Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 2 апреля 2013 г. N 180-РП
План
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения города Москвы (2013-2018 годы)"
I. Общее описание "дорожной карты" города Москвы
1. Настоящая "дорожная карта" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения города Москвы (2013-2018 годы)" призвана обеспечить доступность услуг в сфере социального обслуживания населения, повысить эффективность и качество их предоставления, обеспечить соответствие уровня оплаты труда работников государственных учреждений социальной защиты населения города Москвы результатам их труда на основе введения "эффективного контракта".
Для удовлетворения потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в постоянном постороннем уходе в сфере социального обслуживания населения, социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения организационных, финансовых и кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформированию и дальнейшему развитию системы социального обслуживания в городе Москве будет способствовать совершенствование законодательной и нормативной правовой базы.
Настоящая "дорожная карта" будет являться базовым стратегическим документом для разработки проектов государственных программ города Москвы в целях среднесрочного и долгосрочного планирования развития системы социального обслуживания населения в городе Москве.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения города Москвы, обусловлены следующими обстоятельствами.
2.1. Законодательная и нормативная правовая база не в полной мере адекватна требованиям современной экономики и общества.
2.2. Имеется очередность на социальное обслуживание в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы (далее - стационарные учреждения).
Общее число фактически развернутых коек в стационарных учреждениях составляет 16464 койко-места.
Несмотря на тенденцию к сокращению, наметившуюся в последние годы, очередность на социальное обслуживание в стационарных учреждениях сохраняется.
По состоянию на 1 января 2013 г. ожидают места в стационарных учреждениях 504 гражданина пожилого возраста и инвалида (в основном в психоневрологические интернаты).
При этом очередность на социальное обслуживание в пансионатах для ветеранов войны и труда имеется только за счет ожидания места в конкретное стационарное учреждение.
Введение дополнительных мощностей в период 2013-2018 годов (планируется ввести 651 койко-место) позволит исключить очередность на социальное обслуживание в стационарных учреждениях.
Вместе с тем по-прежнему в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзором находится (по состоянию на 1 января 2013 года) 4079 детей, что составляет 22% от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что потребует в данный момент сохранения таких организаций и услуг, предоставляемых в таких организациях их воспитанникам.
2.3. К началу 2013 года штатная численность социальных работников организаций государственной системы социального обслуживания населения города Москвы составила 18555 человек. Должности, требующие профессионального образования, занимают 13,5% от общего числа работников. Остается низким приток молодых специалистов в систему социальной защиты населения города Москвы. В настоящее время молодые специалисты составляют 19,26% от общей численности работников.
2.4. Заработная плата социальных работников не достигает уровня среднемесячной заработной платы по городу Москве.
2.5. Объем финансирования на текущий и капитальный ремонт государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы в 2011-2012 годах увеличился в 10 раз. В 2012 году Правительством Москвы было выделено 2,4 млрд. рублей на капитальный ремонт и 731 млн. рублей на приобретение мебели и оборудования. Капитальный ремонт проведен в 118 государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы. Это позволило увеличить мощность учреждений на 201 койко-место, в том числе на 151 место в психоневрологических учреждениях, на 50 мест для лиц без определенного места жительства.
В 2013 году запланировано проведение работ по капитальному ремонту в 156 объектах, по текущему - в 110 объектах. При этом ветхие, аварийные и требующие реконструкции здания в системе социальной защиты населения города Москвы отсутствуют.
Остается острым вопрос о необходимости модернизации сети стационарных учреждений в части приведения нормы жилой площади на одного проживающего к минимальным социальным нормативам, а также устранения неравномерности и диспропорций в развитии социального обслуживания различных групп населения, нуждающихся в социальной помощи, в административных округах и районах города Москвы.
2.6. В городе Москве недостаточно развит рынок социальных услуг. Незначительно участие в предоставлении социальных услуг организаций негосударственного сектора, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, и как следствие - отсутствие конкуренции в этой сфере. Например, в 2012 году в рамках мероприятий по социальной интеграции инвалидов в общество, детей-инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности 79 негосударственными организациями оказано 36 760 услуг.
В то же время негосударственный сектор в структуре социальных учреждений социального обслуживания города Москвы составляет только 1,3%.
2.7. Прогноз развития сферы социального обслуживания населения ориентирован на создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платных и бесплатных услуг населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных граждан.
2.8. Процесс старения населения города Москвы (доля лиц старше трудоспособного возраста достигла 23,9%, что выше среднего показателя по России, который составляет 21,6%) приведет к росту численности граждан пожилого возраста, что потребует привлечения дополнительных финансовых ресурсов. Требуется корректировка комплекса мер по повышению уровня и качества жизни граждан старшего поколения, предусмотренных Государственной программой "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 6 сентября 2011 г. N 420-ПП.
3. Целями настоящей "дорожной карты" являются:
Повышение эффективности и качества социального обслуживания населения города Москвы посредством:
3.1. Системного анализа ситуации в сфере социального обслуживания населения города Москвы с целью выработки комплексных предложений, направленных на совершенствование организации социального обслуживания.
3.2. Совершенствования правового регулирования в сфере социального обслуживания населения города Москвы.
3.3. Исключения очередности на социальное обслуживание в стационарных учреждениях.
3.4. Оптимизации структуры и штатной численности работников государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы путем создания многопрофильных современных учреждений в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в результатах труда, в том числе через введение "эффективного контракта", и поднятия престижа профессии социального работника.
3.5. Обеспечения повышения заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы, до уровня средней заработной платы в городе Москве.
3.6. Обеспечения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы, до средней заработной платы в сфере общего образования в городе Москве.
3.7. Повышения к 2018 году средней заработной платы социальных работников, среднего медицинского персонала, младшего медицинского персонала, преподавателей и мастеров производственного обучения в учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы, - до 100 процентов от средней заработной платы в городе Москве.
3.8. Повышения к 2018 году средней заработной платы врачей в учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы, - до 200 процентов от средней заработной платы в городе Москве.
3.9. Повышения к 2018 году средней заработной платы педагогических работников, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в учреждениях, подведомственных Департаменту социальной защиты населения города Москвы, - до 100 процентов от средней заработной платы в городе Москве.
3.10. Развития, модернизации, в том числе укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы.
3.11. Содействия развитию рынка социальных услуг путем расширения участия коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, а также физических лиц (в том числе благотворителей и добровольцев) в деятельности по социальному обслуживанию населения в целях обеспечения оптимального выбора гражданами видов услуг, условий их предоставления и исполнителей.
3.12. Увеличения количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.
3.13. Анализа кадрового обеспечения, повышения уровня профессиональной подготовки работников государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы.
3.14. Эффективного использования имущества государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы.
3.15. Развития конкуренции в сфере оказания социальных услуг.
3.16. Внедрения механизмов частно-государственного партнерства.
3.17. Обеспечения комплексной безопасности социальных объектов.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты".
4.1. Повышение эффективности и качества социального обслуживания населения города Москвы на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания населения города Москвы и выявления существующих проблем в отрасли.
4.2. Совершенствование нормативной правовой основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения города Москвы.
4.3. Оптимизация структуры сети и штатной численности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных подразделений, которые не отвечают современным функциям отрасли.
Сокращение не менее чем на 15-20% численности работников (с учетом ранее проведенной оптимизации), занятых в системе социального обслуживания населения (преимущественно работников административно-хозяйственного управления), в целях повышения эффективности деятельности учреждений, сокращения расходов на оказание социальных услуг.
4.4. Реализация перспективной схемы развития и размещения государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы к 2018 году (приложение 1 к настоящему Плану).
4.5. Укрепление материально-технической базы государственных нестационарных и стационарных учреждений социального обслуживания населения города Москвы для граждан пожилого возраста и инвалидов.
4.6. Развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому.
4.7. Внедрение современных телекоммуникационных технологий в деятельность государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы.
4.8. Развитие кадрового потенциала сферы социального обслуживания населения, в том числе повышение профессионального уровня работников государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, за счет переподготовки и повышения квалификации не менее 3 000 человек ежегодно.
4.9. Реализация комплекса мероприятий по повышению престижа профессии социального работника на 2013-2018 гг. (приложение 2 к настоящему Плану).
4.10. Снижение рисков чрезвычайных ситуаций, создание условий для повышения реального уровня безопасности жизни граждан, проживающих в стационарных учреждениях, в том числе обеспечение пожарной безопасности за счет оснащения учреждений системами противопожарной защиты, радиоканальными системами вызова пожарных подразделений, современными первичными средствами пожаротушения и эвакуации, системами видеонаблюдения и охранной сигнализации.
5. В качестве показателей успешной реализации "дорожной карты" выбраны:
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Доля граждан, получивших социальные услуги в государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы, от общего числа граждан, обратившихся за получением социальных услуг |
% |
97,9 |
98,1 |
98,4 |
98,7 |
99,0 |
99,3 |
Соотношение средней заработной платы социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы и средней заработной платы в городе Москве |
% |
62,7 |
63,8 |
68,5 |
79,0 |
89,5 |
100,0 |
Соотношение средней заработной платы педагогических работников государственных учреждений города Москвы, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и средней заработной платы в городе Москве |
% |
83,5 |
78,6 |
73,9 |
78,9 |
89,5 |
100,0 |
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов (в т.ч. детей-инвалидов), получивших услуги в негосударственных учреждениях социального обслуживания, от общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов, получивших услуги в учреждениях социального обслуживания населения города Москвы всех форм собственности |
% |
0,3 |
0,9 |
1,5 |
2,0 |
4,0 |
5,0 |
Удельный вес зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, требующих приведения нормы жилой площади на одного проживающего к минимальным социальным нормативам |
% |
56,0 |
51,0 |
51,0 |
42,0 |
33,0 |
33,0 |
Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества организаций, оказывающих социальные услуги в городе Москве |
% |
1,8 |
2,6 |
4,4 |
6,7 |
8,8 |
10,0 |
Доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных на воспитание (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), на патронатное воспитание (включая (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных учреждениях всех типов |
% |
99,19 |
99,195 |
99,2 |
99,205 |
99,21 |
99,215 |
II. План мероприятий
N п/п |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Срок реализации |
Ответственный исполнитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Раздел 1. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения | ||||
1.1 |
Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения, выявление существующих проблем и подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания населения города Москвы |
Подготовка доклада в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительства Москвы. Повышение качества предоставления услуг социального обслуживания населению города Москвы |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы |
1.2 |
Осуществление деятельности по изучению общественного мнения (организация мониторинга качества жизни пожилых людей и инвалидов) |
Подготовка информационно-аналитической записки в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительства Москвы с предложениями по повышению эффективности социальной сферы города. Выявление объективных потребностей граждан, анализ уровня удовлетворенности граждан социальной политикой и качеством предоставляемых социальных услуг с целью совершенствования системы социального обслуживания населения города Москвы |
ежегодно |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. ГАУ Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы |
1.3 |
Анализ процесса оптимизации сети государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы: - выявление неэффективных, мало востребованных гражданами социальных услуг, непрофильных функций; - оценка возможности перевода ряда обеспечивающих функций и услуг на условия аутсорсинга |
Подготовка аналитической записки в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительства Москвы. Исключение неэффективных подразделений социального обслуживания. Стимулирование труда работников. Эффективное расходование бюджетных средств |
Май 2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
1.4 |
Осуществление научно-исследовательских работ в области перспективного развития системы социального обслуживания населения города Москвы на долгосрочный и краткосрочный периоды в рамках реализации Государственной программы города Москвы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы" |
Прогноз возможных направлений развития системы. Корректировка "дорожной карты". Эффективное планирование деятельности государственных учреждений |
2013-2016 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
1.5 |
Анализ кадрового обеспечения государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, в том числе: - динамика заполнения вакантных должностей; - обучение и повышение квалификации работников социальной сферы города Москвы; - аттестация кадров государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы; - развитие наставничества в государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы |
Выработка комплексных предложений и подготовка рекомендаций по реализации кадровой политики в учреждениях социального обслуживания. Повышение качества предоставления социальных услуг в условиях оптимизации сети государственных учреждений. Повышение профессионального уровня работников учреждений социального обслуживания. Обмен передовым опытом по организации социального обслуживания |
II квартал 2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
1.6 |
Анализ доступности и качества предоставляемых социальных услуг населению (проведение регулярных социологических исследований среди получателей услуг) |
Подготовка информационно-аналитической записки в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительства Москвы и рекомендаций по совершенствованию организации социального обслуживания Доведение уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью социальных услуг к 2018 году до величины не менее 95%. Расширение перечня платных услуг. Открытие в государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы отделений для оказания услуг населению на платной основе. Удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в социальных услугах. Контроль за эффективным расходованием средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. ГАУ Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы |
1.6.1 |
- анализ потребностей населения города Москвы в предоставлении различных социальных услуг; |
2013 г., далее ежегодно март |
||
1.6.2 |
- анализ развития сферы платных социальных услуг учреждений социального обслуживания в городе Москве; |
|
||
1.6.3 |
- анализ эффективности расходования средств, полученных от взимания платы с граждан за предоставление социальных услуг |
III квартал 2013 г. |
||
1.7 |
Мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы: ведение паспортов комплексной безопасности; ведение паспортов антитеррористической защищенности; анализ расходов на повышение безопасности учреждений; анализ обеспечения пожарной безопасности государственных учреждений, в т.ч. за счет оснащения учреждений системами противопожарной защиты, радиоканальными системами вызова пожарных подразделений, современными первичными средствами пожаротушения и эвакуации, системами видеонаблюдения и охранной сигнализации. Анализ замечаний, выявленных при проведении комплексных проверок государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы |
Подготовка ежегодного доклада в адрес Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительства Москвы. Совершенствование мероприятий, направленных на безопасность граждан в государственных учреждениях, в том числе внедрение современных систем безопасности |
ежегодно, начиная с IV квартала 2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Главное управление МЧС России по г.Москве |
1.8 |
Оценка промежуточных результатов реализации "дорожной карты", ее актуализация, пересмотр и внесение коррективов |
Контроль за реализацией "дорожной карты". Стратегическое планирование реформирования системы социального обслуживания |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
Раздел 2. Совершенствование законодательства города Москвы, регулирующего правоотношения в сфере социального обслуживания | ||||
2.1 |
Приведение законодательства города Москвы в соответствие с новым Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" |
Формирование новой законодательной основы регулирования правоотношений в сфере социального обслуживания населения города Москвы |
в течение 12 месяцев после принятия нового Федерального закона |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
2.2 |
Утверждение предельной величины среднедушевого дохода граждан для порядка определения оказания социальных услуг на безвозмездной основе |
Обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на социальное обслуживание |
2014 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Правительство Москвы |
2.3 |
Разработка порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах, предоставляемых гражданину: |
Дальнейшее совершенствование социального обслуживания. Повышение адресности предоставления социальных услуг. Установление единых подходов и критериев определения индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании, учитывающих состояние здоровья и социально-эконономическую# ситуацию, в которой находится гражданин |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
2.3.1 |
- разработка классификатора клиентов по категориям обслуживания в зависимости от степени индивидуальной нуждаемости в социальных услугах; |
|||
2.3.2 |
- разработка пакетов социальных услуг в зависимости от индивидуальной нуждаемости клиента в социальном обслуживании; |
|||
2.3.3 |
- определение базового перечня надомных социальных услуг для групп получателей таких услуг; |
|||
2.3.4 |
- разработка и утверждение нормативов нагрузки на одного социального работника в соответствии с дифференцированной индивидуальной нуждаемостью клиентов; |
|||
2.3.5 |
- дифференциация социальных работников в зависимости от категорий обслуживаемых клиентов и их нуждаемости в социальных услугах |
|||
2.4 |
Разработка и утверждение единой системы учета оказываемых государственными учреждениями социального обслуживания населения города Москвы социальных услуг |
Организация постоянно действующего мониторинга социального обслуживания населения. Обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на социальное обслуживание |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
2.5 |
Разработка и принятие стандарта социального обслуживания населения города Москвы на безвозмездной основе и критериев оценки качества услуг и эффективности работы государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы: |
Дальнейшее совершенствование и развитие системы социального обслуживания |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
2.5.1 |
- разработка модели экспертной системы принятия решений специалистами по определению пакета социальных услуг; |
|||
2.5.2 |
- разработка модели оценки качества предоставления услуг на основании утвержденных критериев по надомному обслуживанию населения в городе Москве |
|||
Раздел 3. Обеспечение межведомственного взаимодействия и координация мер, направленных на совершенствование деятельности по социальному обслуживанию населения в городе Москве | ||||
3.1 |
Анализ результатов реализации разделов Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг." по повышению качества жизни граждан пожилого возраста в рамках межведомственного взаимодействия |
Охват социальными услугами к 2018 году не менее 98% пожилых людей из числа граждан, нуждающихся в социальном обслуживании |
ежеквартально 2013-2016 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
3.2 |
Обеспечение взаимодействия между организациями здравоохранения, фармацевтическими организациями и организациями социального обслуживания населения города Москвы по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом: |
Упорядочение взаимодействия между организациями здравоохранения, фармацевтическими организациями и организациями социального обслуживания по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке на дом. Охват наибольшего количества маломобильных одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста по предоставлению услуги по доставке лекарственных препаратов на дом |
2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы |
3.2.1 |
- анализ практики взаимодействия между организациями здравоохранения, фармацевтическими организациями и организациями социального обслуживания населения города Москвы по доставке пожилым гражданам лекарственных препаратов на дом; |
|||
3.2.2 |
- разработка регламента по организации взаимодействия организаций здравоохранения, фармацевтических организаций и организаций социального обслуживания населения города Москвы; |
|||
3.2.3 |
- реализация комплекса мер в соответствии с принятым регламентом по организации взаимодействия организаций здравоохранения, фармацевтических организаций и организаций социального обслуживания |
|||
3.3 |
Разработка регламента межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по вопросу реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания |
Утверждение регламента межведомственного взаимодействия |
I квартал 2014 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы |
3.4 |
Разработка модели перехода на безналичную форму оплаты социальных услуг (работ и т.д.). Организация взаимодействия с кредитными организациями в целях упрощения оплаты социальных услуг |
Улучшение условий труда социальных работников. Сокращение временных затрат на предоставление социальных услуг. Внедрение современных методов работы |
2014-2015 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
Раздел 4. Развитие системы и модернизация государственных учреждений социального обслуживания города Москвы | ||||
4.1 |
Развитие и модернизация сети государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы |
Устранение очередности. Увеличение койко-мест в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания населения города Москвы. Прирост 651 койко-места, в том числе: ПНИ (2 учреждения) - 202 койко-места; ДДИ (2 учреждения) - 451 койко-место. Улучшение условий проживания обслуживаемых граждан. Повышение качества социального обслуживания. Улучшение условий труда работников. Сокращение удельного веса зданий государственных стационарных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, требующих приведения нормы жилой площади на одного проживающего к минимальным социальным нормативам (6-8 кв. м) с 56 до 33%. Сокращение неравномерности и диспропорций в развитии обслуживания групп населения за счет строительства 3-х новых зданий центров социального обслуживания и УСЗН района Митино, повышение доступности социальных услуг для престарелых и инвалидов, а также уровня их жизни. Создание специализированного стационарного учреждения (социальной гостиницы) для бездомных престарелых граждан и инвалидов из числа бывших жителей города Москвы на 800 мест |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.2 |
Оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы |
Повышение качества оказания социальных услуг, сокращение количества организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и доли несовершеннолетних, помещенных в такие организации под надзор, за счет передачи детей, оставшихся без родительского попечения, на воспитание в семьи. Улучшение условий труда работников отрасли |
2013-2015 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.3 |
Анализ строительных, эпидемиологических и гигиенических правил и нормативов, правил комплексной безопасности, регламентирующих деятельность учреждений социального обслуживания населения, и представление предложений, направленных на внесение изменений в нормативы и правила, исходя из практики их применения в городе Москве и современных требований жизнеустройства в учреждениях социального обслуживания |
Предложения по внесению изменений в строительные, эпидемиологические и гигиенические правила и нормативы, правила комплексной безопасности, регламентирующие деятельность учреждений социального обслуживания. Совершенствование законодательства, направленного на повышение качества, доступности и безопасности социального обслуживания |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы |
4.4 |
Укрепление материально-технической базы государственных стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, в том числе закупка мебели и оборудования, в рамках софинансирования региональных социальных программ за счет направления субсидий Пенсионным фондом Российской Федерации (не более 50%) |
Создание комфортных условий проживания и социально-бытового обслуживания в стационарных и нестационарных учреждениях, улучшение условий труда работников, повышение качества социального обслуживания. Удовлетворенность условиями и качеством обслуживания в учреждениях не менее 90% проживающих и обслуживаемых на основе социологических опросов |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области |
4.5 |
Расширение перечня услуг стационарного социального обслуживания, в том числе на платной основе |
Улучшение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов. Повышение качества предоставляемых социальных услуг. Обеспечение целевого использования бюджетных средств |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.6 |
Упрощение процедуры приема заявлений на предоставление путевки в государственные стационарные учреждения социального обслуживания населения города Москвы |
Сокращение периода предоставления услуги. Использование новых коммуникационных технологий (электронная очередь). Повышение доступности информации и услуги |
2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.7 |
Внедрение механизма нормативно-подушевого финансирования в учреждениях социального обслуживания населения города Москвы: |
Исключение необоснованных расходов на содержание учреждения и административно-управленческого персонала, эффективное использование бюджетных средств. Возможность выбора поставщика социальных услуг. Развитие конкурентной среды в системе социального обслуживания населения |
2014-2015 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.7.1 |
- анализ практики применения расчета нормативных затрат на оказание социальных услуг и использования механизма нормативно-подушевого финансирования в государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы; |
|||
4.7.2 |
- разработка примерной методики расчета затрат на оказание социальных услуг с использованием механизма нормативно-подушевого финансирования в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России |
|||
4.7.3 |
- утверждение подушевого финансирования социальных услуг в государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы |
|||
4.8 |
Развитие и распространение стационарозамещающих технологий: - приемная семья для пожилого человека; - служба сиделок на дому; - санаторий на дому; - патронажное обслуживание граждан пожилого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, в том числе страдающих психическими заболеваниями; - оказание специализированных услуг на дому (санитарно-гигиенических, комплексной уборки квартир); - оперативное оказание разовых социальных услуг (мобильная социальная служба); - создание на базе территориальных центров социального обслуживания школ различной направленности (диабетика, гипертоника, остеопороза и.т.п.); - обучение родственников приемам ухода за пожилыми, в том числе с привлечением организаций, выпускающих средства по уходу |
Доступность социальных услуг. Внедрение новых технологий социального обслуживания. Снижение остроты социальных проблем у пожилых граждан и инвалидов. Разнообразие и доступность социальных услуг. Активизация социальной активности пожилых граждан, улучшение их социального самочувствия, продление независимой автономной жизни в привычных социальных условиях |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.9 |
Увеличение объемов и расширение видов услуг социального обслуживания за счет: |
Увеличение объемов оказания социальных услуг и расширение сети учреждений, предоставляющих социальные услуги. Снижение нагрузки городского бюджета за счет средств самих граждан. Расширение сферы социального обслуживания граждан Москвы. Обеспечение индивидуального подхода к оказанию социальных услуг, усиление адресных подходов при предоставлении социальных услуг. Переход на рыночные принципы предоставления социальной помощи с учетом индивидуальных потребностей нуждающихся граждан с использованием принадлежащего им имущества. Обеспечение эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на адресную социальную поддержку населения. Создание условий для снижения уровня бедности среди малообеспеченного населения, а также граждан, имеющих низкий трудовой потенциал или слабую трудовую мотивацию |
2013-2015 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.9.1 |
- привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению новых форм социальных услуг в сфере социального обслуживания; |
|||
4.9.2 |
- создания при центрах социального обслуживания отделений по оказанию услуг населению на платной основе; |
|||
4.9.3 |
- разработки механизма закупки социальных услуг у некоммерческих организаций; |
|||
4.9.4 |
- перехода от предоставления государственной социальной помощи в натуральной форме к предоставлению гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, сертификата на получение государственной социальной помощи; |
|||
4.9.5 |
- модернизации механизмов "социального контракта" с целью создания возможностей для обеспечения самозанятости пожилых людей и инвалидов, в первую очередь малообеспеченных, в том числе за счет создания рабочих мест на дому; |
|||
4.9.6 |
- развития механизмов "обратной ипотеки", изучение и использование передового зарубежного опыта, подготовка бизнес-плана, необходимых правовых актов города Москвы |
|||
4.10 |
Преобразование пансионатов для ветеранов войны и труда в геронтологические центры; реализация в них мероприятий в рамках программы "Лучшая половина жизни" (создание мастерских, теплиц и т.д. для трудовой занятости, реализация программ профилактики преждевременного старения и т.д.) |
Улучшение качества социального обслуживания граждан. Обеспечение эффективного использования имущественного комплекса учреждений социального обслуживания |
2014-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
4.11 |
Обобщение и распространение современных практик деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, волонтеров, добровольцев и благотворителей в сфере социального обслуживания и подготовка методических рекомендаций по расширению их участия в деятельности по оказанию социальных услуг пожилым гражданам, детям и инвалидам |
Издание и распространение информационных материалов. Повышение доступности предоставления социальных услуг. Расширение рынка социальных услуг. Развитие добровольчества |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
Раздел 5. Повышение качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания на основе контроля и оценки качества работы государственных учреждений | ||||
5.1 |
Разработка и утверждение системы показателей оценки эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России, в том числе: |
Повышение эффективности и качества работы учреждений социального обслуживания и ответственности их руководителей. Подготовка ежегодного аналитического доклада об эффективности деятельности учреждений на основе оценки результативности |
2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
5.1.1 |
- разработка критериев оценки эффективности и результативности деятельности работников государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы; |
|||
5.1.2 |
- разработка критериев оценки эффективности и результативности деятельности руководителей, включая механизм увязки размера оплаты труда работников и руководителей государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы с конкретными показателями качества и количества оказываемых услуг; |
|||
5.1.3 |
- создание в Департаменте социальной защиты населения города Москвы и управлениях социальной защиты населения административных округов города Москвы комиссий по оценке эффективности и результативности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы и их руководителей, включая: - заслушивание ежегодных докладов руководителей о результатах деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы; - анализ эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы |
|||
5.2 |
Разработка системы контроля качества в государственных учреждениях социального обслуживания города Москвы: |
Разработка и внедрение независимой системы оценки качества, определения критериев эффективности работы учреждений и публичного рейтингования их деятельности в зависимости от индивидуальной нуждаемости и состояния здоровья граждан. Утверждение Плана мероприятий по внедрению системы показателей эффективности деятельности учреждений социального обслуживания |
2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
5.2.1 |
- разработка рекомендаций по внедрению независимой системы оценки качества социальных услуг, включая определение критериев эффективности деятельности учреждений, в том числе введение публичных рейтингов их работы; |
|||
5.2.2 |
- создание и внедрение системы внутреннего аудита контроля качества; |
|||
5.2.3 |
- сертификация учреждений на наличие системы менеджмента качества (ISO 9001, ГОСТ-Р); |
|||
5.2.4 |
- создание трехуровневой системы оценки качества (экономические, статистические и социологические параметры); |
|||
5.2.5 |
- определение рейтингов учреждений социального обслуживания и личных рейтингов социальных работников |
|||
5.3 |
Повышение открытости и прозрачности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы: - отчет руководителей территориальных центров социального обслуживания перед муниципальными собраниями по итогам года; - публикации отчетов в местных средствах массовой информации; - информирование общественности о проделанной работе; - организация работы электронных приемных в учреждениях; - создание личного кабинета клиента на сайте учреждения |
Повышение информированности населения и открытости деятельности системы социального обслуживания в городе Москве. Доступность и оперативность оказания социальных услуг |
постоянно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
5.4 |
Проведение контрольно-ревизионных проверок деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы |
Улучшение качества оказания социальных услуг, повышение эффективности работы учреждений социального обслуживания |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
5.5 |
Организация информационно-разъяснительной работы о видах и условиях предоставления социальных услуг: |
Повышение информированности населения и открытости данных о деятельности системы социального обслуживания в городе Москве и обоснованности принимаемых решений о предоставлении социальных услуг. |
ежегодно 2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. Органы исполнительной власти города Москвы |
5.5.1 |
- определение состава информации, подлежащей обязательному опубликованию; |
|||
5.5.2 |
- актуализация информации, размещенной на сайтах Департамента социальной защиты населения города Москвы и государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы; |
|||
5.5.3 |
- представление обязательных показателей результативности и эффективности реализации Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 гг." в информационную систему "Открытое правительство"; |
|||
5.5.4 |
- использование современных телекоммуникационных ресурсов для информирования населения "Инфомат"; |
|||
5.5.5 |
- издание и распространение печатных материалов; |
|||
5.5.6 |
- принятие дополнительных мер по информированию населения и официальных структур о деятельности по социальному обслуживанию населения города Москвы, включая интернет-ресурсы; |
|||
5.5.7 |
- встречи с населением с привлечением общественных и ветеранских организаций; |
|||
5.5.8 |
- организация пресс-туров средств массовой информации в государственные учреждения социального обслуживания населения города Москвы; |
|||
5.5.9 |
- участие специалистов системы социальной защиты населения в телепередачах социальной направленности; |
|||
5.5.10 |
- подготовка и размещение информационных материалов в печатных средствах массовой информации |
|||
5.6 |
Создание в Департаменте социальной защиты населения города Москвы структурного подразделения контроля качества оказания социальных услуг |
Обеспечение контроля качества оказания социальных услуг. Выработка рекомендаций совершенствования деятельности учреждений социального обслуживания населения |
2013 г. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
5.7 |
Внедрение инновационных технологий социального обслуживания населения в городе Москве, в том числе: - реализация пилотного проекта по созданию мобильных служб реабилитации; - реализация проекта "Тревожная кнопка"; - реализация проекта оказания адресной социальной помощи на основе социального сертификата; - введение единого семейного пособия; - "обратная ипотека"; - внедрение системы патронажных служб, оказывающих социальную помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами, по месту их проживания, в том числе на платной основе |
Больший охват групп населения, обеспечивающих индивидуальное решение социальных проблем. Разнообразие и доступность социальных услуг |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
5.8 |
Организация опытно-экспериментальных площадок в государственных учреждениях социального обслуживания населения города Москвы как базы отработки, апробации и внедрения инновационных моделей социального обслуживания |
Повышение уровня профессионализма работников системы социального обслуживания. Обеспечение эффективного использования потенциала учреждений социального обслуживания |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
Раздел 6. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа и привлекательности профессии социальных работников города Москвы, совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников | ||||
6.1 |
Разработка показателей эффективности деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, их руководителей и основных категорий работников (социальные работники, медицинские работники, педагогические работники по оказанию социальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и другие), в соответствии с методическими рекомендациями Минтруда России |
Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа и привлекательности профессии социальных работников города Москвы. Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.2 |
Осуществление мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и педагогическим работникам государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
Достижение соотношения заработной платы отдельных категорий работников и педагогических работников социального обслуживания, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и средней заработной платы по городу Москве |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.3 |
Установление в трудовых договорах руководителей учреждений предельного (не превышающего более чем в 3 раза) уровня соотношения средней заработной платы руководителей учреждений социального обслуживания и средней заработной платы основного персонала учреждений за отчетный год |
Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников. Обеспечение контроля за соблюдением установленных параметров повышения заработной платы. Сокращение текучести кадров в отрасли. Трудовые договоры руководителей учреждений |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.4 |
Обеспечение к 2018 г. соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы до 1:0,7-1:0,5 (с учетом типа учреждения социального обслуживания населения) |
Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа и привлекательности профессии социальных работников города Москвы. Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников. Обеспечение контроля за соблюдением установленных параметров повышения заработной платы отдельных категорий работников учреждений социального обслуживания |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.5 |
Расчет потребности и учет при формировании бюджета города Москвы расходов на повышение заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с требованиями Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 28 декабря 2012 г. N 1688 в части повышения оплаты труда |
Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников. Улучшение материального положения работников |
2013-2018 гг. |
Правительство Москвы. Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.6 |
Организация работы по приведению трудовых договоров руководителей государственных учреждений социального обслуживания населения города Москвы в соответствие с типовой формой трудового договора, утвержденной Правительством Российской Федерации |
Ориентированность руководителей учреждений на результат и ответственность |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.7 |
Организация работы по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам (новых трудовых договоров) с работниками учреждений социального обслуживания в связи с введением "эффективного контракта" в 2013-2018 гг. в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации |
Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников. Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа и привлекательности профессии социальных работников города Москвы. Повышение ответственности руководителей учреждений за достижение установленных результатов |
2013-2018 гг. ежегодно |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.8 |
Проведение разъяснительной работы по вопросам повышения оплаты труда социальных работников и перехода на "эффективный контракт" с участием профсоюзов |
Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников. Сокращение текучести кадров в отрасли |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.9 |
Обеспечение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения не более 40% |
Ориентированность руководителей учреждений на результат и ответственность. Обеспечение эффективного использования бюджетных средств |
2013-2014 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.10 |
Организация мониторинга повышения оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 с обсуждением доклада на заседании Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений |
Обеспечение контроля за соблюдением установленных параметров нормирования труда. Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников |
1 июля и 31 декабря 2013 г., далее ежегодно |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.11 |
Организация работы по представлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей граждан, претендующих на замещение должностей руководителя государственного учреждения социального обслуживания населения города Москвы, а также граждан, замещающих указанные должности, проведению проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должности руководителя учреждения социального обслуживания населения, а также гражданами, замещающими указанные должности |
Совершенствование трудовых отношений и условий оплаты труда социальных работников. Повышение ответственности руководителей учреждений. Повышение прозрачности трудовых отношений и условий оплаты труда |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.12 |
Организация обучения по программам дополнительного профессионального образования (переподготовки, повышения квалификации, включая краткосрочные образовательные программы) для руководящих работников и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы. Организация деятельности по подготовке и проведению аттестации руководящих работников и специалистов государственных учреждений социальной защиты населения города Москвы |
Повышение качества социального обслуживания. Повышение эффективности кадровой политики в отрасли. Повышение уровня профессионализма кадров системы социальной защиты населения города Москвы Сохранение кадрового потенциала, повышение престижа и привлекательности профессии социальных работников города Москвы, сокращение текучести кадров в отрасли. Обеспечение периодичности переподготовки социальных работников 1 раз в 5 лет. Увеличение притока кадров в сферу социального обслуживания за 5 лет (до 50% от численности работающих в настоящее время). Привлечение в систему молодых специалистов, формирование у них управленческих навыков. Распространение передовых форм и методов работы в сфере социального обслуживания |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы. ГАУ Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения города Москвы |
6.13 |
Реализация комплекса мероприятий по повышению престижа профессии социального работника посредством: - ежегодного проведения конкурсов профессионального мастерства; - форумов социальных работников; - вручения почетных наград Правительства Москвы; - открытия в управлениях социальной защиты населения административных округов города Москвы досок почета социальных работников; - ежегодных встреч социальных работников и представителей общественности с Мэром Москвы; - организации видеосюжетов и репортажей о лучших социальных работниках; - развития клубов социальных работников и создания профессиональных сообществ; - распространения практики создания школ передового опыта; - организации городских методических объединений специалистов учреждений социального обслуживания; - повышения психологической устойчивости сотрудников учреждений, снижения риска "профессионального выгорания", укрепления корпоративной культуры; - проведения круглых столов, семинаров, школ по обмену передовым опытом организации социального обслуживания в учреждениях города Москвы, в том числе в рамках реализации соглашений, заключаемых между субъектами Российской Федерации |
Повышение престижа социальной работы, профессионального мастерства, распространение передовых форм и методов работы в сфере социального обслуживания, информирование жителей Москвы о деятельности учреждений социального обслуживания. Повышение стрессоустойчивости социальных работников. Повышение коммуникативности социальных работников. Совершенствование управленческих навыков социальных работников. Распространение передового отечественного и зарубежного опыта социальной работы |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
6.14 |
Создание на базе учреждений социального обслуживания методических кабинетов и профессиональных библиотек с размещением в них нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы организации социального обслуживания, методических разработок, учебников по социальной работе, выпускных квалификационных работ, информационных материалов и инновационных проектов и т.п. |
Повышение профессионального уровня специалистов учреждений социального обслуживания, изучение передового отечественного и зарубежного опыта социальной работы. Повышение личностных компетенций работников |
2013-2018 гг. |
Департамент социальной защиты населения города Москвы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.