередной финансовый год и планируемый период экономически обоснованного размера поступлений налогов и других обязательных платежей.
4.1. Прогнозирование налоговых доходов
Прогнозирование налоговых доходов бюджета города Москвы осуществляется Департаментом финансов города Москвы на основе разработанных методик и динамике фактических поступлений за предыдущие периоды в тесном взаимодействии с главным администратором налоговых доходов бюджета города Москвы Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Прогноз поступлений налогов и других обязательных платежей базируется на общеэкономических показателях развития страны, ведущих отраслей промышленности и города Москвы, разрабатываемых центральными экономическими ведомствами и органами исполнительной власти города, на которые возложены вопросы планирования и развития экономики города.
При прогнозировании налоговых доходов бюджета используются следующие показатели:
- Базовые показатели фактического (ожидаемого) поступления конкретных видов налогов и других обязательных платежей в бюджет города Москвы не менее чем за два года, предшествующих планируемому;
- Макроэкономические индексы-дефляторы, характеризующие прогнозируемые темпы роста (снижения) социально-экономического развития;
- Данные о ставках налогов и нормативах отчислений от федеральных регулирующих налогов, подлежащих зачислению в бюджет города Москвы.
Для определения базовых показателей текущего года используется утвержденный план поступления доходов в разрезе кодов бюджетной классификации и главных администраторов доходов бюджета города, который подвергается постоянному уточнению на основании отчетных и оперативных данных об исполнении бюджета года, предшествующего планируемому. По мере перехода бюджетного процесса из стадии прогнозирования к формированию, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, базовые показатели из "плановых" трансформируются в "ожидаемые".
Работа по расчету показателей ожидаемого поступления доходов в текущем году относится к категории краткосрочного прогнозирования (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) и базируется на анализе оперативных данных о поступлении налогов и других обязательных платежей, а также на данных отчетов финансовых и налоговых органов.
Исходя из действовавших в текущем году налоговых ставок и базовых (ожидаемых) показателях о поступлении налогов, расчетным путем можно определить налогооблагаемую базу по конкретному налогу. Расчет налогооблагаемой базы необходимо осуществлять по контингенту налога, т.е. не только по поступлению платежей в бюджет Москвы, но с учетом отчислений в федеральный бюджет, а также в местные бюджеты, поскольку норматив отчислений на планируемый период может быть изменен.
Рассчитанные таким образом базовые показатели налогооблагаемой базы по каждому налогу индексируются в соответствии с прогнозируемыми макроэкономическими показателями социально-экономического развития (индексами-дефляторами).
При расчете прогноза доходов бюджета города Москвы используются следующие индексы-дефляторы:
- Индекс промышленного производства;
- Индекс среднемесячной заработной платы;
- Индекс потребительских цен;
- Индекс инвестиций в основной капитал;
- Индекс оборота розничной торговли;
- Индекс цен производителей промышленной продукции в обрабатывающих производствах.
Макроэкономические индексы-дефляторы формируются Департаментом экономической политики и развития города Москвы на основе среднесрочных прогнозов макроэкономических показателей России публикуемых Минэкономразвития Российской Федерации.
В укрупненном виде расчеты по определению прогнозных показателей доходной части бюджета города Москвы можно представить в виде следующих математических формул.
Для расчета прогноза поступления отдельного налога () на планируемый год применяется следующая формула:
где:
- налогооблагаемая база на прогнозируемый год (в тыс. руб.)
- действующая ставка налога или вновь устанавливаемая на прогнозируемый год (в %)
- доля отчислений по федеральным регулирующим налогам, подлежащая передаче бюджету города Москвы (в %).
Налогооблагаемая база на прогнозируемый год () в свою очередь определяется путем индексации налогооблагаемой базы текущего года (
) по следующей формуле:
где:
- налогооблагаемая база в текущем периоде (в тыс. руб.)
- индекс-дефлятор, показывающий во сколько раз изменится этот показатель в следующем году. Для конкретных налогов используется индекс того экономического показателя, который оказывает влияние на исчисление данного налога.
Налогооблагаемая база текущего периода (Vn), определяется по следующей формуле:
где:
- сумма фактических (ожидаемых) поступлений налога в текущем году (в тыс. руб.)
- ставка налога, действующая в текущем году (в %)
- доля отчислений по регулирующим налогам, оставляемым в бюджете Москвы в текущем году (в %).
Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 174.1 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджета прогнозируются в условиях действующего на день внесения проекта закона о бюджете в законодательный орган налогового и бюджетного законодательства.
Таким образом, ставки налогов () и нормативы отчислений (
) при определении прогнозов поступлений на очередной финансовый год и планируемый период используются либо в размерах, действовавших в текущем году, либо их изменение на планируемый период должно быть законодательно утверждено до дня внесения проекта закона о бюджете города в Московскую городскую Думу.
Для прогнозных расчетов налогов, по которым невозможно расчетно определить налогооблагаемую базу применяется более простая формула:
где:
- сумма фактических (ожидаемых) поступлений налога в текущем году (в тыс. руб.)
- индекс-дефлятор на планируемый год, выбор которого зависит от степени влияния макроэкономических показателей на динамику поступления налога.
Для определения фактических (ожидаемых) поступлений отдельных налогов в бюджет города Москвы в текущем финансовом году необходимо использовать анализ динамики и тенденций поступления налогов по отношению к аналогичному периоду прошлого года во временном ракурсе (месяц, квартал).
4.2. Прогнозирование неналоговых доходов
Неналоговые доходы отличаются субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов.
Прогнозирование доходов бюджета, относящихся к категории "неналоговые" целесообразно осуществлять исключительно при взаимодействии с главными администраторами этих доходов.
Основными источниками неналоговых доходов бюджета города Москвы являются доходы от использования имущества города Москвы.
В связи с этим для составления прогноза по неналоговым доходам следует использовать данные соответствующих главных администраторов: Департамента имущества города Москвы и Департамента земельных ресурсов города Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, располагающих соответствующими базами данных о структуре и составе имущества и земельных участках в городе Москве, на основе которых специалисты данных Департаментов могут рассчитать корректный прогноз поступлений по дивидендам, арендной плате за землю и нежилые помещения, доходам от продажи имущества, земельных участков и квартир.
Отдельные виды неналоговых доходов относятся к категории не поддающихся объективному прогнозированию: штрафные санкции, административные платежи, прочие неналоговые доходы.
В целях прогноза их поступлений на планируемый период следует рекомендовать главным администраторам этих доходов рассчитывать их либо с постоянным темпом роста базы на основе динамики прошлых лет, либо с условным применением инфляционного индекса-дефлятора.
5. Прогноз доходов бюджета города Москвы по основным налогам и сборам
Налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и акцизы по подакцизным товарам являются основными бюджетообразующими налогами города Москвы, на их долю приходится более 80% всех доходов города.
Таким образом, прогнозирование поступлений по этим налогам имеет особое значение, поскольку завышение плановых показателей может в последующем вызвать объективные трудности в их мобилизации и повлечет недопоступление в бюджет города.
Предлагаемый порядок расчета прогнозных доходов бюджета города основан на определении ожидаемых показателях поступления налогов в текущем году, определении налогооблагаемой базы по конкретному налогу с учетом особенностей каждого налога и индексацией прогнозируемыми макроэкономическими показателями социально-экономического развития (индексами-дефляторами).
5.1. Налог на прибыль
Прогноз поступления налога на прибыль в бюджет города Москвы рассчитывается в разрезе основных отраслей экономики. Прогноз поступления налога в таком разрезе позволяет учитывать отраслевые особенности и факторы, влияющие на фактическое поступление налога от предприятий и организаций соответствующей отрасли.
Так при расчете прогноза поступления налога от предприятий нефтяной и газовой отраслей учитываются прогнозные показатели объема реализации нефти, цен на газ и курс валют. Прогноза поступления налога от предприятий энергетической отрасли учитывают рост тарифов на электроэнергию и изменение объема потребления электроэнергии, а прогноз поступления налога от финансово-кредитных организаций учитывает темпы роста кредитования и динамику российского фондового рынка (индекс РТС).
Таким образом, при расчете прогноза поступлений налога на прибыль в разрезе отраслей экономики используется сумма фактических (ожидаемых) поступлений налога в разрезе основных отраслей экономики в текущем году и индекс-дефлятор на планируемый год, выбор которого зависит от степени влияния макроэкономических показателей на динамику поступления налога каждой конкретной от
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.