Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Департамента
образования г. Москвы
от 4 мая 2012 г. N 275
Правила
проведения контрольного мероприятия
1. Общие положения
1.1. Правила проведения контрольного мероприятия (далее - Правила) определяют порядок осуществления структурными подразделениями Департамента образования города Москвы, окружными управлениями образования Департамента образования города Москвы, Государственным казенным учреждением города Москвы Службой финансового контроля Департамента образования города Москвы (далее - контрольные органы) контроля за финансово-экономической и хозяйственной деятельностью подведомственных государственных образовательных и иных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы (далее - Департамент), негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
1.2. Правила регулируют содержание и порядок организации контрольного мероприятия, общие правила и процедуры проведения этапов контрольного мероприятия.
1.3. Основные определения и термины, используемые в настоящих Правилах:
контрольное мероприятие - организационная форма осуществления контрольно-ревизионной деятельности, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий контрольных органов в сфере внутриведомственного финансового контроля;
инициатор контрольного мероприятия - руководитель Департамента, по поручению которого проводится контрольное мероприятие;
ревизор - должностное лицо контрольного органа, непосредственно осуществляющее контрольное мероприятие;
объект контроля - объект, в отношении которого контрольными органами осуществляется контрольное действие;
представитель объекта контроля - должностное лицо объекта контроля, на которое возложены функции единоличного исполнительного органа (руководитель), а также лицо его замещающее (исполняющий обязанности руководителя, заместитель руководителя);
заявитель - юридическое и/или физическое лицо, заявившее об обстоятельствах, подлежащих проверке.
2. Содержание контрольного мероприятия
2.1. Контрольное мероприятие должно отвечать следующим требованиям:
а) основанием для проведения контрольного мероприятия является:
- план работы контрольных органов;
- поручение руководителя Департамента;
- запрос правоохранительных органов;
- обращение гражданина, юридического лица;
- иное основание.
б) проведение контрольного мероприятия оформляется приказом руководителя контрольного органа;
в) контрольное мероприятие проводится в соответствии с программой его проведения, утвержденной в установленном порядке (для плановых и комплексных ревизий и проверок);
г) по результатам контрольного мероприятия оформляется акт, справки, краткое письмо инициатору (заявителю), содержащее основные выводы по результатам контрольного мероприятия.
2.2. Предметом контрольного мероприятия являются:
средства бюджета города Москвы, главным распорядителем которых является Департамент;
субсидии, выделяемые из бюджета города Москвы негосударственным образовательным организациям в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и бесплатного питания в период обучения;
средства, полученные учреждениями, подведомственными Департаменту, от приносящей доход деятельности;
собственность города Москвы, в том числе имущество, переданное в оперативное управление учреждениям, подведомственным Департаменту;
иные бюджетные средства и имущество города Москвы, переданное в оперативное управление, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;
межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета, в части расходов на образование;
межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетом города Москвы муниципальным образованиям в части расходов на образование.
При проведении контрольного мероприятия проверяются документы и иные материалы, содержащие данные о предмете контрольного мероприятия.
Предмет контрольного мероприятия, как правило, отражается в наименовании контрольного мероприятия.
2.3. Объектами контроля являются:
окружные управления образования;
учреждения, подведомственные Департаменту;
негосударственные образовательные учреждения, в части контроля за выполнением условий соглашения о субсидиях в целях возмещения затрат в связи с предоставлением гражданам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и бесплатного питания в период обучения;
иные объекты контроля в соответствии с нормативными правовыми актами и в пределах компетенции контрольных органов.
2.4. Контрольные мероприятия в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются по следующим типам финансового контроля:
ревизия финансово-хозяйственной деятельности;
тематическая проверка;
проверка эффективности.
К ревизии финансово-хозяйственной деятельности относятся контрольные мероприятия по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде финансовых и хозяйственных операций объектом контрольного мероприятия, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Ревизия может быть плановая, комплексная, внеплановая.
К тематической проверке относятся контрольные мероприятия, целью которых является выявление нарушений и проверка фактов по тематическим запросам, в том числе по фактам, изложенным в обращениях граждан и юридических лиц.
К проверке эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности использования средств бюджета города Москвы, полученных объектами контроля для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций.
В случае если в контрольном мероприятии сочетаются цели, относящиеся к разным типам финансового контроля, данное мероприятие классифицируется как комплексное контрольное мероприятие.
2.5. По форме проведения контрольные мероприятия подразделяются на:
- выездные;
- камеральные (представление документов по запросу в контрольные органы).
2.6. При проведении контрольного мероприятия применяются различные методы финансового контроля, включающие ревизию, инвентаризацию, анализ, обследование, экспертизу, опрос и другие методы, конкретное сочетание которых зависит от типа финансового контроля и целей контрольного мероприятия.
3. Организация контрольного мероприятия
3.1. Контрольно-ревизионная деятельность осуществляется на основе плана контрольно-ревизионной работы Департамента, утверждаемого руководителем Департамента образования города Москвы.
3.2. Организация контрольного мероприятия включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
- подготовка к контрольному мероприятию;
- проведение контрольного мероприятия;
- оформление результатов контрольного мероприятия.
3.3. На этапе подготовки к контрольному мероприятию проводится предварительное изучение его предмета и объекта, по итогам которого определяются методы и сроки его проведения, численность и состав группы ревизоров.
Результатом данного этапа является издание приказа контрольного органа, содержащего в себе:
- наименование юридического лица - объекта контроля;
- основания проведения контрольного мероприятия;
- цели, задачи, предмет контрольного мероприятия;
- даты начала и окончания проведения контрольного мероприятия;
- фамилии, имена, отчества, должности полномочных лиц, назначенных к проведению контрольного мероприятия, а также привлекаемых к проведению контрольного мероприятия экспертов, представителей экспертных организаций.
3.4. Этап проведения контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки и анализе фактических данных и информации, полученных по запросам контрольных органов, непосредственно на объектах контроля, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия и обоснования выявленных фактов нарушений и недостатков.
Продолжительность проведения данного этапа определяется на этапе подготовки контрольного мероприятия и зависит от типа осуществляемого финансового контроля и особенностей объекта контроля. В случае выявления в ходе проведения контрольного мероприятия обстоятельств, требующих дополнительного изучения, срок проведения контрольного мероприятия может быть продлен. При этом общий срок проведения контрольного мероприятия не может превышать 45 календарных дней.
При проведении плановой или комплексной ревизии финансово-экономической и хозяйственной деятельности контрольное мероприятие осуществляется на основе утвержденной программы контрольного мероприятия, являющейся приложением к приказу о проведении контрольного мероприятия.
Результатом проведения данного этапа являются оформленная рабочая документация, необходимая для составления акта ревизии (проверки).
3.5. На этапе оформления результатов контрольного мероприятия осуществляется составление и подписание акта ревизии (проверки) представителями объекта контроля, согласование разногласий при их наличии, а также подготовка краткого письма инициатору проверки (заявителю, в случае проведения контрольного мероприятия по обращению гражданина и/или юридического лица), содержащего основные выводы по результатам проверки.
Оформление акта осуществляется в сроки, установленные приказом руководителя контрольного органа для проведения контрольного мероприятия.
3.6. Непосредственное руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий ревизоров на его объекте осуществляет руководитель группы ревизоров, определяемый руководителем контрольного органа по представлению начальника соответствующего структурного подразделения контрольного органа.
Численность группы ревизоров, осуществляющих контрольное мероприятие на объекте, должна быть не менее двух человек.
3.7. Формирование группы ревизоров для проведения контрольного мероприятия должно осуществляться таким образом, чтобы не допускалось возникновение конфликта интересов, исключались ситуации, когда личная заинтересованность ревизора может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в процессе проведения контрольного мероприятия.
В контрольном мероприятии не имеют права принимать участие сотрудники контрольных органов, состоящие в родственной связи с руководством объекта контроля. Сотрудники контрольных органов обязаны заблаговременно заявить о наличии таких связей. Запрещается привлекать к участию в контрольном мероприятии сотрудника контрольного органа, если он в проверяемом периоде состоял в трудовых и/или гражданско-правовых отношениях (был привлеченным экспертом) с объектом контрольного мероприятия, либо состоит в таковых отношениях в момент проведения контрольного мероприятия.
3.8. Ревизор обязан соблюдать конфиденциальность в отношении полученной от объекта контроля информации.
3.9. В случае возникновения в ходе контрольного мероприятия конфликтных ситуаций ревизор должен в устной или письменной форме изложить руководителю контрольного мероприятия суть данной ситуации, а в случае конфликта с самим руководителем контрольного мероприятия - непосредственному руководителю в соответствии с действующей структурой подчиненности контрольного органа для принятия решения.
3.10. К проведению контрольного мероприятия в случае необходимости могут привлекаться аудиторские организации и отдельные специалисты (далее - внешние эксперты).
Привлечение внешних экспертов к проведению контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с приказом руководителя контрольного органа.
Привлечение внешних экспертов осуществляется посредством:
выполнения внешним экспертом конкретного вида и определенного объема работ на основе заключенного с ним государственного контракта или гражданско-правового договора;
включения внешних экспертов в состав группы ревизоров для выполнения отдельных заданий, подготовки аналитических записок, экспертных заключений и оценок.
3.11. В ходе проведения контрольного мероприятия формируется рабочая документация, в состав которой включаются документы и материалы, послужившие основанием для результатов каждого этапа контрольного мероприятия. К рабочей документации относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от должностных лиц объекта контроля и третьих лиц, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.п.), подготовленные ревизорами самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
По завершении контрольных процедур рабочая документация включается в дело контрольного мероприятия со сроком хранения 5 лет. В деле рабочая документация должна быть систематизирована в порядке, отражающем последовательность выполнения этапов и отдельных контрольных процедур контрольного мероприятия.
4. Проведение контрольного мероприятия
Проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении ревизии финансово-хозяйственной деятельности (проверки) объекта контроля, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия.
4.1. Выход группы ревизоров на объект контроля осуществляется без предварительного уведомления должностных лиц объекта контроля.
4.2. Должностным лицам объекта контроля руководителем группы ревизоров представляется копия приказа контрольного органа о проведении контрольного мероприятия на объекте контроля. Приказ оформляется на фирменном бланке контрольного органа (печатью не заверяется).
4.3. Должностные лица объекта контроля обязаны создать условия для проведения контрольного мероприятия, в том числе:
обеспечить ревизоров помещением с оборудованными мебелью рабочими местами по числу ревизоров, принимающих участие в контрольном мероприятии;
обеспечить ревизорам доступ к имеющейся копировально-множительной технике;
по возможности обеспечить группу ревизоров компьютерной техникой с доступом в Интернет.
4.4. При исполнении должностных обязанностей и при выполнении контрольных мероприятий ревизоры имеют право беспрепятственно проходить в помещения объекта контроля, требовать в необходимых случаях опечатывания кассы и кассовых помещений, складов, кладовых, проведения инвентаризации денежных средств, материальных ценностей и расчетов, требовать и получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении контрольного мероприятия.
4.5. При проведении тематических проверок, в том числе по обращениям граждан (юридических лиц), ревизоры имеют право запрашивать у объекта контроля информацию и документы, напрямую не относящуюся к теме проверки. При этом содержание и объем запрашиваемой информации определяется руководителем группы ревизоров.
4.6. В случае непредставления объектом контроля запрошенной информации в установленные сроки руководителем группы ревизоров передается под роспись представителю объекта контроля письменный запрос по форме, приведенной в приложении N 1 к Правилам. В указанном запросе в обязательном порядке перечисляются необходимые для представления документы, а также указываются сроки представления объектом контроля запрошенных документов. Указанные в письменном запросе сроки представления документов обязательны для соблюдения объектом контроля.
При этом представителем объекта контроля, которому передается под роспись запрос, должно быть должностное лицо проверяемого учреждения (директор, заведующий, управляющий, главный бухгалтер, их заместители или лица, исполняющие обязанности соответствующих должностных лиц). В случае длительного (более четырех часов) отсутствия указанного должностного лица на рабочем месте, запрос передается под роспись иному работнику объекта контроля.
В ходе проведения контрольного мероприятия ревизорами может передаваться представителям объекта контроля неограниченное количество письменных запросов.
При направлении ревизорами запросов в централизованные бухгалтерии, а также в иные учреждения, выступавшие исполнителями при выполнении государственного заказа на поставку для объектов контроля оборудования, программного обеспечения или выполнение работ (услуг), документы и справки представляются указанными учреждениями заверенными печатью и подписями ответственных должностных лиц этих учреждений.
В случае непредставления запрошенных документов в установленный в письменном запросе срок соответствующие документы признаются отсутствующими, о чем в акте ревизии (проверки) делается соответствующая запись.
4.7. При проведении всех видов ревизий (проверок), за исключением некоторых видов тематических проверок (проверка арендных отношений, проверка работ по ремонту, благоустройству и т.п.), ревизорами (по решению руководителя группы ревизоров) на основании приказа по объекту контроля о создании комиссии с участием ревизоров контрольного органа производятся следующие процедуры:
- проверка кассовых остатков объекта контроля;
- проверка остатков продуктов на пищеблоке и в кладовых;
- проведение выборочной или сплошной (на усмотрение руководителя группы ревизоров) инвентаризации товарно-материальных ценностей и основных средств;
- осмотр (выборочный или сплошной - по решению руководителя группы ревизоров) помещений объекта контроля;
- проверка фактического наличия в учреждении (объекте контроля) воспитанников, сверка фактических данных с учетными - не менее двух раз за период проведения проверки;
- проверка соответствия установленной нагрузки графикам работы (расписаниям) и фактической отработке рабочего времени работниками объекта контроля;
- опрос родителей (законных представителей, родственников) воспитанников, обучающихся на предмет незаконного сбора представителями объекта контроля денежных средств, при необходимости получение письменных подтверждений;
- опрос работников объекта контроля в соответствии с целями, задачами и предметом контрольного мероприятия.
Указанные процедуры за исключением опроса родителей и работников объекта контроля проводятся ревизорами в присутствии представителей объекта контроля (при их физическом наличии на объекте контроля в момент проведения контрольного мероприятия).
Результаты проверки кассовых остатков и продуктов питания документируются промежуточными актами, которые подписываются ревизорами, проводившими проверку, и присутствовавшими при этом представителями объекта контроля. Результаты инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей оформляются инвентаризационными описями (сличительными ведомостями), которые подписываются ревизорами, принимавшими участие в инвентаризации, и присутствовавшими при этом представителями объекта контроля.
Результаты опросов родителей (законных представителей, родственников) воспитанников, обучающихся, подтверждающие факты незаконного сбора денежных средств, оформляются собственноручно написанными родителями (законными представителями, родственниками) заявлениями.
Результаты прочих указанных в настоящем подпункте контрольных процедур оформляются промежуточными актами, составленными в произвольной форме, которые подписываются ревизорами, принимавшими непосредственное участие в проведении контрольной процедуры, и присутствовавшими при этом представителями объекта контроля.
При проведении тематической проверки (проверка арендных отношений, проверка работ по ремонту и благоустройству и т.п.) результаты контрольных процедур на объекте контроля оформляются промежуточными актами, которые подписываются ревизорами, проводившими контрольные процедуры, и присутствовавшими при этом представителями объекта контроля. По окончанию тематической проверки на всех объектах контроля, включенных в приказ о проведении тематической проверки, оформляется итоговый акт.
4.8. При выявлении в ходе контрольного мероприятия фактов нарушения требований законодательных и иных нормативных правовых актов ревизор обязан:
сообщить руководству объекта контроля о выявленных нарушениях и необходимости принятия мер по их устранению;
отразить в акте по результатам контрольного мероприятия факты выявленных нарушений, размер причиненного ущерба (при возможности его определения в момент оформления акта), а также принятые руководством объекта контроля меры по устранению нарушений в ходе контрольного мероприятия (при их наличии).
4.9. В процессе проведения контрольного мероприятия ревизоры имеют право получать письменные объяснения работников объекта контроля по вопросам, возникающим в ходе проверки. Факт отказа работника объекта контроля от представления письменных объяснений отражается в акте проверки.
4.10. При выявлении нарушений и недостатков ревизоры определяют и отражают в акте их причины, ответственных должностных лиц и исполнителей, вид и размер ущерба, причиненного объекту контроля или бюджету города Москвы.
5. Формирование доказательств
5.1. Доказательства представляют собой достаточные фактические данные и достоверную информацию, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в ведении объектом контроля финансово-хозяйственной деятельности.
5.2. Процесс получения доказательств включает следующие этапы:
- сбор фактических данных и информации в ходе проведения контрольного мероприятия, определение их полноты, приемлемости и достоверности;
- анализ собранных фактических данных и информации на предмет их достаточности для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия;
- проведение дополнительного сбора фактических данных и информации в случае их недостаточности для формирования доказательств.
Фактические данные и информацию ревизор собирает на основании письменных и устных запросов в формах:
копий документов, представленных объектом контроля;
подтверждающих документов, полученных из третьих источников;
статистических данных, сравнений, результатов анализа, расчетов и других материалов.
5.3. Доказательства получают путем проведения:
- инспектирования, которое заключается в проверке документов, полученных от объекта контроля;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контроля с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;
- пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;
- письменных и устных опросов;
- подтверждения, представляющего процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
5.4. В процессе формирования доказательств необходимо руководствоваться тем, что они должны быть достаточными, достоверными и относящимися к делу.
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание позволяют сделать обоснованные выводы в отчете о результатах проведенного контрольного мероприятия.
Доказательства являются достоверными, если они соответствуют фактическим данным и информации, полученным в ходе проведения контрольного мероприятия. При оценке достоверности доказательств следует исходить из того, что более надежными являются доказательства, собранные непосредственно ревизорами, полученные из внешних источников и представленные в форме документов.
Доказательства, используемые для подтверждения выводов, считаются относящимися к делу, если они имеют логическую разумную связь с такими выводами.
Доказательства и иные сведения, полученные в ходе проведения контрольного мероприятия, соответствующим образом фиксируются в актах и рабочей документации, являющихся основой для подготовки отчета о его результатах.
6. Оформление результатов контрольного мероприятия
6.1. После завершения контрольных мероприятий на объекте контроля составляется акт не менее чем в двух экземплярах, имеющий следующую структуру:
- основание проведения контрольного мероприятия;
- предмет контрольного мероприятия;
- проверяемый период деятельности объекта контроля;
- срок проведения контрольного мероприятия на объекте контроля;
- краткая характеристика объекта контроля (при необходимости);
- результаты контрольных действий по каждому проверенному ревизорами вопросу финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
6.2. При составлении акта должны соблюдаться следующие требования:
- объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте контроля;
- четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
- логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
- изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных ревизорами, при наличии исчерпывающих ссылок на них;
- структура, в том числе содержательная часть, должна строго соответствовать программе проведения контрольного мероприятия либо перечню вопросов, изложенных в поручении, запросе, обращении.
В акте последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте контроля по всем рассмотренным группой ревизоров вопросам.
Если в ходе проведения контрольного мероприятия, по каким либо вопросам нарушений и недостатков не установлено, в акте делается запись "Раздел проверен, нарушений и недостатков не установлено".
Если на данном объекте контроля ранее контрольными органами проводилось контрольное мероприятие, по результатам которого были выявлены нарушения и недостатки, в акте, по решению руководителя группы ревизоров, отражается краткая информация об установленных ранее нарушениях, принятых мерах по их устранению, а также указываются предложения, которые не были выполнены.
Не допускается включение в акт различного рода предположений и сведений, не подтвержденных документально.
В акте не должна даваться морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц объекта контроля, а также их характеристика с использованием таких юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение".
6.3. Акт составляют и подписывают ревизоры, проводившие контрольное мероприятие на данном объекте контроля.
6.4. Акт по результатам контрольного мероприятия на объекте контроля представляется для ознакомления руководителю объекта контроля или главному бухгалтеру, или лицам, их заменяющим, на срок не более пяти рабочих дней, включая день вручения акта. При этом в акте должностным лицом объекта контроля делается отметка о получении акта на ознакомление с указанием даты получения акта.
Один экземпляр подписанного должностным лицом объекта контроля акта с приказом по устранению нарушений (при их наличии) и объяснительной запиской представляется объектом контроля в контрольный орган. В случае отказа должностных лиц объекта контроля от ознакомления с актом, акт направляется объекту контроля по почте заказным письмом с уведомлением в получении и описью вложения. В этом случае датой вручения акта объекту контроля признается дата сдачи акта в почтовое отделение, определяемая по почтовому штампу.
6.5. Контрольное мероприятие завершается подписанием акта представителями объекта контроля, рассмотрением разногласий в случае их наличия, подготовкой краткого письма инициатору контрольного мероприятия, содержащего основные выводы по результатам ревизии (проверки), а также предложения по устранению установленных нарушений и принятию мер к виновным лицам. Заявителю на его обращение направляется письмо, содержащее основные результаты и выводы по итогам проведения контрольного мероприятия.
Должностное лицо объекта контроля (его представитель) обязано подписать акт. В случае несогласия ответственных должностных лиц объекта контроля с фактами, изложенными в акте, им предлагается представить разногласия к акту и подписать акт с указанием на наличие разногласий. Разногласия излагаются объектом контроля в письменной форме и направляются в контрольный орган до истечения срока, установленного для ознакомления с актом.
После подписания акта без указания наличия разногласий от должностных лиц объекта контроля, разногласия контрольным органом к рассмотрению не принимаются.
В случае поступления от должностных лиц объекта контроля письменных разногласий руководитель группы ревизоров в течение пяти рабочих дней с даты поступления разногласий готовит заключение на представленные объектом контроля разногласия. Заключение утверждается руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа.
Письменные разногласия должностных лиц объекта контроля и заключение руководителя группы ревизоров на представленные разногласия прилагаются к акту и включаются в материалы контрольного мероприятия.
Должностному лицу объекта контроля, ознакомленному с актом по его результатам, выдается на руки один экземпляр акта и заключения (при наличии разногласий).
В случае отказа должностного лица объекта контроля подписать акт (при условии указания на наличие разногласий) ревизоры, осуществляющее контрольное мероприятие, составляют Акт об отказе от подписания результатов контрольного мероприятия по форме, указанной в приложении N 2 к Правилам. Не допускается представление для ознакомления должностным лицам объекта контроля проекта акта, не подписанного ревизорами.
Внесение в подписанный ревизорами акт каких-либо изменений, на основании разногласий должностных лиц объекта контроля и вновь представляемых ими материалов, не допускается.
Образец заключения на разногласия должностного лица объекта контроля по содержанию акта по его результатам приведен в приложении N 3 к Правилам.
6.6. В ходе контрольного мероприятия также могут оформляться следующие виды актов:
- акт по фактам создания препятствий ревизорам в проведении контрольного мероприятия;
- акт по фактам выявленных на объекте контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению;
- акт по факту опечатывания ревизорами касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля;
- акт изъятия документов;
- акт вскрытия опечатанных ревизорами касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля;
- иные акты и документы.
6.6.1. Акт по фактам создания препятствий ревизорам контрольного органа в проведении контрольного мероприятия составляется в случае отказа должностных лиц объекта контроля в:
- допуске группы ревизоров на объект контроля (отдельное помещение объекта контроля);
- создании нормальных условий для работы ревизоров;
- представлении или задержки с представлением информации по запросу контрольного органа;
- в иных случаях.
При возникновении указанных случаев руководитель группы ревизоров:
- устно уведомляет должностных лиц объекта контроля о создании ими препятствий для проведения контрольного мероприятия;
- устно уведомляет руководителя контрольного органа о создании должностными лицами объекта контроля препятствий для проведения контрольного мероприятия;
- после вышеуказанных уведомлений незамедлительно оформляет соответствующий акт с указанием даты, времени, места, данных сотрудника, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации.
При необходимости требования руководителя группы ревизоров оформляются письменно и передаются руководителю или иному должностному лицу объекта контроля.
Акт в течение суток с момента его составления должен быть направлен в контрольный орган на имя руководителя. Образец оформления акта по фактам создания препятствий ревизорам контрольного органа в проведении контрольного мероприятия приведен в приложении N 4 к Правилам.
6.6.2. Акт по фактам выявленных нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий, оформляется незамедлительно при выявлении в ходе проведения контрольного мероприятия нарушений, наносящих прямой непосредственный ущерб и содержащий признаки состава правонарушения.
Образец оформления акта по фактам выявленных на объекте контроля нарушений, требующих принятия незамедлительных мер по их устранению и безотлагательного пресечения противоправных действий, приведен в приложении N 5 к Правилам.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается под роспись должностному лицу объекта контроля с требованием представить письменные объяснения по выявленным нарушениям и принять необходимые меры по пресечению противоправных действий.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля от письменного объяснения по выявленным нарушениям или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи.
В случае если должностное лицо объекта контроля отказывается от принятия мер по устранению выявленных нарушений руководитель группы ревизоров обязан незамедлительно доложить о происшедшем, а также направить данный акт руководителю контрольного органа.
6.6.3. Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов составляется в случае обнаружения в документах объекта контроля признаков подделок, подлогов, растрат, хищений и других злоупотреблений при использовании средств, являющихся предметом контрольного мероприятия.
Акт по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов на объекте контроля составляется в двух экземплярах, один из которых представляется под роспись руководителю или иному должностному лицу объекта контроля.
Образец оформления акта по факту опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов приведен в приложении N 6 к Правилам.
При обнаружении в документах объекта контроля признаков подделок, подлогов, растрат, хищений и других злоупотреблений при использовании средств, являющихся предметом контрольного мероприятия, составляется Акт изъятия документов.
Решение об изъятии принимает руководитель контрольного органа. Изъятие осуществляется по возможности в присутствии лиц, у которых они изымаются, при этом в делах объекта контроля оставляется экземпляр акта изъятия и опись изъятых документов. Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету контрольного мероприятия. В течение трех рабочих дней после изъятия ревизор передает копии изъятых документов объекту контроля.
Акт изъятия документов составляется в двух экземплярах и представляется для ознакомления под роспись руководителю или иному должностному лицу объекта контроля.
Образец оформления акта изъятия документов на объекте контроля приведен в приложении N 7 к Правилам.
6.6.4. Акт по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов составляется незамедлительно по выявлении данного факта. Образец оформления акта по факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов приведен в приложении N 8 к Правилам.
Указанный акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается под роспись руководителю или иному должностному лицу объекта контроля с требованием представить письменные объяснения по установленному факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов.
В случае отказа должностных лиц объекта контроля от письменного объяснения по установленному факту вскрытия опечатанных касс, кассовых и служебных помещений, складов или от получения экземпляра указанного акта в нем делаются соответствующие записи. В качестве заключения руководителем группы ревизоров оформляется и подписывается справка, содержащая информацию о выявленных нарушениях в денежном выражении. Форма справки приведена в приложении N 9 к Правилам.
7. Реализация материалов контрольного мероприятия
7.1. По завершении контрольного мероприятия руководителем группы ревизоров оформляется письмо инициатору контрольного мероприятия. Указанное письмо должно содержать краткие результаты и выводы по результатам проведенного контрольного мероприятия.
В случае если инициатором контрольного мероприятия является руководитель Департамента, к письму прилагается акт с приложениями (заключение по результатам рассмотрения разногласий, справка о выявленных нарушениях).
В случае если контрольное мероприятие проводилось по фактам, изложенным в обращении гражданина (юридического лица), оформляется два документа:
- письмо заявителю с информацией о том, подтвердились или не подтвердились факты, изложенные в обращении, а также о том, что результаты контрольного мероприятия направлены руководителю Департамента для принятия соответствующего решения (акт проверки не прикладывается). В случае подтверждения фактов, изложенных в обращении, указываются принятые меры по должностным лицам объекта контроля (при необходимости);
- краткое письмо руководителю Департамента о результатах контрольного мероприятия с приложением акта.
7.2. Письмо о результатах контрольного мероприятия по обращению заявителя (гражданина и/или юридического лица) должно содержать в обобщенном виде изложение фактов нарушений и недостатков, установленных проверкой.
7.3. На основе результатов контрольного мероприятия формируются выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Предложения должны быть:
- направлены на устранение причин выявленных нарушений и недостатков и при их наличии на возмещение ущерба, причиненного бюджету города Москвы, государственной собственности;
- ориентированы на принятие объектами контроля конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, выполнение которых можно проверить, оценить или измерить;
- конкретными и простыми по форме и по содержанию.
7.4. К письму инициатору контрольного мероприятия (заявителю) могут также прилагаться следующие материалы:
- приказ объекта контроля по устранению выявленных нарушений и недостатков объяснительная записка руководителя объекта;
- иные документы.
7.5. При написании текста письма следует руководствоваться следующими требованиями:
- результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно, с выделением наиболее важных проблем;
- не следует подробно описывать все выявленные нарушения и недостатки, необходимо давать лишь их обобщенную характеристику, иллюстрируя наиболее значимыми фактами и примерами;
- сделанные выводы должны быть аргументированными, а предложения логически следовать из них;
- доказательства, представленные в письме, должны излагаться в беспристрастной форме, без преувеличения и излишнего подчеркивания выявленных нарушений и недостатков;
- необходимо избегать ненужных повторений и лишних подробностей, которые отвлекают внимание от наиболее важных положений отчета;
- текст должен быть написан лаконично, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены;
- объем текста письма с учетом масштаба и характера проведенного контрольного мероприятия должен составлять, как правило, не более 5 страниц.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Запрос о предоставлении информации |
|
Содержание Приказ Департамента образования г. Москвы от 4 мая 2012 г. N 275 "Об утверждении Правил проведения контрольного мероприятия" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.