Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами предварительные итоги реализации первого этапа Программы
За период, прошедший с начала первого этапа Программы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 1 октября 2002 г. N 805-ПП "О Московской программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2003 - 2005 годы", ее реализация осуществлялась по следующим двум основным направлениям.
Первое направление - улучшение жилищных условий молодых семей с использованием жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств.
Молодым семьям было предоставлено около 7,7 тыс. квартир общей площадью более 462 тыс. кв. м, построенных за счет средств бюджета города Москвы.
Таблица 1
2003 | 2004 | 2005 (план) | Ожидаемые показатели 2003-2005 |
|
Предоставлено, тыс. кв. м |
193,4 | 181,3 | 200,0 | 574,7* |
Всего квартир, в т.ч. по договорам: |
3309 | 3110 | 3162 | 9581 |
- найма | 648 | 648 | ||
- купли-продажи | 2601 | 2736 | 2767 | 8104 |
- аренды (для молодых специалистов) |
60 | 374 | 395 | 829 |
* Без учета нежилых помещений на первых этажах домов, построенных для молодых семей.
Кроме того, 87 молодых семей в рамках Программы уже воспользовались для приобретения жилых помещений субсидиями на строительство или приобретение жилья, предоставляемыми из бюджета города Москвы. В жилищном фонде "револьверного использования" проживают более 600 молодых семей, продолжающих накопление собственных средств, которые в дополнение к субсидии будут использованы на втором этапе Программы для приобретения жилья на рынке. При этом освобождающиеся жилые помещения будут предоставлены городом молодым семьям, участвующим в накопительных системах.
В отчетный период 560 молодым семьям, приобретающим жилье по договору купли-продажи с рассрочкой платежа, при рождении детей была оказана дополнительная государственная социальная помощь в виде списания части долга или предоставлена федеральная субсидия за квартиру, приобретенную по договору купли-продажи с рассрочкой платежа. Объем помощи в период с 2003 года по сентябрь 2005 года составил 51,4 млн. руб. за счет средств бюджета города Москвы (4,6 тыс. кв. м) и 60 млн. руб. за счет средств бюджета Российской Федерации (3,5 тыс. кв. м). Всего в молодых семьях, обеспеченных в рамках Программы жильем, проживают и воспитываются более 5 тыс. детей.
В рамках других городских жилищных программ обеспечены жильем еще 7123 молодые семьи.
Таким образом, всего с использованием жилищного фонда города Москвы и средств бюджета города Москвы в 2003-2005 годах улучшены жилищные условия более 16,7 тыс. молодых семей.
Всего затраты из бюджета города Москвы на реализацию Программы составили более 13,5 млрд.руб. При этом обеспечивается возврат затраченных средств бюджета за счет погашения задолженности по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа и платежей по договорам найма жилых помещений. В отчетный период в бюджет города от участников Программы уже поступило 2,1 млрд.руб.
Второе направление - улучшение жилищных условий молодых семей без использования жилищного фонда города Москвы и бюджетных средств.
Молодым семьям неочередников была предоставлена возможность участия в трех созданных долгосрочных системах жилищных (строительных) сбережений. Так, в созданный жилищно-строительный кооператив "Молодой семье - доступное жилье" вступили 312 семей, при этом для членов-пайщиков уже приобретено 79 квартир. Молодые семьи также приобрели облигации Коммерческого банка "Московское ипотечное агентство" (ОАО) на сумму около 20 млн. руб. Кроме того, молодые семьи осуществляют накопления на целевом вкладе "Жилищный" в "Московском муниципальном банке - Банке Москвы".
В двух административных округах в рамках Программы развернута работа по решению жилищных проблем молодых семей путем строительства собственного жилья в составе молодежных жилищно-строительных кооперативов административных округов, осуществляемом при первоначальной поддержке города без привлечения средств бюджета города Москвы.
Ход реализации Программы находился под постоянным контролем Правительства Москвы. Так, по итогам выполнения первого года Программы было принято постановление Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 79-ПП "О ходе выполнения постановления Правительства Москвы от 01.10.2002 N 805-ПП "О Московской программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы", скорректировавшее отдельные положения Программы.
В связи с острым дефицитом в городе педагогических и медицинских кадров в детских садах, школах, поликлиниках, больницах и других учреждениях, подведомственных департаментам образования и здравоохранения города Москвы, и в целях привлечения и закрепления молодых специалистов на работе в образовательных и медицинских учреждениях города Москвы Правительство Москвы приняло решение о необходимости выделения на эти цели части построенного в рамках Программы жилья.
Так, распоряжениями Правительства Москвы от 27 августа 2003 г. N 1537-РП "О выделении Департаменту здравоохранения города Москвы жилых помещений по договору аренды в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2003-2005 годы" и от 26 августа 2004 г. N 1699-РП "О предоставлении по договорам аренды жилой площади Департаментам образования и здравоохранения города Москвы в 2004-2005 годах" в рамках Программы были предоставлены 829 квартир молодым специалистам - сотрудникам указанных учреждений на условиях аренды.
В целях совершенствования управления жилищным фондом, построенным для молодых семей за счет средств бюджета города Москвы, распоряжением Правительства Москвы от 18 августа 2003 г. N 1467-РП "Об организации управления жилищным фондом города Москвы в рамках Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" обязанности по управлению, содержанию и техническому обслуживанию жилищного фонда, заселенного участниками Программы, возложены на Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской Центр арендного жилья" (далее - МГЦАЖ).
В рамках выполнения задач, поставленных перед МГЦАЖ, в нежилых помещениях на первых этажах домов, построенных для молодых семей, были размещены магазины шаговой доступности, предприятия социально-бытового обслуживания населения и организации, работающие с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на возмездной и безвозмездной основе. Развитая социальная инфраструктура позволила оперативно организовать быт участников Программы и создать более 500 рабочих мест для молодых семей.
Опыт работы МГЦАЖ в 2003-2005 годах свидетельствует о реальной возможности управляющей компании эффективно обслуживать жилищный фонд в рамках существующих тарифов на жилищно-коммунальные услуги и без использования дотаций со стороны бюджета города Москвы.
Учитывая социальную активность молодых семей, во всех домах, принятых в управление МГЦАЖ, проведены общие собрания и созданы домовые комитеты, которые участвуют в создании комфортных условий для быта жителей дома, в том числе и по вопросам обслуживания и эксплуатации жилого фонда.
Принятие и реализация Программы вызвали большой интерес у жителей Москвы и поток обращений в городские органы исполнительной и законодательной власти. За период, прошедший с момента начала реализации первого этапа Программы, в консультационные центры по Программе обратились более 33 тыс. молодых семей. Кроме того, специалистами Комплекса социальной сферы города Москвы даны ответы более чем на 22 тыс. письменных обращений граждан по Программе. Для целей разъяснительной работы даны более 500 интервью и комментариев в средствах массовой информации, задействованы интернет-ресурсы, телефоны доверия и автоответчики. Основные положения и практические аспекты реализации Программы получили освещение на выставках, семинарах, научно-практических конференциях и круглых столах, а также во встречах с молодыми жителями города Москвы и студенчеством.
Несмотря на то, что реализация Программы, в целом, проходит успешно, следует отметить, что в настоящее время на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит около 18 тыс. молодых семей, из них желание участвовать в Программе уже изъявили почти 6 тыс. семей.
С учетом полученного опыта выполнения первого этапа Программы в 2006-2008 годах значительное внимание следует уделить увеличению объема жилья, предоставляемого в рамках Программы по договорам найма, в том числе - молодым семьям, имеющим недостаточную обеспеченность жилыми помещениями, но не являющимся очередниками. Кроме того, следует активно развивать способы внебюджетной поддержки молодых семей, желающих улучшить свои жилищные условия с использованием накопленных (заемных) средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.